Газета «Рыбак Приморья»
Выгрузка рыбы во Владивостоке

Билет до столицы для лосося

Для урегулирования ситуации, сложившейся в портах Владивостока с отправкой лосося в центр России, в Приморье накануне прибыла рабочая группа РЖД во главе с первым заместителем Центра фирменного транспортного обслуживания компании Сергеем КОЛЕСНИКОВЫМ.

С начала большой путины рыбаками Дальнего Востока было выловлено свыше 470 тыс. тонн рыбы лососевых пород, что в полтора раза выше уровня предыдущего «урожайного» 2007 г. Вместе с тем в центр страны железной дорогой было вывезено менее 70 тыс. тонн. Главная причина этого, по мнению портовиков, – нехватка рефрижераторных вагонов для отправки рыбопродукции.

Сегодня холодильные емкости дальневосточных портов (общая вместимость – 150 тыс. тонн) забиты под завязку. «Сейчас на нашем холодильнике хранится 40 тыс. тонн рыбопродукции, – говорит генеральный директор крупнейшего в регионе грузоотправителя и экспедитора ООО «ДальРыбПорт» Людмила Талабаева. – 4 судна (это порядка 8 тыс. тонн) стоят у причальных стенок в ожидании отгрузки. Еще 2 судна с 6 тыс. тонн лосося на борту вынуждены простаивать на рейде в режиме холодильников (на берегу места уже нет). В течение 10 дней в порт придет еще порядка 30 тыс. тонн рыбы».

Сложившаяся ситуация обсуждалась во Владивостоке на совещании с участием первых лиц РЖД, портов, руководителей рыбопромышленных компаний, перевозчиков – владельцев подвижного состава и оптовых покупателей рыбопродукции. По итогам совещания было принято решение о запуске ускоренного поезда ежедневного сообщения со станции Владивосток-Мыс Чуркин в центральные и западные регионы России.

Другое ключевое решение – отказ от заявочной системы. Раньше, чтобы отправить груз по железной дороге, соответствующую заявку необходимо было отправлять не менее чем за 10 дней.

По новым правилам первый скорый поезд с рыбопродукцией, состоящий из 44 вагонов-термосов, отправился на Южно-Юральскую и Свердловскую железнодорожные ветки 3 сентября в 18-42 по московскому времени. РЖД было организовано диспетчерское слежение за ускоренным поездом. Ожидается, что уже через 7–9 суток состав прибудет на станцию назначения.

«На сегодняшний день РЖД передислоцировали в Дальневосточный регион более 100 секций готовых вывезти все объемы рыбы, которые нам будут предъявляться. Мы заинтересованы в 100% вывозе всей продукции и сегодня у нас нет никаких проблем, которые бы помешали реализации этих планов», – заявил по итогам визита во Владивосток Сергей Колесников. При этом он подчеркнул, что количество и объемы специализированных перевалочных мощностей портового хозяйства на Дальнем Востоке не являются серьезным сдерживающим фактором в организации перевозок рыбы во время путины.

Основным фактором, сдерживающим ритмичные поставки рыбы в центр, по мнению рыбаков, является не количество подвижного состава, стоимость железнодорожного тарифа или нехватка холодильных мощностей, а демпинг рынка лосося со стороны оптовиков и высокая стоимость рефсекций и термосов.

Фактически неограниченное предложение по красной рыбе привело к тому, что цена на нее стремительно падает. Коммерсанты – крупные торговые сети, оптовики – не спешат покупать лосось, они откровенно демпингуют рынок в надежде купить товар за бесценок – ведь рыбакам в любом случае придется сбывать свои многотысячные уловы. Тем более что на забитых рыбой холодильниках уже включен прогрессивный режим хранения, а держать суда в режиме рефрижераторов у причалов и того дороже.

И хотя оптовики отрицают свою причастность к падению цен на красную рыбу, ситуация налицо: «Если в прошлом году мы продавали горбушу по 53 рубля, то сегодня у нас и по 30 никто не берет», – говорит коммерческий директор ОАО «Дальрыба» Константин КОДОЛЕВ.

«Мы не можем покупать сейчас продукцию потому, что нам некуда ее выгружать и на чем ее везти», – пояснил корреспонденту «РП» представитель «Русской рыбной компании» – одного из крупнейших российских оптовиков – Вячеслав ТРОШКИНЕВ. Вместе с тем коммерсант отказался назвать закупочную цену на рыбопродукцию и уже закупленный объем рыбы.

Огромный спрос на специализированный подвижной состав при ограниченном предложении привел к небывалому скачку цен. По словам рыбаков, отправка одной секции (170 тонн рыбы) до Москвы стоит не менее 1,8 млн. рублей, за «срочность» – 2,5 млн. рублей. Хотя еще два месяца назад стоимость таких услуг не превышала 700 тыс. рублей. Рефсекции для вывоза рыбопродукции у операторов есть, но снижать стоимость перевозки они не намерены. По словам операторов, перевозка лосося – бизнес прибыльный и сезонный. Это рынок и если спрос будет продолжать расти, перевозчики будут играть на этом.

Искать крайних в сложившейся ситуации бессмысленно, считает член Общественного совета при Росрыболовстве Эдуард Климов: «Пресловутый лозунг «вся рыба – на берег» вновь не выдержал рыночной критики. С одной стороны государство «настоятельно рекомендует» рыбакам везти уловы на российский берег, с другой стороны – коммерческие тиски портовиков, оптовых торговцев и перевозчиков сжимаются все сильнее. Ведь для последних – это чистый бизнес. В такой ситуации «крайними» остаются потребители – ведь в рознице цена на рыбу не падает».

Между тем вопрос доставки дальневосточной рыбы в европейскую часть страны рассматривался накануне на заседании президиума Правительства России, которое провел премьер-министр Владимир Путин.

На заседании глава правительства отметил хорошие показатели, которые в этом году демонстрирует рыбная отрасль, и рекордный вылов. Вместе с тем он констатировал наличие проблем с логистикой по доставке необходимых объемов рыбопродукции в европейскую часть.
Первый вице-премьер Виктор Зубков заверил Владимира Путина в том, что приняты все меры для оперативной доставки уловов потребителям в центральных и западных регионах России. По его словам, проблемы с доставкой выловленной рыбы и рыбопродукции с Дальнего Востока – с Владивостока, Камчатки, Сахалина – в другие регионы страны, связаны с факторами сезонного характера.

Объем выловленного лосося составил 474 тыс. тонн – абсолютный рекорд за всю историю наблюдений, начиная с 1908 г. Более того, по итогам путины, ожидается уже более полумиллиона тонн рыбной продукции. Виктор Зубков признал, что «имели место некоторые перебои с подвижным составом для отгрузки и отправки продукции». На сегодняшний день, по мнению вице-премьера, они решены: РЖД гарантировало достаточное количество в портах вагонов-рефрижераторов, организовано движение «холодных» поездов по ускоренному графику, отменен удорожающий коэффициент, налажены прямые погрузки продукции с борта судна в вагоны.

Узким местом, на взгляд Виктора Зубкова, остаются вопросы реализации рыбопродукции, поскольку предложение сегодня превышает спрос. В минувший четверг эта тема обсуждалась на совещании, где рассматривались меры оперативного реагирования на такие сезонные пики, основные подходы к системному решению проблемы. Минпромторгу поручено проанализировать объемы спроса на рыбную продукцию в регионах, особенно в крупных городах. На перспективу решено проработать возможности использования морского транспорта для доставки рыбы, заключать прямые договоры поставщиков рыбной продукции с торговыми организациями в регионах.

На ближайшем заседании Комиссии по вопросам рыбохозяйственного комплекса эти меры будут обсуждаться с участием представителей рыбаков, бизнеса и торговли. Вице-премьер также не исключает применение мер таможенно-тарифного регулирования, которые позволят сдержать поступление продукции иностранного производства в период масштабных путин.

Ксения ПИСАРЕВА