Газета «Рыбак Камчатки»

«С помощью рыбаков выход найдём»

30 марта в правительстве края прошёл КРХС. О своём видении обсуждавшихся на нём проблем рассказывает директор КамчатНИРО, доктор биологических наук Сергей Георгиевич КОРОСТЕЛЕВ.

— В январе состоялся отраслевой совет по утверждению материалов, обосновывающих объёмы вылова тихоокеанских лососей в Дальневосточном бассейне на 2010 год. Цифры уже известны: всего на западное и восточное побережья Камчатки предполагается выделить более 165 тысяч тонн тихоокеанских лососей и гольцов. Из них 42 тысячи тонн — на Восточную, остальные 123 тысячи – на Западную Камчатку. Каковы дальнейшие действия?

— Следующий этап — распределение этих объёмов по видам рыболовства. Согласно утверждённому ФАР плану мероприятий в апреле будут приняты решения о предоставлении тихоокеанских лососей в научно-исследовательских и контрольных целях, а также в целях рыбоводства, воспроизводства и на культурно-просветительские нужды. Кроме этого будет определён объём для обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности КМНС. Оставшиеся лимиты распределят на промышленное и спортивно-любительское рыболовство и доведут их до сведения в региональные комиссии по регулированию промыслом анадромных видов рыб, где и будут приняты решения по распределению объёмов между пользователями.

— Ожидаются ли новшества в организации промысла лососей?

— Обсуждается несколько предложений по усовершенствованию механизма проведения путины, в окончательном виде они будут озвучены только после очередного заседания комиссии по регулированию промысла анадромных видов рыб. Подробнее говорить об этом рано.

— Будут ли какие-нибудь существенные корректировки объёмов, первоначально рекомендованных к вылову, как, например, в прошлом году?

— Таких значительных увеличений в ходе путины, по-видимому, не будет. В настоящее время сотрудники ТИНРО-центра выполняют траловую съёмку в северо-западной части Тихого океана — за пределами 200-мильной зоны. Именно в этом районе на зимовке находится охотоморская горбуша. Цель съёмки – сопоставить осенние оценки, проверить, не увеличилась ли смертность в период зимовки. В середине апреля мы будем располагать данными. Но уверен, что они в целом подтвердят объёмы возможного вылова, которые уже утверждены. В прошлом году благодаря проведённым исследованиям удалось оконтурить всю охотоморскую горбушу и уточнить оценки – осенние и зимние, которые в ходе путины полностью подтвердились.

А наиболее точные данные появятся летом, когда будем проводить траловую съёмку производителей, — мы сможем различить западно-камчатскую, сахалинскую и магаданскую горбушу. Параллельно собираем материал для генетических исследований, результаты его в будущем позволят нам уже после зимней съёмки достаточно чётко дифференцировать принадлежность горбуши к тому или иному стаду. Сотрудники КамчатНИРО в прошлом году собрали хорошую базу данных на Сахалине, в 2010 году эта работа продолжится.

— Это новый этап в исследовании лососей?

— Да, раньше мы проводили только морфологические исследования по горбуше, а сейчас подключаем генетику. У нас уже есть обнадёживающие результаты, их уже используем при подготовке прогнозов. Материально техническое оснащение лаборатории позволяет проводить эти исследования в стенах КамчатНИРО.

— Вернёмся к цифрам. Озвучены сегодня 90 тысяч тонн горбуши на западном побережье. Их нужно освоить. В прошлом году рыбопромышленникам, работающим на восточном побережье Камчатки, было рекомендовано привлекать максимально возможное количество перерабатывающего флота, чтобы выловить порядка 100 тысяч тонн горбуши. Какие рекомендации будут в этом году?

— На западе Камчатки береговая переработка гораздо мощнее, чем на востоке, и более половины объёма планируется переработать на берегу. Здесь суточная береговая переработка в среднем рассчитана на 4-5 тысяч тонн. С учётом мощностей морских приёмщиков за сутки в рунный ход вполне можно осваивать до 10 тысяч тонн лососей. Таким образом, в течение 10 дней выделенный объём будет освоен, если, конечно, позволит погода.

— Эффективность прохождения путины зависит от взаимодействия контролирующих органов, науки и самих рыбопромышленников. На прошедшем рыбохозяйственном совете Вы обратились к ассоциациям рыбопромышленников с просьбой продолжить совместную работу по некоторым исследованиям. Почему возникла такая необходимость?

— Здесь нужно прояснить в целом ситуацию по финансированию института. В 2009 году, когда нас перевели полностью на бюджетное финансирование, то от первоначально планируемой суммы мы получили только 70 % — остальные расходы были урезаны, в связи с мировым финансовым кризисом. И в итоге нас лишили возможности проводить исследования, организовывать экспедиции. Например, так и не были оценены запасы креветки в Камчатско-Курильской подзоне, и уже сегодня есть последствия: цифры общедопустимого улова по этому объекту промысла так и остались на минимальном уровне – данных для увеличения нет.

На сегодняшний день критическая ситуация складывается по проведению авиаучётных работ в период лососёвой путины. Для полноценных исследований нам необходимо не менее 300 полётных часов. Если в прошлом году, когда у нас основная путина проходила на восточном побережье, мы смогли выполнить работы в полной мере, благодаря Ассоциациям рыбопромышленников Корякского округа, Усть-Камчатского района, то в этом – у нас есть большая вероятность срыва этих работ. На западном побережье мы эффективно сотрудничаем пока только с Ассоциацией рыбопромышленников Озерновского региона, остальные объединения рыбаков молчат. А ведь в первую очередь от них должна быть заинтересованность в данном вопросе — информация по заполнению нерестилищ, которую мы получаем в ходе проведения авиаучётных работ, позволяет готовить корректировки возможного вылова и увеличивать объёмы рекомендуемого изъятия.

Мы надеемся, что с помощью рыбопромышленников всё-таки сможем найти выход.

www.kamniro.ru

Газета "Рыбак Камчатки"