Журнал «Fishnews»
Константин КОДОЛЕВ

Сплав традиций и инноваций. Пути повышения эффективности работы предприятия

Рыбная добыча в самом широком понимании – высокопрофессиональный труд, предполагающий владение колоссальным объемом знаний и навыков, причем не только на промысле (в море), но и на берегу. Капитал, который накоплен ОАО «Дальрыба» за годы существования с этой точки зрения бесценен. Однако современные политические и экономические реалии заставляют специалистов искать пути повышения эффективности работы, толкают развивать новые направления, мыслить не локально, а глобально. О перспективах развития корреспондент журнала «Fishnews – Новости рыболовства» беседует с коммерческим директором ОАО «Дальрыба» Константином КОДОЛЕВЫМ.

- Константин Александрович, что такое «Дальрыба» сегодня?

- Исторически мы позиционируем себя как рыбацкое предприятие. Мы занимаемся рыбалкой, и непрофильных направлений деятельности у нас практически нет. Рыбалка – это профессиональный труд, который предполагает большой объем специфических знаний. Сегодня мы используем опыт, в том числе документальный, который был накоплен сотрудниками «Дальрыбы». И это позволяет нам одновременно глубоко и широко подходить к решению некоторых вопросов, в том числе вопросов, касающихся дальнейшего развития предприятия.

- 50-летняя история «Дальрыбы» – это фактически история Главного управления рыбной промышленности Дальнего Востока. Изменился ли подход к организации профильного вида деятельности – рыболовства и по каким направлениям возможно дальнейшее развитие?

- Системный подход к организации рыболовства, который сложился за годы существования «Дальрыбы», предполагает наличие целого ряда факторов, позволяющих сделать рыбалку высокоинтеллектуальным трудом, причем высокоинтеллектуальным в различных отраслях и направлениях смежной деятельности.

Сегодня объявлены другие «правила игры». Эффективность нашей деятельности и дальнейшая стратегия зависят от ресурсов. Необходимо понимать: сегодня существует два магистральных направления. Первый – развитие в рамках имеющегося ресурса (биологического, а значит, и производственного, и кадрового). Второй – оптимизация ресурсного портфеля – покупка или продажа квот, а следовательно, наращивание флота или его модернизация, укрепление и обновление кадрового состава.

Если сегодня мы можем развиваться только в объеме тех квот, которые у нас есть (закрепленных государством за нами на 10 лет), то нам придется идти по пути минимизации расходов и максимально эффективного использования имеющихся фондов (производственных и человеческих).

Если квот недостаточно, то наращивать флот не имеет смысла. Необходимо грамотно распорядиться существующими объемами. Во главу угла ставится эффективность освоения: чем меньше мы затратим средств на добычу и переработку и чем больше найдем рынков сбыта (покупателей с реальными деньгами), тем больше шансов продолжать свою основную деятельность – но не расти.

В настоящее время наши затраты оправданы. Для того же, чтобы шагнуть на порядок выше и дальше, нам нужны средства. Достаточно серьезные оборотные средства. Ставка по кредитам в 17-19% годовых, предлагаемая российскими кредитными учреждениями, никак не может устроить производственный рыбацкий бизнес, где возврат средств возможен лишь по прошествии 3-5 лет. Если говорить об окупаемости вложений (в частности, на судно), то это не менее 10-15 лет. Получается, что обновлять или расширять производственные фонды невыгодно – очень дорого.

С другой стороны, на них – на новых высокотехнологичных и современных судах – некому работать. Нынешняя экономическая ситуация в отрасли не позволяет платить заработные платы, которые бы привлекли на флот высококлассных специалистов. Аналогичная ситуация складывалась в 60-е годы. Тогда государство, значительно повысив уровень заработков, привлекло в море достаточно высокопрофессиональных кадров. Кто-то из них просто приходил зарабатывать деньги и затем уходил, кто-то оставался навсегда. Но как бы то ни было, все они передавали опыт новому поколению, готовили достойную смену.

Сейчас, оптимизировав кадровый состав, можно было бы работать с большей эффективностью. К примеру, сегодня на российском судне типа СРТМ работает экипаж из 28 человек, а на аналогичном судне производительностью в три раза больше в Норвегии работает всего 12. И они спокойно справляются. Это другой уровень и другое качество работы. И другое образование. К этому нам надо стремиться.

Если же мы получим возможность оптимизировать (увеличивать или уменьшать, структурировать) осваиваемую базу водных биоресурсов, тогда стратегия нашего развития может быть иной. Уже давно назрела необходимость нормативно-правового акта о переуступке, продаже, обороте долей. Мы должны иметь возможность собрать себе такой пакет квот, который бы позволил максимально эффективно использовать существующие у нас ресурсы – флот, кадры. Мы не говорим о покупке компании, мы говорим о покупке конкретного ее актива. С другой стороны, мы также имеем в виду и продажу (переуступку) собственных непрофильных (для наших судов) активов. Развитие в этом направлении предполагает в дальнейшем и строительство современного флота, и привлечение на промысел высококлассных специалистов.

Однако, так или иначе, без определенной государственной протекции и внимания нам не обойтись. И первое, что должно сделать государство, – ввести механизм оборота долей.

- За последнее время руководство отрасли сделало немало для того, чтобы рыболовство стало выгодным и перспективным видом деятельности – ввело долгие квоты, снизило налоговое бремя. Какие направления остались неохваченными?

- Действительно, руководство Федерального агентства по рыболовству сделало и делает немало, за что им отдельное спасибо. Однако хотелось бы, чтобы не только профильное агентство, но и другие заинтересованные структуры и ведомства обратили на нас внимание, чтобы они тоже работали.

Приведу простой пример. Сейчас много говорится о засилье иностранной продукции на отечественных рынках, в то время как мы сами обладаем колоссальными природными богатствами – имеем богатейшие моря и реки. Вместе с тем, для нас рынки Евросоюза фактически закрыты, а они, в свою очередь, свободно работают на наших. При этом иностранные рыбаки (норвежцы, исландцы) получают государственную поддержку – им дотируют топливные расходы, организуют сбыт, минимизируют налоговую базу и т.д. У наших же рыбаков таких преференций нет. Мы заведомо поставлены в неравные условия по сравнению с иностранными рыбаками.

Другой пример. Почему та отечественная рыба, что все-таки продается на наших рынках, дорогая? Ведь цена в море на продукцию рыбаков невысока и она всюду фактически одинаковая. Сегодня, чтобы доставить продукцию из района промысла до конечного потребителя, мы должны заплатить не менее 15-20 рублей за килограмм. Например, доставка из района Восточной Камчатки до Владивостока – 6-7 рублей (стоимость фрахта), перевалка – 1 руб. на кг (если сразу на вагон), 2 руб. на кг (если с хранением). И дальнейшая доставка до центральных регионов – 7-12 рублей на кг. Плюс дальнейшие перевалки. В то же время доставить рыбу из Норвегии в центральную часть России стоит на 200-300% дешевле. Это тоже неравные условия.

Кто же будет строить суда, когда мы по сбыту продукции в неравных условиях? У них и строят, дотируя, и сбывают продукцию, зарабатывая. Мы же хотим строить под сумасшедший процент и без гарантии сбыта.

Почему мы не вводим заградительные пошлины или квоты на зарубежную рыбную и морепродукцию? Ведь необходимость этого назрела давно. Несмотря на то что ФАР неоднократно поднимало этот вопрос, другие органы (таможня, депутатский корпус) пока отмалчиваются. Сегодня мы не просим преференций. Мы настаиваем на равных условиях и понятных правилах игры.

Предметом отдельного разговора может быть вопрос о количестве контролирующих и проверяющих структур – начиная с захода в порт и оформления продукции, ее санитарного освидетельствования и до технического контроля (оформления судов, аппаратуры ГМССБ и др.). Несмотря на то что на всех уровнях очень много говорится о необходимости снижения уровня бюрократизации, за последние полгода количество контролирующих организаций ничуть не уменьшилось, а их требования и суммы за предоставляемые услуги только растут. Сегодня получается, что любые изменения в экономической системе (будь то естественная инфляция или повышение тарифов на электроэнергию) ложатся на плечи рыбака. Повысились тарифы на электроэнергию – нам повышают стоимость оформления разрешительных документов. Почему? Стоимость услуг морского регистра за последние два года выросла в разы. Цифры просто астрономические, по сути, это процент к обороту у небольших компаний.

Комплексный подход властей всех уровней вкупе со здоровой инициативой рыбацкого сообщества позволил бы значительно расширить горизонты планирования.

- Пока «воз и ныне там» (я имею в виду нормативно-правовую базу) возможно дальнейшее развитие предприятия?

- Сегодня рынок диктует условия и правила игры. И нам, рыбакам, необходимо их принимать и учиться играть по новым правилам. Одним из новых для нас направлений является торговля и логистика. Если раньше задача рыбака сводилась лишь к собственно рыбалке, так как государство выступало гарантированным заказчиком-покупателем продукции, то сегодня мы должны заниматься продажей добытой рыбы и морепродуктов, просчитывать и искать наименее затратные варианты доставки уловов и продукции из них из районов промысла до конечного потребителя и т.д.

Именно в этом направлении мы пытаемся развиваться – внедряем инновационные подходы, создаем отдельные подразделения, занимающиеся логистикой, торговые отделы, отделы по таможенному оформлению, держим складские помещения и т.д. Мы стараемся оптимизировать логистику, стараемся выйти на конечные рынки потребителей, которые готовы платить реальные деньги. И пока нам это удается. Это эффективность сегодняшнего дня.

Людмила Дементьева, журнал "Fishnews - Новости рыболовства"