Газета «Рыбак Камчатки»

Ядохимикаты угрожают людям

В начале сентября камчатские СМИ объявили, что свалка бесхозных пестицидов и агрохимикатов была обнаружена на территории животноводческой фермы бывшего совхоза «Петропавловский» в посёлке Заозёрный. Химические вещества по-прежнему представляют реальную угрозу для жизней и здоровья камчатцев. Кто ликвидирует опасность?

Эта история началась с письменной жалобы жителей Заозерного о том, что недалеко от их домов разбросаны непонятные химикаты. Во время проверки обеспокоенные родители рассказали сотрудникам Россельхознадзора, что их маленькие дети приходят домой после прогулок с вымазанными во все цвета радуги руками. Детишки разводят разноцветный порошок в воде, пересыпают ядовитую пыль из разорванных мешков в пластмассовые ведёрки и формочки…

«Источник цвета» на детских руках сотрудники Россельхознадзора определили после первого же выезда в посёлок. Около тонны азотосодержащих удобрений и 200 килограммов пестицидов, содержащих опасные для человека медь и цинк, в течение почти двух лет находятся на территории Петропавловк-Камчатского городского округа.

- Ядовитые вещества буквально разбросаны под открытым небом и совершенно доступны для людей и животных. 200 метров от жилых домов и 150 метров до нерестовой реки – мы считаем данную ситуацию чрезвычайной. И хотя по радио представители инспекции экологического и водного контроля объявили, что химикаты не опасны, так как лежат уже долго под открытым воздухом и все вредные вещества якобы испарились – это не так. Мы брали пробы и проводили экспертизу, которая показала, что в брошенных удобрениях и пестицидах содержится до 38% действующего вещества. То есть химическая опасность сохраняется, пояснил и.о. начальника отдела по надзору за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами земельного и семенного контроля Сергей Рябоконь.

По этой причине 11 августа Россельхознадзор разослал соответствующую информацию во все заинтересованные инстанции. В первую очередь – в городскую администрацию, которой 18 августа было выдано предписание о ликвидации опасного объекта в срок до 24 августа. Оно выполнено не было.

- В 2008 году совхоз «Петропавловский» был признан банкротом и ликвидирован. Конкурсный управляющий, призванный заниматься погашением долгов обанкротившегося предприятия, должен был передать всё нераспроданное имущество в собственность муниципалитета.

Но не сделал этого, – рассказал исполняющий обязанности начальника. – Таким образом, предприятие с рассыпанным по его территории ядом является бесхозным. В соответствии с ФЗ №131 «Об общих принципах самоуправления» меры по ликвидации и предупреждению ЧС должны принимать органы местного самоуправления.

31 августа в администрации состоялось рабочее совещание, где межведомственная рабочая группа по локализации и обезвреживанию опасного объекта решила, что ситуация в посёлке Заозёрный – не чрезвычайная, а представляющая угрозу. Слава Богу, из ребят, игравших с пестицидами, пока никто в больницу не попал. Наверное, поэтому решили сильно не торопиться устранять опасность.

Взять комментарий у господина Скворцова нам, к сожалению, так и не удалось. Всю неделю он был крайне занят. Видимо, решал, что делать с бесхозными ядохимикатами. Однако в пресс-службе городской администрации (к концу недели наших постоянных звонков туда) нам любезно сообщили, что в данный момент разыскивается организация, имеющая лицензию на утилизацию этих отходов и склад, куда сначала свезут перечисленные препараты. К слову сказать, на территории Заозерного находится здание бывшего зернохранилища совхоза. Почему бы не сгрести яд, находящийся недалеко от жилых домов, туда? Вряд ли леера и предупреждающие таблички (меры, принятые комиссией) помешают гуляющим ребятишкам добраться до разноцветного порошка. Тем более, что поиск склада и организации-утилизатора может, по информации пресс-службы, затянуться на неопределённый срок. Тогда ситуация может стать действительно чрезвычайной. (Как у нас обычно и бывает. Тогда забегают все).

Бесхозное наследство

В советские времена средства химизации (удобрения и пестициды) в страну завозились в неограниченных количествах. И под лозунгом «Химизация сельхозпроизводства» совхозы, в том числе камчатские, зачастую обеспечивались химическими веществами сверх необходимости. Часть препаратов, так и не нашедших применения, просто накапливалась на складах предприятий. Во времена перестройки, как известно, сельское хозяйство стало разваливаться, совхозы – разоряться. Пестициды и удобрения, как имущество, на тот момент никакой ценности уже не представлявшее, вывозились в леса или просто бросались в складах. Долгое время внимания на эту проблему никто не обращал.

В 2005 году в крае было организовано управление Россельхознадзора. Оно практически сразу занялось инвентаризацией и выявлением бесхозных препаратов. Сегодня у нас выявлено около 190 тонн брошенных когда-то пестицидов и агрохимикатов.

Просьба – разъяснить

В районе 8 км Паратунского шоссе, возле бывшего елизовского горводоканала (там весной утилизировали бесхозный хлор), есть специально оборудованный склад для агрохимикатов. Он был построен ещё в 80-е годы главным поставщиком сельскохозяйственных препаратов на Камчатку – объединением «Камчатсельхозхимия». На складе была предусмотрена установка для утилизации тары, стояла котельная для поддержания необходимой для ядохимикатов температуры…

Но со временем успешному предприятию пришёл конец: специализированный склад обанкротился. Сейчас там находится около 10 тонн непригодных пестицидов и тары из-под них, требующих утилизации.

С 2005 года Россельхознадзор свозил туда на временное хранение химикаты со всего края. В 2008 году 42 тонны опасных препаратов были вывезены на утилизацию в Ленинградскую область.

- Мы вносили предложение, чтобы администрация выкупила этот склад в собственность субъекта. Тогда специалисты могли бы собирать туда ядохимикаты, решать вопросы об утилизации на месте или за пределами края, – говорит Сергей Рябоконь.- Объект находился бы под охраной, как это было раньше. Тогда у специализированных предприятий (которые крайне необходимо создать) была бы возможность хранить эти препараты согласно требованиям закона. Но администрация ответила, что выкупать склад невыгодно и вообще на это денег нет.

Поэтому предприимчивые власти нашли менее затратный выход из ситуации. Они вывезли 39 тонн ядохимикатов на территорию бывшей воинской части, расположенной в Петропавловск-Камчатском городском округе.

- Пока дальнейшая судьба этих препаратов неизвестна. До определённого времени по поручению губернатора ситуацию контролировало министерство природных ресурсов. Затем полномочия с него были сняты и, судя по всему, так никому и не переданы. Мы написали губернатору письмо с просьбой разъяснить ситуацию, – рассказали специалисты Россельхознадзора.

Полбеды

Сколько яд будет храниться недалеко от краевого центра – одному Богу известно. И таких потенциально опасных мест на Камчатке пруд пруди. К примеру, на 24 км Елизовского района рассыпано около 100 тонн известковой муки; 4 тонны пестицидов ждут своей участи в посёлке Лесной, ещё 3 тонны – на землях бывшего совхоза «Пограничный».

Не всё благополучно с известным могильником ядохимикатов и медицинских препаратов под вулканом Козельский. Специалисты уже несколько лет занимаются разработкой проекта и поиском денег на его реконструкцию. Тем временем ртуть и другие вещества уже попадают в близлежащие реки…

- Эта проблема требует незамедлительного решения. Вы поймите, что, например, известковая мука, разбросанная прямо на траве, стекает в реки, просачивается в грунтовые воды, через сеть мелиоративных каналов попадает в Авачу,- объяснил Сергей Рябоконь.

И это ещё полбеды. В том же посёлке Заозерный не только любопытные малыши играют с разноцветными порошками. Некоторые взрослые тоже не прочь набрать «халявных» удобрений. Только вряд ли они задумываются о том, что большая часть из них уже давно запрещена в России и у всех препаратов истекли сроки годности. А потом такие умельцы кормят своих близких «помидорками», выращенными на просроченных удобрениях. И где гарантия, что бабушка с рынка, у которой мы так привыкли покупать большие зелёно-желтые кабачки и ароматную клубнику, не вырастила все это «добро» таким же способом?

Дарья ЧЕРНЕНКО.