Газета «Рыбак Камчатки»

Что такое коррупция и можно ли с ней бороться?

24 сентября в правительстве Камчатского края прошёл практический семинар «Организация работы исполнительных органов государственной власти Камчатского края по профилактике коррупционных правонарушений».

Чтобы понять красную линию всего мероприятия, достаточно процитировать одного из докладчиков: «Несмотря на принимаемые меры, коррупция, являясь следствием избыточного администрирования со стороны государства, серьёзно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует преобразованию и повышению эффективности национальной экономики. Что вызывает в российском обществе серьёзную тревогу и недоверие к государственным институтам, создаёт негативный имидж России на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз национальной безопасности…».

Выступали представители главного правового управления губернатора и правительства Камчатского края, министерства общественный отношений, прокуратуры, управления минюста.

Упоминалось о том, что уже издан не один десяток нормативных актов как на федеральном, так и на региональном уровне – и это должно позволить эффективно рубить головы этой самой гидре-коррупции. Среди мер, принятых в Камчатском крае, были перечислены: создание совета по противодействию коррупции, возглавляемый губернатором; комиссии для проведения экспертизы нормативно-правовых актов на коррупциогенность.

Также с недавних пор в каждом органе исполнительной власти закреплён сотрудник, работающий «по противодействию коррупции на первичном уровне». В чём заключается работа таких сотрудников, не пояснялось. Кроме того, упомянули о принятии программы «Этическое образование государственных гражданских служащих Камчатского края» и «Кодекс чести государственных гражданских служащих». Утверждён и перечень должностей госслужбы, «в наибольшей степени подверженных риску коррупции», и дополнительный контроль над ними. Камчатские чиновники выразили надежду на внедрение электронных способов коммуникации, способных сократить контакты граждан с чиновниками – этим поддержав президентские надежды на электронное правительство.

Довольно свежо на общем фоне прозвучало сообщение о проведении независимой антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов. Из доклада представителя управления минюста А.Ю. Меркуловой стало известно, что существует ряд условий для получения аккредитации в качестве независимого эксперта. А таковым может стать как физическое лицо, так и юридическое. Для первого обязательным условием является наличие высшего образования и стаж работы по специальности не менее 5 лет, для второго – наличие в штате не менее 3 сотрудников, отвечающих указанным требованиям.

Для получения аккредитации необходимо подать заявления в минюст (г. Москва) и предоставить все необходимые документы.

С июля в России зарегистрировано 405 независимых экспертов-физических лиц (из них трое проживают на Камчатке), а также 55 юридических лиц, обладающих правами независимых экспертов.

Предполагаемой дискуссии, подведения итогов с озвучиванием цифр разоблачающей статистики, громкими примерами реальных действий по выявлению заведомо «коррупциогенных нормативных актов» не было — возможно, потому что нет пока никаких результатов и цифр.

На семинаре также не было представителей СМИ – работа в данном направлении, видимо, их интересует в меньшей степени. А может, уже и не тешат надежды, что в стенах правительства может произойти что-то действительно эффективное и стоящее внимания относительно борьбы с коррупцией…

Немного наивно звучали призывы обратить внимание на морально-этический облик госслужащего, исключить порочащие его честь поступки и испытывать удовлетворение от результатов своего труда. Наивно и неуместно, потому что для большинства жителей нашего региона государственная служба ассоциируется не с выполнением гражданского долга, а с обретением «тёплого местечка». Ведь на Камчатке это действительно чуть ли не единственная возможность обеспечить себе достойную жизнь: только будучи госслужащим можно чувствовать себя более или менее защищённым, иметь адекватную реалиям рынка и жизни зарплату.

По слухам, которые густо витают в крае, на госслужбу «просто так не устроишься, только за определённую мзду или по протекции». И те, кому это удаётся, мало озабочены морально-этическим обликом госслужащего, предпочитая вовремя обедать и проводить рабочее время на подобных семинарах. И хочется верить, что все объявления о проведении конкурсов на замещение должностей государственной гражданской службы – не простая формальность. Как не стал простой формальностью и этот семинар, громкое название которого, мягко говоря, не оправдалось. Сложилось впечатление, что с большим размахом запланированное мероприятие было сведено лишь к «добровольно-обязательному» сбору чиновников с прослушиванием эфемерных докладов о борьбе с абстрактным врагом- коррупцией.

Слушая докладчиков — одного за другим, — хотелось спросить: а где, где этот враг номер один — коррупция? Неужто где-то далеко, за горами-лесами, а мы здесь – собираем чиновничьи полки, чтобы идти на бой с потусторонним врагом? И во главе войска наши «тузы» всех рангов, готовые рубить головы змею, которого они ни разу в жизни не видели!

Коррупция в переводе с английского – порча, гниение, развращение, искажение. Искажение ума, сердца, души…

И все эти меры, такие правильные и, предположительно, эффективные, – хорошо придумано, что тут скажешь! И множество созданных чиновниками комиссий, которые будут контролировать принятие законов, проведение аукционов и закупок, поведение госслужащих – не будут ли эти комиссии ещё дополнительными головами этого монстра? И как долго независимые эксперты будут реально «независимыми» и что позволит им такими оставаться? Но, видимо, не эти вопросы собирались обсудить на практическом семинаре.

Арина СЕЛЕДОК.