Газета «Рыбак Камчатки»

Не прогадает ли Европа?

В сентябре 2008 года Европейский Союз (ЕС) принял регламент, в соответствии с которым с января 2010 года рыбу можно ввозить в Европу только с сертификатом, подтверждающим, что район промысла экологически безопасен. Но до февраля этого года не было решено, кто в России получит полномочия его выдавать.

Генеральный директорат по морским вопросам и рыболовству Европейской комиссии своим циркуляром от 22 января 2010 г. № 00893 квалифицирует все добытые после 1 января 2010 г. российскими рыболовными предприятиями водные биоресурсы как незаконный, нерегистрируемый и нерегулируемый промысел и вводит запрет на прямой и косвенный импорт этих водных биоресурсов в страны Европейского Союза.

Но Еврокомиссией не было принято решение об отнесении РФ к списку третьих стран, не сотрудничающих при пресечении ННН-промысла, а значит, этот циркуляр является необоснованным и неправомерным.

Сегодня правительство РФ уже определило, кто будет выдавать ветеринарные сертификаты района промысла – это будет осуществляться уполномоченными территориальными управлениями Росрыболовства по рыбохозяйственным бассейнам, в которых были добыты (выловлены) водные биоресурсы, из которых произведена рыбная и иная продукция на экспорт. В этот перечень вошли 4 организации: Приморское ТУ (Дальневосточный рыбохозяйственный бассейн), Баренцево-Беломорское ТУ (Северный бассейн), Западно-Балтийское ТУ (Балтийский бассейн) и Азово-Черноморское ТУ (Азово-Черноморский бассейн).

Однако пока у рыбопромышленных компаний сертификатов ещё нет. Рыбники Северного и Западного бассейнов, поставляющие уловы в Европу, из-за их отсутствия несут большие потери.

«РК» решил выяснить, как эти действия европейских чиновников сказались на деятельности камчатских предприятий рыбной отрасли. Как выяснилось, наших рыбопромышленников эта ситуация коснулась в меньшей степени. И всё же определённые проблемы у предприятий есть.

В.П. Сидоров, начальник орготдела рыболовецкого колхоза им. В.И. Ленина:

— Никаких проблем у нашего предприятия в связи с отсутствием европейского сертификата вылова нет. Как колхоз работал, так и продолжает работать. Флот ловит рыбу, продукцию из неё предприятие отправляет своим постоянным партнёрам. Договорные обязательства мы выполняем в полном объёме.

Д.Н. Суходолов, заместитель начальника производственного отдела ЗАО «Акрос»:

— Сейчас сложно определить, какие прямые финансовые потери понесло наше предприятие из-за этой ситуации. Должно пройти определённое время, чтобы можно было всё подсчитать, проанализировать, какие средства могла получить компания, если бы беспрепятственно отправляла свою продукцию в страны Евросоюза. Но некоторые проблемы Акрос, тем не менее, испытывает. В связи с отсутствием данных документов мы не можем отправлять рыбопродукцию в Европу. Приходится искать другой рынок для поставок. В Европейском союзе у нас были предприятия, с которыми давно сотрудничаем, знаем их, они знают нашу продукцию, с ними сложились доверительные отношения. Теперь из-за отсутствия европейского сертификата необходимо искать новых партнёров, заново налаживать отношения. А для этого нужно время – чтобы наши новые партнёры изучили нашу продукцию, а мы присмотрелись к ним, к их финансовому положению.

Тем не менее, на промысловой деятельности компании отсутствие сертификатов вылова практически не сказалось. Отгрузка выпущенной в море продукции идёт. Правда, мы выпускаем теперь немного другой ассортимент, чем для прежних партнёров.

Если оценивать ситуацию в целом, то конечно, неудобно работать с такими ограничениями. И эти проблемы, мне кажется, испытывает не только наше предприятие, но и многие рыбацкие компании всей отрасли.

С другой стороны, о необходимости получать подобные сертификаты европейское сообщество говорило ещё год назад. Время у правительства было как для подготовки к введению этих сертификатов, так и для переговоров с Евросоюзом, чтобы достигнуть компромисса и отсрочить введение данных документов. Сейчас же приходится «на ходу» нарабатывать новые связи.

Приказ, определивший органы, уполномоченные выдавать такие сертификаты, уже издан. Правда, схема их получения, как мне кажется, до конца не проработана. Наше предприятие подало заявку на заполнение этого документа, но для его получения всё равно необходимо время.

Г.К. Габдулин, директор по эксплуатации флота ОАО «Океанрыбфлот»:

— Никаких проблем из-за отсутствия сертификата вылова наше предприятие пока не испытывает. Отношения с партнёрами не пострадали.

Но в дальнейшем я предполагаю большие сложности при оформлении сертификата. Сейчас все вопросы оформления судов настолько забюрократизированы, что для того, чтобы отправить судно с экспортным грузом, документы считаем не на листы, а уже на килограммы.

Максим ТРУШ.