Газета «Рыбак Камчатки»

Петропавловск может стать «северным Гонконгом»

Первый шаг к этому уже сделан. 7 октября у здания на ул. Ленинской, 24 была перерезана ленточка, и небольшой, но уютный петропавловский офис официально открывшегося Северо-Восточного морского пароходства (СВМП) распахнул двери для всех, кто заинтересован в скорейшей доставке грузов и развитии транспортной инфраструктуры полуострова.

Для того, чтобы стать «северным Гонконгом», у Петропавловска есть все необходимые условия, считает Игорь Польченко, генеральный директор судоходной компании «Транзит-ДВ», на базе которой создано СВМП. Наш порт, который находится не просто в живописной, но и очень удобной бухте, лежит на пересечении маршрутов, ведущих из Северной Европы и Америки в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. К тому же, флот Транзит-ДВ ходит не только по акваториям Дальнего Востока. Танкеры и сухогрузы предприятия «забираются» по Северному морскому пути в Финляндию и Швецию, не говоря уже о Мурманске. Их видят берега Канады и США, порты Приморья и северного Китая. Поэтому вполне логично, что руководство Транзит-ДВ принимает активное участие в разработке программ портового сообщения между странами северо-восточной Европы и Тихого океана. И Петропавловск вполне может стать транзитным портом, где могла бы осуществляться обработка и перевалка грузов, предназначенных для этих регионов.

Но это планы на будущее, так сказать, «журавль в небе». Поддерживая идею создания СВМП, краевые власти наверняка надеялись, прежде всего, получить «синицу в руке» — возрождение и развитие прибрежных грузовых и пассажирских перевозок.

Как признавали все выступавшие на презентации СВМП, начиная от правительственных чиновников и заканчивая краевыми депутатами, развитие нашего региона в силу его географических особенностей (Камчатка – это практически остров, не связанный с материком дорогами) неразрывно связано с морским транспортом – важнейшим, а для некоторых посёлков единственным связующим звеном с остальным миром. Поэтому на заседании рабочей группы по вопросам поддержки системообразующих предприятий реального сектора экономики Камчатского края было принято решение о создании Северо-Восточного морского пароходства, основная задача которого – обеспечение потребности края в энергоресурсах и доставке грузов на побережье.

В крае существует ряд программ по развитию морских перевозок и повышению транспортной доступности отдельных регионов полуострова. Создание СВМП должно стать одним из звеньев этой работы. Камчатка с её сложными погодными условиями, бескрайними просторами, малой плотностью населения, живущего в отдалённых посёлках, нуждается в услугах такой компании. Для этого у Транзит-ДВ есть многое: уникальный комплекс производственных мощностей включает в себя собственный нефтеналивной терминал, расположенный в незамерзающем порту. Флот компании состоит из девяти судов, семь из них – нефтеналивные. Он сформирован специально для выполнения программ «северного завоза» с учётом специфики работы в «высоких» широтах. Плюс опытная команда, которая уже много лет работает над обеспечением углём и нефтепродуктами населённых пунктов Камчатского края, Магаданской области и Чукотки. Кроме того, предприятия холдинга осуществляют поставки и завоз топлива для объектов минобороны, предприятий горнорудной промышленности, бункеруют рыбопромысловые суда.

Но если грузовые перевозки вдоль побережий Камчатки хоть как-то осуществляются, то последние пассажирские суда закончили свою работу на полуострове ещё в 1992 году. Сейчас отток людей из нашего региона приостановился, появилась острая необходимость в пассажирских перевозках. Но как осуществить, к примеру, накануне путины переброску 200 человек на побережье, если дорог практически нет, авиабилеты же непомерно дорогие? Вот и приходится людям «путешествовать» в неприспособленных для перевозки пассажиров грузовых и рефрижераторных трюмах, рискуя жизнью в случае чрезвычайной ситуации. Руководство СВМП рассчитывает на появление собственных пассажирских судов уже к середине навигации будущего года, а до этого времени перевозки может осуществлять флот, взятый в аренду.

Возобновлением пассажирских перевозок польза от создания в регионе СВМП не ограничится. Флот получит камчатскую приписку, Петропавловск станет его межремонтной базой. Это даст новые рабочие места, оживит судоремонт. Валовый региональный продукт вырастет на 0,5 %, себестоимость доставки энергоресурсов для Камчатского края сократится на 9 %. 191 рубль с каждой перевезённой судами пароходства тонны груза поступит в бюджет в виде налогов. Только с сентября по декабрь 2009 года налоговые поступления в бюджет Камчатского края составят 18 млн. руб. А по итогам будущего года СВМП планирует заплатить 87,8 млн. руб. налогов — 37,8 млн. руб. из которых останутся в регионе.

Конечно, не всё так просто, как на цветных слайдах, мелькавших на экране во время презентации. Вместе с уходом из жизни полуострова Камчатского морского пароходства забыты многие традиции, суда. Маломерный вспомогательный флот постарел (возраст 80 % судов зашкаливает за 20 лет). Большая часть этих судов оказалась зарегистрированной в госинспекции по маломерным судам, и по российскому законодательству не имеет права осуществлять грузовые перевозки. А ведь на севере Камчатки посёлки, находящиеся на побережьях, не оборудованы причалами. Не хотелось бы, чтобы судно с грузом подошло к Камчатке, а доставить его на берег было некому. Да и к маленьким судёнышкам, которые должны перевозить пассажиров с парохода на берег и обратно, предъявляются большие требования. Чтобы маломерный вспомогательный флот нормально заработал, требуется системный подход – нужно возвращать суда на учёт в российский морской регистр, объединять их в одной компании, налаживать взаимодействие больших и малых судов.

Чтобы возродить грузовое и пассажирское сообщение на Камчатке, необходимы большие усилия и желание. Будем надеяться, что у новорождённого Северо-Восточного морского пароходства всё получится.

Максим ТРУШ.