Газета «Рыбак Приморья»
Николай КОВАЛЕНКО

Координаторы путин

Ни одна значительная путина Дальневосточного бассейна вот уже десятки лет не обходится без представителей флагманской группы ОАО «Дальрыба». Это подразделение было создано на базе рыбопромышленного Дальневосточного объединения в 60-е годы для координации работ в промысловых экспедициях. В нее входили эксплуатационники, промысловики, технологи, радисты, переводчики и другие специалисты, из которых формировался штаб промрайона. Крупные экспедиции, к разряду которых относились минтаевые, требовали постоянного присутствия в море большого количества членов флагманской группы, иногда до десяти человек. Этот штаб во главе с начальником промрайона рассредоточивался на плавбазах, где каждый занимался своим делом, выполняя единую задачу - провести путину с максимальной эффективностью, не допустить простоев и потерь.

- Когда я пришел во флагманскую группу Дальрыбы в 1985 году, – вспоминает начальник промрайона Николай КОВАЛЕНКО, – у нас работало около 120 специалистов разных направлений, в том числе 12 начальников промрайонов. Тогда наличие на Дальневосточном бассейне большого количества добывающего и обрабатывающего флота позволяло не давить пресс на Охотское море, а проводить много других экспедиций, которые ловили рыбу за пределами наших вод. Например, САК – советско-американская компания, Ванкувер-Орегонская – под Канадой; в ЮВТО, ЮЗТО ловили скумбрию; в районе Японии шла мощная продолжительная ивасевая экспедиция, которая постепенно смещалась от Сахалина в южном направлении. Но самая большая экспедиция была охотоморская минтаевая. Однако на добыче минтая работал исключительно среднетоннажный флот: там было 300 судов только добывающего флота. А общие выловы доходили тогда до двух миллионов тонн. Если сравнить с нынешними временами, то сейчас у нас всех судов, работающих в охотоморскую путину, наберется максимум 150.

На Дальрыбу замыкались все мощные производственные объединения: Приморрыбпром, Сахалинрыбпром, Камчатрыбпром, Хабаровскрыбпром, Магаданрыбпром, в том числе все крупные предприятия бассейна типа Дальморепродукта и рыбацкие колхозы. Рыбаков в составе объединения «Дальрыбы» было свыше 200 тысяч, из них значительная часть работала в экспедициях.

Конечно, координировать работу такого количества сил и средств было совсем непросто. Основная работа и ответственность ложилась на плечи начальника промрайона, который вел ежедневный промысловый совет. В разгар путины, как правило, первыми на связь с флагманом вызывались транспортные суда: надо было обеспечить перегруз всей продукции со всех судов и отправку ее в порты. Здесь были свои тонкости, опытный начальник промрайона знал, в каком порядке следует производить погрузку, как выстроить работу так, чтобы не допустить простоя судов – ведь в экспедиции каждый час дорогого стоит в буквальном смысле слова.

Не менее важным было и обеспечение всего флота топливом – начальнику промрайона приходилось планомерно распределять доставленное бункеровщиками плюс к этому следить, чтобы никто не остался без резервного запаса. На начальника промрайона замыкалась и синоптическая группа, проводящая наблюдения, замеры и расчеты непосредственно в районе промысла. Нет необходимости уточнять, насколько для моряков важны их данные. О качестве работы синоптиков Николай Коваленко отзывается с большим одобрением и благодарностью, подчеркивая, что они давали реальный прогноз погоды, и сожалея об этом утраченном в нынешние времена подспорье для рыбаков.

Но чтобы на месте управлять такой экспедицией, мало иметь только обязанности, надо еще обладать и официальными правами на принятие решений. Начальник промрайона обладал ими в полной мере.

Например, в случае слабой промысловой обстановки он имел право дать распоряжение любому экипажу на проведение поисковых работ. А затем, соответственно, он корректировал для этого судна объем и план добычи и производства. Одним словом, каковы обязанности – таковы и полномочия. В условиях плановой экономики роль начальника промрайона была весьма велика, достаточно сказать, что статус начальника промрайона в море был на уровне заместителя «Дальрыбы» и эта должность утверждалась в Крайкоме КПСС.

Опыт нарабатывался годами и становился бесценным в условиях тяжелой работы по выполнению производственных планов на фоне штормов, постоянного напряжения, связанного с ежедневной ответственностью за вверенное дело. Поэтому случайных людей во флагманской группе не было никогда, а начальники промрайонов составляли мозговой центр путины и пользовались заслуженным и непререкаемым авторитетом. У этих специалистов помимо вузовского профильного образования за плечами были долгие годы практической, организационной и руководящей работы, что позволяло им решать вопросы любой сложности, возникающие в море.

Имена их хорошо известны бывалым рыбакам и вписаны в славную историю «Дальрыбы». Среди них Герман Евгеньевич Никишин (плавзавод «Евгений Никишин» носит имя его отца), Василий Моисеевич Чесноков, Николай Васильевич Анкудимов, Сергей Петрович Танаев, Саел Пиртанович Бадмаев.

С началом реформ в стране произошли и кардинальные изменения в рыбной отрасли. Производственные объединения были расформированы, на их месте появились сотни мелких компаний. Правительство стало вводить плату за биоресурсы, продавать квоты на аукционах. Рыбаки потеряли возможность рассчитываться по кредитам, поскольку политика руководства отраслью была разорительной по отношению к предприятиям, все это пагубно отражалось и на психологическом климате экипажей. Частая смена отраслевого руководства в Москве, ежегодное запаздывание приказов к началу путины не способствовали нормализации положения. Весь этот негатив сказывался на работе в море.

В этой ситуации предприятия пытались выжить кто как может, а государственная власть, вместо создания благоприятных экономических условий для бизнеса, усилила контроль.

- В 96-97 гг. на промысле впервые появились представители Госморинспекции, – рассказывает Николай Коваленко. – Они в ту пору имели слабую профессиональную подготовку. Например, они были вооружены пособиями с иллюстрациями, где подробно демонстрировалось, чем отличается кета от горбуши или минтай от наваги. Тем не менее им были даны полномочия контролировать соблюдение рыбаками правил рыболовства. Инспекторы крайне негативно относились к рыбакам и за малейшие провинности жестоко их наказывали. Штрафы исчислялись десятками тысяч долларов. Рыбаки стали называть их не контролирующими, а карательными органами. Были такие случаи: среди ночи инспектор вызывает капитана судна и меня выяснять причину расхождения в 20 кг при перегрузе. А что такое 20 кг рыбы, если счет идет на тонны! В непогоду строп разбился – вот и вся причина! Идет разбирательство, судно простаивает, а если ты вовремя не отгрузился, то потерял промысловое время. Выходит, что опять капитан виноват, – с недоумением констатирует начальник промрайона.

В постперестроечное время обеспечением своих судов топливом в промысловых экспедициях, тарными и другими материалами стали заниматься судовладельцы. Флот перестал обновляться, и зоны рыбалки сократились, соответственно упали уловы и численность работающих. Флагманов повсеместно сократили. И только «Дальрыба», осознавая необходимость функционирования штаба путины в любых экономических условиях, сохранила свою флагманскую группу, которая продолжает нести вахту в Охотском и Беринговом морях.

- Задачи и функции наши кардинально изменились, – рассказывает Николай Коваленко. – Сейчас это, главным образом, недопущение конфликтных ситуаций на промысле.

С тех пор как дальневосточники практически прекратили добычу в Мировом океане, весь флот прижался к экономзоне и основная нагрузка легла на Охотское море. Здесь одновременно и крабовики со своими порядками, и ярусоловы, и минтайщики с тралами – и все нацелены на результат. Чтобы вести эффективный промысел при такой скученности да еще не повредить ни свое, ни чужое орудие лова, требуется немалая виртуозность, которой обладают далеко не все. Начальнику промрайона приходится следить за тем, чтобы одни не мешали другим, что порой совсем непросто, и в приказном порядке разводить, например, тральщиков с ярусоловами по разным направлениям от координаты.

Возникают и другие ситуации, требующие оперативного вмешательства. Они обусловлены неравномерным освоением квот соперничающими друг с другом рыбаками дальневосточных регионов, закрытием районов промысла, возникновением других проблем. Во многих случаях требуется решение Москвы, тогда за подписью начальника промрайона туда летят радиограммы с разъяснениями и описаниями ситуации, с обращениями от лица всех охотоморских добытчиков и просьбами разрешить проблему. Так было с контрольной точкой Восток-12, неудобно расположенной, но обязательной для прохождения. Суда тогда вынуждены были делать дополнительный крюк иногда до 300 миль, сжигая драгоценное топливо и время.

Но одним из основных направлений работы остается обеспечение безопасности мореплавания. Этот вопрос начальник промрайона начинает решать еще на берегу, поскольку он остается одним из самых острых. Дело в том, что ежегодно экспедиции рыбаков слабо обеспечиваются судами-спасателями. Спасателям ведомство лимитирует топливо, а аварийные ситуации на промысле возникают с пугающим постоянством. Если учесть степень изношенности рыбацкого флота и тяжелые погодные условия, то тревога начальника промрайона становится понятной. «Бывало такое, что в районе вообще ни одного спасателя не было! – отмечает Николай Коваленко. – А в этом году на БАТМ «Экарма-7» случился пожар. Рыбаки его полтора суток сами тушили, пока не подошел спасатель. Между тем, когда спасатель занимался этим БАТМом, еще два судна стояли по причине намотки на винт».

Там, где массовая рыбалка в самом разгаре, намотка на винт не есть что-то исключительное. А потеря хода даже в спокойную погоду – вещь крайне неприятная: это простой, убытки. Но при штормовом ветре возникает угроза жизни экипажа – судно тащит на камни, и рядом должен быть спасатель! Поэтому флагмана еще до начала путины начинают будоражить начальство, как говорится, бить тревогу, пытаясь заранее обеспечить подопечное хозяйство защитой.

Есть у начальника промрайона и другие поводы для беспокойства, тоже напрямую, казалось бы, не связанные с его непосредственными обязанностями. Например, слабая поддержка отраслевой науки, особенно в начале путины, в зимние месяцы. Хотя именно в это время закладываются основы успешного освоения квот или наоборот – недолова. «Прогнозы нам дают неточные, – говорит Николай Коваленко, – а представителей науки на месте нет, чтобы их корректировать. Хотя эти новые вводные можно было бы довести до сведения всех участников путины на промсовете».

Привыкшие к необходимости оперативно реагировать на любые осложнения или изменения обстановки в море, флагмана ожидают такого же внимательного отношения к рыбакам со стороны чиновников. Увы, это бывает далеко не всегда. Например, распоряжения из Москвы, элементарно закрепляющего за начальником промрайона его права и обязанности, ждали несколько лет! И только накануне Охотоморской экспедиции 2009 года вышел приказ Росрыболовства № 418, предписывающий создать координационную группу по оперативному регулированию промысла минтая. В нем, в частности, расписаны все те задачи, которые Николай Коваленко и его коллеги выполняли и продолжают выполнять из года в год. В том числе по оперативному сбору, обобщению данных и анализу информации о вылове водных биологических ресурсов, которые ложатся в основу расчетов текущего состояния и перспектив отрасли.

Разобщенность рыбаков, раздробленность на мелкие предприятия, желание некоторых подтасовать данные делают эту работу весьма хлопотной. Однако опытных специалистов флагманской группы невозможно сбить с толку. Начальник промрайона всегда знает, кто и как работает, где рыба есть, а где ее нет. Как говорит Николай Коваленко, «день, два, три с начала путины проходят, и становится видно: этот работает по правилам, а тот «пасется в огородах».

Закончился сезон «А» Охотоморской экспедиции 2009 года, впереди Беринговоморье, затем сезон «Б» – и там по кругу будут сменять на промысле друг друга флагманские специалисты «Дальрыбы», начальники промрайонов Николай Петрович Коваленко, Александр Николаевич Войнов, Николай Федорович Гаевой, Александр Николаевич Олейник.

Есть надежда, что возобновится рыбалка и в некогда покинутых нашими рыбаками зонах открытых океанских вод, а значит, у флагманской группы «Дальрыбы» работы прибавится.

Елена Филатова, Журнал «Fishnews – Новости рыболовства»