Газета «Рыбак Приморья»
Мониторинг. Дальневосточный выход

Дальневосточный выход

Дальний Восток станет пилотной зоной для отработки информационного взаимодействия между всеми органами, контролирующими работу рыбопромысловых судов.

Группа руководителей ФГУ «Центр системы мониторинга рыболовства и связи» была командирована на Дальний Восток. По маршруту Владивосток – Южно-Сахалинск – Петропавловск-Камчатский. По словам начальника ФГУ ЦСМС Максима САНЬКО, основная задача поездки – оптимизировать и усовершенствовать взаимодействие между судовладельцами, капитанами с одной стороны и органами мониторинга и контроля – с другой.

Восточный край страны встретил московскую делегацию проливными дождями, так что сотрудники ЦСМС буквально с головой окунулись в поставленные задачи: не выявить нарушения, а понять сложности, с которыми сталкиваются рыбаки, помочь их преодолеть. А в условиях огромных объемов лососевой путины, которая бьет все рекорды, проблемы сами всплывали на поверхность.

Добыть? Сосчитать!

Сегодня рыбаки поставлены в такие условия, что им сложнее не добыть, а сосчитать рыбу. Определить объем вылова большинство промысловиков просто не могут – на судах нет необходимых для этого весов. «Фактически, предоставление данных и составление отчетов строится на основе информации о переработке продукции, – уточняет Максим Санько, – улов вычисляют, применяя определенные коэффициенты к уже расфасованной продукции». А малые рыболовецкие суда, например, вообще реальный объем добычи определяют только при сдаче рыбы на берег.

После определения объема возникает еще одна проблема – информация должна быть передана сразу по нескольким каналам: пользователи водных биоресурсов вынуждены составлять различные отчеты, а капитаны отправлять судовые суточные донесения. Данные нужны Росрыболовству, пограничникам, таможенникам, администрациям субъектов федерации. У каждого адресата – свои регламенты, свои отчетные периоды и требования. Как результат, «на выходе» оказывается совершенно разная информация о выловах. А потом приходится тратить время и силы, уточняя сведения.

«В настоящий момент система сбора сведений о ходе лососевой путины (об объемах вылова, переработке сырца и последующей транспортировке) построена таким образом, что предусматривает наличие различных, не сопоставленных друг с другом, информационных потоков, а в ряде случаев и их полное отсутствие», – комментирует ситуацию руководитель Восточного филиала ЦСМС Евгений СВЯЖИН. «Например, мы не располагаем информацией о переработке сырца и объемах производства и движения готовой продукции на береговых перерабатывающих предприятиях», – уточняет он. Вследствие этого у недобросовестных пользователей появляется множество лазеек для сокрытия уловов, производства продукции из неучтенного сырья, ее нелегального вывоза и реализации как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

«Выход один – необходимо оптимизировать информационные потоки», – объясняет уже Максим Санько. Дальневосточный регион станет опытной площадкой, на которой будут отрабатывать способы информационного взаимодействия как с судовладельцами, капитанами судов, так и с внешними организациями – администрациями субъектов федерации, пограничной и таможенной службы. По мнению руководства ЦСМС, сначала надо отработать технологию и регламенты взаимодействия на «опытном» регионе, чтобы потом готовить новые документы на уровне Федерального агентства по рыболовству.

Слепой мониторинг

«Из зоны мониторинга выпадают иностранные промысловые суда государств, не заключивших с Российской Федерацией двухсторонних договоров о сотрудничестве», – рассказывает заместитель начальника ЦСМС по информационным технологиям Сергей МАКСИМОВ. Чтобы исправить ситуацию, при которой иностранцы де-факто черпают наши биологические богатства, а мы этого де-юре не видим, ЦСМС предлагает разработать и утвердить приказом Росрыболовства специальную инструкцию по предоставлению отчетности для таких судов.

Среди российских судов тоже немало таких, которые пытаются избежать мониторинга. Дело в том, что в связи с долгим отсутствием информации о местонахождении и производственно-хозяйственной деятельности, суда снимаются с контроля. По данным на июнь, с учета снято уже 118 судов. Что, на деле, не говорит о прекращении их работы. Решить проблему помогут морские порты. Руководство Центра системы мониторинга рыболовства и связи договорилось с капитаном морского порта Петропавловска-Камчатского о предоставлении ЦСМС необходимой информации о рыбопромысловых судах.

Нить Ариадны

Как ни странно, но даже законопослушным промысловикам непросто делиться информацией о своей работе. Как отмечают специалисты, у капитанов нет подтверждения того, что данные доставлены до адресатов. Соответственно, при каком-либо сбое они просто не знают, что надо повторить попытку.

Помочь промысловикам и контролирующим органам смогут современные технологии. В перспективе, капитаны должны иметь возможность передавать судовые суточные донесения с использованием электронной цифровой подписи. По словам Максима Санько, Росрыболовство также планирует внедрение электронного промыслового журнала. Кроме того, оперативные отчеты о промысловой деятельности можно будет предоставлять в автоматизированном режиме.

Три недели на Дальнем Востоке прошли. Встречи, совещания, проверки, консультации будут реализованы в виде отчетов и конкретных предложений. Мнения судовладельцев и капитанов были услышаны. «Мы уже запустили процесс по созданию пилотной зоны для отработки информационного взаимодействия между организациями, контролирующими работу рыбопромысловых судов, – комментирует Максим Санько. – Первые результаты ожидаем к новому году».

Юлия КОЛОДНИЦКАЯ, пресс-секретарь ФГУ «Центр системы мониторинга рыболовства и связи»