Газета «Рыбак Камчатки»

Очередная авантюра Росатома?

Экологи предлагают депутатам принять поправки к законопроекту, чтобы не допустить закачки радиоактивных отходов под землю, импорта отходов из-за рубежа и новых радиационных катастроф.

20 января 2010 г. на пленарном заседании Госдума большинством голосов приняла в первом чтении проект этого закона. С точки зрения экологических организаций, проект направлен в первую очередь на решение узковедомственных интересов госкорпорации «Росатом» и абсолютно не отвечает национальным интересам России.

Российские экологические организации обратились к депутатам Госдумы РФ и членам Совета Федерации с требованием не принимать закон “Об обращении с радиоактивными отходами” в том виде, в котором он был предложен правительством РФ и прошёл первое чтение в ГД РФ. Также экологи направили парламентариям поправки к законопроекту.

Среди подписавших обращение и поправки — “Экозащита!”, Гринпис России, Программа по ядерной и радиационной безопасности, Антиядерная кампания Международного социально-экологического союза, Движение за ядерную безопасность, Экоперестройка и другие.

Владимир Сливяк, Экозащита:

“Законопроект устанавливает процедуру подбора площадок для ядерных могильников, которая не учитывает мнение общественности. Решения по ядерным могильникам, которые будут существовать сотни тысяч лет, должны приниматься только через местные референдумы”.

Алексей Яблоков, Программа по ядерной и радиационной безопасности: “Законопроект разрешает закачку жидких радиоактивных отходов под землю. Фактически закон легализует опаснейшую практику, которая ведётся на некоторых российских атомных предприятиях. При этом нарушается требование Водного кодекса – он запрещает такую закачку”.

Владимир Чупров, Гринпис России:

“Все отходы делятся на накопленные до принятия закона и остальные.

Законопроект не прописывает процедуру, как и кто финансирует их утилизацию. В сочетании с тем, что законопроект не вводит принцип полной финансовой ответственности производителя отходов за обращение с радиоактивными отходами, возникает риск, что финансирование утилизации практически всех отходов в РФ, в том числе принадлежащих коммерческим компаниям (ОАО “Атомэнергопром”, ОАО ТВЭЛ и т.д.) ляжет на плечи налогоплательщика".

Наталья Миронова, Движение за ядерную безопасность:

“Законопроект написан на языке, не совпадающим с международными принятыми и разработанным МАГАТЭ нормами”.

Общественные организации предложили поправки к законопроекту и надеются, что депутаты не допустят принятия законопроекта в первоначальном виде.

Если поправки не будут приняты, общественные организации прибегнут к опыту информирования населения о “ядерных депутатах и партиях”, который использовался в 2001 году, когда Дума приняла антинародные законы о ввозе ядерных отходов.

Справка:

Россия — единственная страна в мире, принимающая в промышленных масштабах обеднённый гексафторид урана из-за рубежа.

В России и за рубежом накопилось несколько миллионов тонн отвального гексафторида урана, планов по дальнейшему использованию которого в обозримой перспективе нет, таким образом, это вещество является радиоактивными отходами.

Согласно российскому “Закону об использовании атомной энергии” (от 21 ноября 1995 года № 170-ФЗ), радиоактивные отходы (РАО) — это ядерные материалы и радиоактивные вещества, дальнейшее использование которых не предусматривается. В соответствии с “Законом об охране окружающей среды”, их ввоз в страну запрещён.

Однако официальные отчёты за 2004-2007 годы российского надзорного органа — Ростехнадзора — признают, что уже накопленные в России отходы отвального гексафторида урана представляют серьёзную проблему, хранение контейнеров с ними под открытым небом на российских предприятиях (всего их 4) не соответствует современным требованиям безопасности.

По материалам российских СМИ

Газета "Рыбак Камчатки"