Журнал «Fishnews»
Министр сельского хозяйства, рыболовства и продовольствия Сахалинской области Сергей КАРЕПКИН

Прибрежные поселки должны иметь перспективы развития

Больше чем на треть увеличен в минувшем году вылов биоресурсов рыбаками Сахалинской области. Об этом журналу «Fishnews» рассказал Министр сельского хозяйства, рыболовства и продовольствия островного региона Сергей Карепкин.

- Каковы итоги работы рыбохозяйственного комплекса Сахалинской области за минувший год? Каких положительных результатов удалось достичь, а что не удалось сделать и почему?

- На итоговом заседании Правительственной комиссии по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации В. А. Зубков отметил, что «… в 2009 году рыбохозяйственный комплекс продемонстрировал хорошие результаты за 10 месяцев объем добычи составил 3,2 млн. тонн – на 9,7% больше аналогичного периода прошлого года, производство готовой продукции увеличилось на 3,2% и достигло 3,3 млн. тонн».

Рыбохозяйственный комплекс нашей области внес свой достойный вклад в общероссийские показатели. У нас отмечается рост экономических показателей. За 2009 год предприятия области добыли 655,5 тыс. тонн рыбы и морепродуктов, что на 37,9% больше, чем в 2008 году.

Устойчиво растет заработная плата, снижается количество убыточных предприятий.

Наши предприятия поставляют свою продукцию на российский рынок, успешно развивают экспортно-импортные операции с компаниями Азии и Европы. Они занимаются разведением, добычей и переработкой рыбы и морепродуктов, осуществляют судоремонт и ремонт оборудования, производят жестяную и другие виды тары.

Рыбная отрасль обеспечивает пятую часть областного промышленного производства региона и такую же долю в экспорте. Из общего объема продукции из рыбы и морепродуктов, выпускаемого в стране, около 15 процентов – сахалинские; 20 процентов составляют рыбные консервы. То есть каждая пятая банка – сахалинская.

В нашей области создано современное лососевое хозяйство, в которое входят государственные и частные заводы. Оно по праву считается крупнейшим в России. Суммарная мощность наших лососевых заводов всех форм собственности по закладке икры достигает более 800 млн. икринок, что составляет 80% воспроизводства тихоокеанских лососей в России. 36 рыборазводных предприятий оснащены самой передовой техникой и применяют новейшие биотехнологии.

Это стало возможным благодаря совместным усилиям органов власти субъекта федерации, рыбаков, федеральных уполномоченных органов и их территориальных подразделений.

В этом году мы сосредоточили свои усилия на двух основных направлениях:

- сокращение избыточного администрирования, снятие необоснованных бюрократических барьеров;

- создание условий для эффективной работы предприятий рыбохозяйственного комплекса в условиях финансового кризиса.

Отработанные в этом году методики управления лососевым промыслом в рамках деятельности Комиссии по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб в Сахалинской области, возглавляемой губернатором области А. В. Хорошавиным, позволили в этом году не только выловить рекордное количество лососевых, но и рационально, в соответствии с рекомендациями СахНИРО и «Сахрыбвода», заполнить нерестилища, обеспечив рыбалку для будущих лет.

Мы пока единственный субъект в Российской Федерации, где промысел лососевых осуществлялся по заявочному принципу. Именно это позволило выловить рекордное количество рыбы.

Хочу еще раз повторить цифры, которые уже неоднократно озвучивались в прессе. Нашими рыбаками выловлено более 297 тыс. тонн тихоокеанского лосося, это на 176 тыс. тонн больше, чем в 2008 году.

На 2010 год СахНИРО дало нам также неплохой прогноз на лососевые. В целом по Дальневосточному бассейну около 340 тыс. тонн, что тоже является своеобразным рекордом лосося для «неурожайных» лет.

В 2009 году администрацией области были созданы условия для легальной работы промысловых предприятий не только в сфере промысла. Активная позиция органов власти помогла решить проблемные вопросы и с вывозом рыбы в пик лососевой путины.

Необходимо отметить и положительный эффект в части предотвращения браконьерства. В муниципальных образованиях области были созданы Бассейновые советы. Это позволило привлечь к рыбоохране сто шестьдесят семь внештатных инспекторов.

Кроме этого, в рамках соглашения о взаимодействии между департаментом по рыболовству, Сахалинской лососевой инициативой и Сахалино-Курильским территориальным управлением проводились авиа-облеты с целью контроля заполнения нерестилищ и выявления фактов браконьерства.

Мы полагаем, что опыт прошлого года по регулированию промысла лососевых позволит нам в 2010 году максимально эффективно организовать работу рыбаков и обеспечить заполнение нерестилищ в зависимости от подходов рыбы.

Кроме того, администрацией области и органами исполнительной власти разных уровней многое было сделано и для того, чтобы повысить эффективность океанического промысла, существенно сократить непроизводственные простои в наших портах в ожидании оформления рыбопромысловых судов.

Хочется отметить и то, что в рамках принятой в 2009 году областной целевой программы «Развитие рыбохозяйственного комплекса Сахалинской области на 2009-2011 годы» из областного бюджета были профинансированы мероприятия на сумму 70 млн. рублей (проведение научно-исследовательских работ – 5 млн. рублей; обновление рыбохозяйственного флота – 14 млн. рублей; модернизация и обновление перерабатывающих мощностей – 44 млн. рублей; развитие лесного массива, защищающего нерестилища промысловых видов рыб – 7 млн. рублей).

По постановлению администрации Сахалинской области 21 предприятие отрасли получило государственную поддержку из областного бюджета в сумме более 70 млн. рублей на возмещение процентных ставок по кредитам. Трем предприятиям: ЗАО «Рыбокомбинат Островной», ООО «Лаперуз», ОАО «Холмская жестянобаночная фабрика» предоставлены государственные гарантии администрации области на сумму 146 млн. рублей. На модернизацию и обновление перерабатывающих мощностей из областного бюджета в этом году направлено 44 млн. рублей.

Кроме того, в период финансово-экономического кризиса предприятия рыбной отрасли Сахалинской области имеют относительно хорошее обеспечение оборотными средствами и, несмотря на высокие процентные ставки, не испытывают особых трудностей в дополнительных источниках финансирования. Подводя итоги 2009 года, можно сказать, что многое из того, что было запланировано, удалось сделать. Надеюсь, что и 2010 год будет не менее плодотворным и результативным.

- Что можно сказать о ходе работы с начала 2010 года?

- Мы не собираемся останавливаться на достигнутом. Кроме реализации уже действующей областной программы и других мероприятий, направленных на стабилизацию в рыбохозяйственном комплексе, нами на 2010 год определен круг задач, требующих решения.

Одна из них – это ситуация с 15 судами проекта ФВС-419 (стеркодеры). Практически весь 2009 год эти суда, способные выпускать высокорентабельную продукцию, находились в вынужденном простое из-за вступившей в силу с 01 января 2009 года поправки в часть 4 статьи 16 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов». В связи с этим мы считаем необходимым поддержать инициативу рыбаков, разделяемую депутатами Сахалинской областной Думы, по внесению изменений в названный Федеральный Закон, в части отмены с 1 января 2010 запретительной нормы на промысел для рыбопромысловых судов, построенных под гарантии Правительства Российской Федерации.

Вторая задача, требующая решения, – увеличение зоны действия прибрежного рыболовства для Сахалинской области в промысловых районах, сопряженных с территорией Сахалинской области (Западно-Сахалинская, Восточно-Сахалинская, Камчатско-Курильская подзоны, Южно-Курильская и Северо-Курильская зоны, включая территориальное море, исключительную экономическую зону и континентальный шельф Российской Федерации).

Третья задача – разграничение полномочий между Федеральным агентством по рыболовству и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в части передачи всех полномочий управления прибрежным рыболовством органу исполнительной власти субъекта РФ в промысловых районах, сопряженных с территорией данного субъекта РФ.

И последнее: в новых экономических условиях мы считаем необходимым скорейшее принятие нормативных правовых актов об аквакультуре. В настоящий момент отсутствует нормативное положение, по которому у хозяйств марикультуры возникают основания изымать выращенные ими гидробионты. Необходимо законодательно закрепить за пользователями, осуществляющими воспроизводство, приоритетное право на добычу (вылов) воспроизводимых объектов.

- Какова роль прибрежного рыболовства для Сахалинской области? Какова Ваша позиция и аргументы по поводу единого промыслового пространства?

- В настоящее время роль прибрежного промысла и аквакультуры все возрастает. Это в первую очередь связано с обострением борьбы в открытых районах Мирового океана и вытеснением иностранного флота из экономических зон других государств.

Во вторую очередь повышается роль прибрежного рыболовства как градообразующего фактора, что очень важно для территорий Дальнего Востока. Имеет значение для развития прибрежного рыболовства и ряд экономических факторов:

- снижение себестоимости промысла за счет использования более дешевого малого и маломерного флота;

- значительное сокращение непроизводственных затрат, связанных с переходами в район промысла и обратно;

- более высокое качество рыбной продукции, произведенной не в судовых условиях, а на береговых предприятиях.

Кроме того, оперативная доставка пойманной рыбы до потребителя позволяет быстрее возвращать затраченные средства.

Себестоимость водных биоресурсов, добытых в прибрежной зоне, значительно ниже пойманных в океане.

К числу достоинств прибрежного промысла необходимо отнести также его социальную значимость и экономическую доступность широкому кругу населения с ограниченными финансовыми возможностями.

Прибрежное рыболовство в России издавна играло важную роль в жизнеобеспечении населения прибрежных районов, особенно удаленных от промышленных и административных центров. Рыбное хозяйство в них зачастую является единственной сферой занятости местного населения и выполняет функции градообразующей отрасли.

До настоящего времени не урегулировано само понятие «прибрежное рыболовство» и нормативно-правовые основы в области эксплуатации водных биоресурсов прибрежной зоны. С моей точки зрения, основная цель прибрежного рыболовства состоит в обеспечении основ жизни и деятельности населения прибрежных территорий, поддержании и развитии социально-экономической инфраструктуры прибрежных регионов Российской Федерации на основе рационального использования водных биоресурсов.

Вместе с тем возрождение рационального и эффективного прибрежного рыболовства совместно с береговым обрабатывающим комплексом и производственной инфраструктурой является в настоящее время одной из важнейших задач, решение которой позволит стабилизировать экономику целого ряда приморских районов России, особенно на Дальнем Востоке и в районах Крайнего Севера.

В настоящее время существует объективная необходимость долгосрочного закрепления за субъектами Российской Федерации долей в общем объеме квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов, на которые устанавливается ОДУ, по видовому составу и районам промысла для осуществления прибрежного рыболовства.

При этом следует отметить, что в соответствии с ч. 2 ст. 20 Федерального Закона № 166, прибрежное рыболовство допускается осуществлять в определенных Правительством РФ районах континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ.

Поэтому проблему распределения прибрежных квот между субъектами федерации необходимо рассматривать и с точки зрения традиционности, и с точки зрения существующего потенциала промысла и переработки.

Сегодня ситуация с распределением квот и подходы, предлагаемые на федеральном уровне решения, не учитывают необходимости развития Дальневосточных территорий.

По нашему мнению, объем квот, закрепляемых за субъектом федерации, должен соответствовать его возможностям по переработке. Только достаточная загрузка перерабатывающих мощностей позволит привлечь инвестиции в развитие глубокой переработки, создать конкурентоспособную на российском и международном рынках продукцию.
На первом этапе потребности прибрежного рыболовства – это возможности береговой переработки, умноженные на возможности регионального малотоннажного и среднетоннажного флота, способного привозить продукцию на берег.

На последующих этапах формирования программ развития флота, в том числе и прибрежного, квоты должны меняться в соответствии с изменением объемов перерабатывающих мощностей.
По поводу единого промыслового пространства могу сказать, что все промысловое пространство Российской федерации, включая внутренние воды, территориальное море и исключительную экономическую зону, у нас и сейчас единое.

Это обеспечивается жесткой централизацией управления рыболовством и сохранением водных биоресурсов в рамках Федерального агентства по рыболовству и его территориальных управлений. Есть единая нормативная правовая база, которая регулирует рыбопромысловую деятельность.

Относительно предложений приморских рыбопромышленников можно сказать, что это уже было. Предоставление средне и крупнотоннажному флоту возможности вести промысел в традиционных акваториях прибрежного лова привело к крайне отрицательному результату.

До выхода Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» в Татарском проливе облавливали минтай и треску, скопления камбал (на зимовальных ямах) крупными судами. Этим мы не только подорвали промысловые запасы этих видов, но и лишили работы прибрежный флот, береговые перерабатывающие предприятия, а население прибрежных поселков осталось без перспектив.

Запасы, которые обеспечивали работой несколько десятков МРСов и РСов десятилетиями, были «освоены» за три-пять лет. И это не единичные примеры, в этом же ряду запасы камбал заливов Терпения и Анива, прибрежные виды крабов, креветок и т.д.

Сейчас модно говорить о рентабельности и эффективности промысла. Конечно же, лов процессорами намного эффективнее, но для кого? Для бизнеса, который при этом оставляет большинство издержек даже не в стране, а за рубежом: судоремонты, промвооружение, отдых экипажа и т.д.

Прибрежное рыболовство, напротив, являясь менее интересным для бизнеса, приносит на каждого работающего промысловика десять-двенадцать рабочих мест на территории, оставляя все издержки в России. Бесспорным является то, что совокупная социально-экономическая отдача прибрежного рыболовства (включая промысел лососей) для регионов на единицу вылова значительно выше.

Конечно, компаниям, имеющим крупнотоннажные суда, необходимо развиваться. Но нет никакой необходимости направлять это развитие в сторону берега, создавая конкуренцию по рентабельным объектам промысла минтаю, треске, камбалам, сельди. На самом деле, имея значительно большие промысловые и финансовые возможности, они будут вытеснять прибрежников. Развитие крупнотоннажного флота должно быть направлено на освоение недоиспользуемых объектов континентального шельфа и исключительной экономической зоны: кальмары, сайра и т. п., потенциал которых позволит значительно увеличить вылов в этих акваториях.

Существующее законодательное разграничение промысловых акваторий между различными видами рыболовства необходимо и в силу того, что практически весь промысел страны сосредоточен в территориальном море и исключительной экономической зоне.

Предоставляя право крупнотоннажному флоту работать в территориальном море, мы лишаем его мотивации для выхода в мировой океан и зоны иностранных государств. В связи с этим мы предлагаем в соответствии с принятой Морской доктриной Российской Федерации, программой развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации, по мере развития прибрежного флота, создания береговой инфраструктуры, развития береговых перерабатывающих производств расширять акватории прибрежного рыболовства.

- В чем Вы видите потенциал развития рыбохозяйственного комплекса Сахалинской области?

- Считаю, что потенциал развития отрасли в обеспечении устойчивого развития прибрежного рыболовства. Для этого необходимо:

- развитие технологий аквакультуры с различными биолого-хозяйственными характеристиками;

- восстановление подорванных промыслом популяций прибрежных объектов водных биоресурсов и воспроизводственного потенциала лососевых рек области;

- усиление контроля, профилактики браконьерства, создание условий для рентабельной работы отрасли в правовом поле;

- создание нового поколения высокопроизводительных маломерных и малотоннажных рыбопромысловых судов и перерабатывающих производств с использованием инновационных технологий добычи и обработки морепродуктов;

- разработка перспективных технологий непищевого использования продукции переработки гидробионтов;

- закрепление водных биоресурсов через предприятия, регистрируемые в муниципальных образованиях, за прибрежными территориями.

Выполнение перечисленных условий позволит:

- к 2020 году увеличить добычу рыбы, морепродуктов и производство пищевой рыбной продукции не менее чем в 2 раза, расширить спектр добываемых объектов водных биоресурсов и ассортимент выпускаемой продукции, в том числе, комбикормовой, технической, фармакологической и биотехнологической;

- создать систему товарного выращивания и искусственного воспроизводства рыбных запасов;

- провести технологическую модернизацию и обновление флота и перерабатывающих производств;

- ликвидировать потери от незаконного вылова и продажи рыбы и морепродуктов;

- обеспечить жизнедеятельность населения прибрежных районов.

Елена Филатова

  • Министр сельского хозяйства, рыболовства и продовольствия Сахалинской области Сергей КАРЕПКИН
  • Путина на Сахалине