Газета «Рыбак Приморья»

Железнодорожники учат рыбаков ловить рыбу

Очередные обвинения в несостоятельности рыбаков и портовиков прозвучали в официально распространенном релизе Дальневосточной железной дороги. В частности, там говорится: устаревшая система добычи, накопления, хранения, сбыта, транспортировки рыбы до конечного потребителя не отвечает интересам государства и общества.

Со станций Дальневосточной железной дороги за восемь дней октября в 272 вагонах отправлено 13,7 тыс. тонн тихоокеанской рыбы, что почти на 40% превышает аналогичный показатель прошлого года.

Помимо вагонов, перевозка рыбы осуществляется и в рефрижераторных контейнерах, оборудованных автономными дизель-генераторными установками для поддержания температурного режима. Подобным способом с начала месяца перевезено 5,7 тыс. тонн рыбы, при этом были задействованы 229 рефконтейнеров. Основной объем отгрузки рыбы по Дальневосточной магистрали приходится на станцию Мыс Чуркин: с начала месяца отгружено 158 вагонов (8,2 тыс. тонн), что составляет 59,7% от общей погрузки рыбы по дороге.

Однако, несмотря на высокую динамику по отгрузке рыбы, последняя путина четко дает понять, что устаревшая система добычи, накопления, хранения, сбыта, транспортировки рыбы до конечного потребителя не отвечает интересам государства и общества, считают железнодорожники. – Она не позволяет использовать современные методы и принципы управления перевозками. Это ежегодно приводит к значительным экономическим потерям, а также к снижению налоговых отчислений в бюджеты всех уровней. Только 20% от общего объема улова дальневосточной рыбы «доплывает» до железнодорожного вагона.

Отсутствие достаточного объема холодильных мощностей (по всему Дальневосточному региону они составляют 54,5 тыс. тонн и на сегодняшний день почти заполнены) и четко организованной системы закупок порождают массу трудностей, связанных с неравномерной погрузкой товара. Порой показатели по объемам отгрузки рыбы в сутках разнятся более чем в 40 раз.

Как отмечает первый заместитель начальника Дальневосточного территориального центра фирменного транспортного обслуживания Алексей ЛОНШАКОВ, на Дальнем Востоке назрела необходимость создания нескольких современных рыбных портов и крупных логистических центров, в которых будут предусмотрены достаточные холодильные и технологические возможности для накопления и равномерной отгрузки рыбы в течение года. Решение этой проблемы позволит сделать рыбный бизнес более прибыльным как для всех его участников, так и для дальневосточных территорий в целом.

Сегодня железнодорожный транспорт в полной мере способен удовлетворить весь спрос на перевозку тихоокеанской рыбы. На данный момент на станциях Дальневосточной железной дороги находятся 164 порожних рефсекции и 243 вагона-термоса, готовых к осуществлению транспортировки морепродуктов.

Вместе с тем, по мнению президента Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгия МАРТЫНОВА, проблема стоит вовсе не в отсутствии технических возможностей для перевалки рыбы, небольшом объеме холодильников или непроработанной логистике. «Проблема – в оптовиках, которые не покупают рыбопродукцию, поддерживая спекулятивные настроения на рынке. В советское время рыбный порт перерабатывал до полутора миллионов тонн рыбы. Сегодня имеющимися мощностями мы можем переработать аналогичный объем. Конечно, нужна планомерность и динамичность по отгрузке рыбопродукции. Весь объем складировать во Владивостоке мы, естественно, не можем. Однако у нас и нет такой задачи – хранить весь улов в приморских портах. Мы столько рыбы и не съедим». По словам главы АРПП, перед портовиками стоит другая задача – принять рыбу и отправить в центральные и западные регионы. «Порты и железная дорога вполне способны это сделать. Но только лишь в том случае, если продукцию будет кому везти, т.е. если она будет куплена. В этом году рыбаки, а соответственно и другие участники рынка столкнулись с тем, что торговые сети не покупали рыбу, выжидая снижения цен на нее.

В отсутствии ритмичных перевозок строить дополнительно новые холодильники ни к чему, – считает Георгий Геннадиевич. – У нас эти стоят пустыми большую часть года. Думать надо о новом подвижном составе, который в скором времени за давностью лет выйдет из строя. Улучшать логистику. Будущее за интермодальными перевозками. Пока такие схемы используются слабо».

Сегодня отгрузки идут достаточно динамично. «В среднем в день только на вагоны отгружается 700-800 тонн рыбопродукции, – говорит президент АРПП. – Это как раз составляет 80% совокупного объема отгружаемой рыбы. Основные направления – Новосибирск, Екатеринбург, Москва. Накануне отправили 4,5 тыс. тонн на Санкт-Петербург. Ведь основной потребитель сосредоточен именно там. Оставшиеся 20% уходят на машины».

«Удивительно, что железнодорожники учат рыбаков ловить рыбу, называя систему добычи, накопления, хранения устаревшей, – говорит член Общественного совета при Росрыболовстве Эдуард Климов. – Вызывают сомнение и цифры, приведенные в релизе РЖД. Напротив, рыбная отрасль России одна из немногих, показывающих рост в условиях кризиса: в 2009 году на 12% вырос вылов рыбы, инвестиции в основные фонды увеличились на 29%, заработная плата – на 22, денежный оборот – на 25%. Уверен, если бы железнодорожники работали с такими показателями, никаких проблем бы вообще не было. Хотелось бы пожелать РЖД прекратить манипулировать цифрами, и заняться реальной работой».

Ксения ПИСАРЕВА