Газета «Рыбак Камчатки»

Постановление № 367 продолжает действовать. Несмотря ни на что

В Москве прошло совещание руководителей региональных управлений Росприроднадзора под председательством министра природных ресурсов РФ Юрия Трутнева. Помимо итогов годичной работы Росприроднадзора на нём обсуждались и экологические проблемы отдельных регионов. Министр продолжает контролировать ситуацию по очистке Авачинской бухты от затонувших судов и стабилизации экологического состояния водоёма.

По словам Анатолия Матвиенко, возглавляющего управление Росприроднадзора по Камчатскому краю, процесс подъёма ржавого металла со дна тормозится поисками его владельцев, так как некоторые суда были перепроданы по несколько раз. Продолжаются переговоры с компаниями, осуществляющими разделку металла, но на сотрудничество согласилась пока только одна.

Специально для утилизации и хранения металла выделят 4 площадки. Одна из них будет располагаться в Вилючинске, для остальных места ещё не нашли. Продолжается проектировка сетей водоотведения в Петропавловске, правда, когда начнётся строительство, неизвестно. Точные даты называть никто не рискует. Вся система стоков в городе давно устарела и находится на грани разрушения. Станция на мысе Чавыча загружена только на 30 %, остальные воды сливаются в бухту без очистки. Между тем, последние исследования показывают, что состояние биоты в Авачинской губе критическое.

По словам Матвиенко, очистных сооружений нет в 85 населённых пунктах края, практически везде отсутствует инфраструктура по утилизации и переработке отходов. Исключение – лишь Быстринский район, где ввели в эксплуатацию мусоросжигательный завод.

– Возможно, для двух небольших сёл он слишком мощный, но инфраструктура, тем не менее, создана, принято принципиально правильное решение.

В этом году «мусорные» нарушения составили 30 % от общего количества. Несмотря на высокие штрафы, более жёсткий контроль, в целом ситуация остаётся прежней.

Пока не закрыт и вопрос о том, что же делать с рыбными свалками. Из года в год проблема не решается.

В эту путину наблюдаются самые рекордные подходы рыбы за последние несколько десятилетий, и, как обычно в «лососёвые» годы, рядом со всеми населёнными пунктами на побережьях, а также вблизи Петропавловска, Елизово, Вилючинска появились свалки рыбных отходов. Чаще всего это дело рук браконьеров, реже – рыбных компаний, у которых либо нет своей переработки, либо договоров на вывоз отходов (или таковые документы имеются, но являются чистой формальностью).

Как правило, ликвидация свалок происходит за счёт муниципальных бюджетов, так как найти хозяев отходов или потрошённой рыбы удаётся не всегда. Точнее, крайне редко.

Свои рекорды ставятся и в краевой столице: 8 тонн лосося было обнаружено в районе ТЭЦ-2. Владелец этого «богатства» уже известен.

– Это очередной пример браконьерской деятельности. Если фирма себе позволит выкинуть на помойку несколько тонн «лишней» рыбы, и это будет обнаружено, то её лишат квот за то, что она не справляется с их освоением. Законопослушные компании так рисковать не будут, – говорит начальник отдела контроля за особо охраняемыми природными территориями и разрешительной деятельности управления Росприроднадзора по Камчатскому краю Нина Бородина.

В Росприроднадзоре считают, что необходимо усилить работу не только в сфере экологического контроля, но и в целом рыбоохраны. С другой стороны, в крае скопилось тысячи тонн изъятой контролирующими и силовыми органами рыбы и рыбной продукции. В мае 2007 года в силу вступило постановление № 367 «О мерах по реализации статьи 54 ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» об уничтожении рыбного конфиската. Комментируя необходимость постановления, его авторы говорят, что принято оно было, чтобы свести к минимуму возможность наживы на продукции предпринимателей, контролирующих органов и сторонних лиц. Если раньше конфискат можно было перепродать или пустить на рыбную муку, то сейчас это запрещено.Так чиновники решили бороться с коррупцией, но не рассчитали. В документе не указан механизм уничтожения. Есть два варианта. Первый – «хоронить» на берегу – это требует серьёзных вложений в природоохранные мероприятия и оборудование полигона. Второй – вывозить изъятое за 12-мильную зону, измельчать и скидывать за борт. Для этого требуются суда, которые нужно содержать, приобретать топливо, оплачивать работу экипажа.

Но источники финансирования уничтожения «конфиската» юридически до сих пор не определены.

– Логично предположить, что платить должен браконьер, поскольку продукция принадлежит ему, – говорит Анатолий Матвиенко.

Правительственный документ настораживает своей непродуманностью и неразумным подходом к использованию рыбных ресурсов. По сути, он опровергает политику продовольственной безопасности страны, регламентируя уничтожение ценных видов рыб, крабов и продукции из них.

Тем не менее, члены комиссии по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса при правительстве РФ окончательно решили, что постановление № 367 будет действовать и дальше.

Ольга СИДОРОВА.