Газета «Рыбак Камчатки»

Углеводородный пеленг России

Начало в № 49 (2009 г.), № 5 (2010 г.).

Ледовитый теплеет. В Охотское море похолодает

Среди факторов риска компаний при разработках и транспортировке углеводородов не последнюю роль играют сложные природно-климатические условия, в том числе погодные и ледово-волновые. Они влияют на экономику освоения шельфовых месторождений, промышленно-экологическую безопасность, что повышает затраты на реализацию шельфовых проектов, а в итоге – и цену углеводородов.

Как известно, система мониторинга Арктического бассейна за последние 20 лет была нарушена с сокращением полярных гидрометеостанций со 110 до 48, что привело к потерям длительных рядов непрерывных наблюдений.

Отсутствует и национальная система метеорологических спутников, поэтому Росгидромет пока даёт прогнозы только на основе данных зарубежных спутников.

Вопросам обеспечения гидрометеорологической информацией и материалами по динамике морей в период проектных разработок и их реализации, в том числе детальными для ряда морских буровых платформ, было уделено особое внимание. Пока учёные спорят о глобальных изменениях климата планеты и их причинах, а мы на своих кухнях обсуждаем «погодную кухню», и, выходя из дома, попадаем в экстремальные погодные условия, льды Ледовитого океана тают.

По данным английских учёных, за 28 лет их площадь сократилась на 2,9 млн. км2 и составила 4,3 млн. км2. Наши учёные, в том числе и В.В. Клименко из лаборатории глобальной энергетики климата, по заказу Института энергетической стратегии провели модельные расчёты среднегодовых температур, реконструированных по историческим документам XV-XX веков, по инструментальным наблюдениям (за 1872-2006 годы) в бассейнах Баренцева и Карского морей.

Прогноз до 2100 года показал быстрое потепление с ростом температуры на 1,5° С (к 50-80 годам прошлого столетия), а после 2050 года – интенсивное потепление. Его негативные последствия очевидны: деградация вечной мерзлоты, изменения береговой линии, рост опасных природных процессов, техногенные аварии на объектах нефтегазовой и социальной инфраструктуры, катастрофы. Ведь вечная мерзлота сковывает 11 млн. км2 нашей территории, распространяясь на шельфовые мелководья.

Любопытен факт, приведённый в материалах изучения вечномёрзлых пород в восточной части Печорского моря (В.Н. Бондарев и его коллеги). В процессе бурения, проведённого ОАО «АМИГЭ» под подошвой многолетнемёрзлых пород на глубине 50 м ниже дна моря был вскрыт газонасыщенный слой. Это вызвало спонтанный выброс газоводяной смеси на высоту 10 метров с образованием своеобразного «котла кипения» вокруг судна в диаметре 150-200 м. В данном случае вечномёрзлые грунты – своеобразная покрышка, а их органика рождает газ.

Но есть и позитивные последствия для экономики: упростится доступ к углеводородным кладовым морского дна, ныне скрытых под льдами, повысится стратегическая и экономическая роль Северного морского пути за счёт повышения его грузооборота в связи с увеличением периода навигации и без ледокольного сопровождения.

При оценке ледовых условий арктических морей, выполненных МГУ (С.А. Огородов) совместно с иностранными и российскими учёными в районе строительства подводного трубопровода через Байдарацкую губу, для сравнения приведены параметры стамух и торосов Охотского моря.

Его ледовые условия не менее суровы и опасны, чем арктические. По данным бурения максимальная осадка килей торосов дрейфующего льда здесь достигает 15 м, что больше аналогичных показателей торосов в Баренцевом и Карском морях. Это определяет глубину экзарации (пропахивания) морского дна и степень опасности для подводных трубопроводов, морских электрокабелей и устьев подводных скважин на мелководьях.

Сахалинское управление Росгидромета впервые на шельфе выполнило непрерывный 10-летний ряд метеонаблюдений на платформе Моликпак (Сахалин-2), дополненные данными по температурным сезонам береговых метеостанций и атмосферного моделирования. Удалось установить связь льдистости моря с температурой воздуха. Оказалось, что в условиях роста температур площадь льда за 5 лет сократилась в 2 раза. Учёные П.А. Трусков и его коллеги сделали вывод о региональном похолодании и ухудшении ледовой обстановки в ближайшие 10 лет.

Вполне понятно, что этот прогноз при его уточнении может быть использован в проекте нефтегазовых работ у сахалинских берегов и при реализации проекта «Корякия-1» у камчатских берегов.

Кто загрязняет Охотское море?

В 2009 году с 22 мая по 30 июня инженерно-технологический Центр «СканЭкс» провёл спутниковый пилотный экомониторинг 7 морей России. В его основе – приём на собственную сеть из 4-х станций и обработка радиолокационной информации с европейского и канадского спутников Земли, одна из которых находится в Магадане. Ранее методика создания электронных карт нефтяных загрязнений морских вод с координатами судов-загрязнителей была отработана по заказу МЧС и некоторых нефтяных компаний.

Оказалось, что Охотское море по уровню нефтяного загрязнения, в основном – с судов, занимает 4-е место (после Чёрного, Балтийского и Каспийского). Интегральные карты загрязнений его в разные периоды проведения морских нефтегазовых работ (Корякия-1,2), несомненно, будут способствовать раннему обнаружению и мониторингу загрязнений для снижения и ликвидации последствий техногенных нагрузок в зоне «берег-море».

Кстати, представители Центра с пониманием отнеслись к нашему предложению по оперативному мониторингу судовых разливов в Авачинской бухте с динамикой изменения экологической обстановки во времени и по её акватории за счёт государственной поддержки и частного партнёрства. Это позволило бы одновременно решать и прикладные задачи управления краевого центра на основе городского планирования с оперативным составлением кадастра земли и объектов недвижимости, оценок загрязнений городской среды, состояния тепловых и будущих газовых сетей в черте города.

Но для этого надо понимание первоочередных природоохранных мер и их целенаправленное финансирование, а не распыление средств на «улучшение экологии» Авачинской бухты, которым мы занимаемся уже почти 20 лет.

Трогательная забота о камчатском крабе… в Баренцевом море

Очень порадовали меня материалы ГУ «Мурманское УГМС» по гидрометео- и экологическому обеспечению проектно-изыскательских работ на трассе Штокман – Териберка (Кольский полуостров) – Волхов.

Эта организация – единственная в Росгидромете, которая имеет длительные ряды наблюдений за 40-45 лет на основе сохранности сети станций наблюдения.

Камчатскую сеть гидрометеорологических станций, особенно на западе, изрядно «потрепали» лихие 90-е годы. Но что их пинать, если даже в наше время – время развития края – трасса камчатского газопровода заслуживает большего гидрометеорологического сопровождения с восстановлением метеопостов, для начала – в Елизовском районе.

Раз я вспомнил родные пенаты, хочу обратить внимание читателей на масштаб экологического сопровождения комплексных инженерных изысканий на этапе разработки для проектирования объектов освоения Штокмановского месторождения в 2008-2009 годах, выполненных ФГУП «ПИНРО» и нефтяниками Штокман Девелопмент АГ и ООО «Питер Газ» в пределах лицензированного участка и трассы морского трубопровода.

В ходе эколого-биологических исследований было задействовано 6 научно-исследовательских судов ПИНРО. За 4 периода изыскания было выполнено 439 станций и 6 600 км авиационных наблюдений за морскими млекопитающими и птицами. Непрерывные наблюдения с судов за морскими млекопитающими составили 3 200 км. И многое другое. Особое внимание – к нагрузкам на районы нереста и даже трогательное внимание на миграцию камчатского краба через трассу газопровода.

Как здесь не вспомнить горькую судьбу наших крабов в Северном запретном крабовом районе у берегов западной Камчатки, в пределах которого была пробурена первая поисково-разведочная морская скважина! И кто может объяснить, почему не было не только экологического сопровождения, но и государственного экологического контроля проведения инженерно-геологических работ для обоснования в ОВОС мест заложения первых четырёх морских скважин в этом районе? Почему под подводное око телекамеры за всё время бурения скважины попал всего один (!) краб, а морское дно на участках инженерно-геологических работ было завалено полузамытыми крабовыми ловушками, создав своеобразный могильный микрорельеф его поверхности?

Продолжение следует.

Вадим ДМИТРИЕВ, Экошельф Камчатки, Петровская Академия наук и искусств.