Журнал «Fishnews»
Марина ЩЕРБАКОВА

Живописные сюрпризы морского колледжа

Длинные учебные корпуса Владивостокского морского рыбопромышленного колледжа напоминают шкатулку с секретом. Неказистый строго будничный фасад успешно маскирует от глаз случайных прохожих расположение здания, словно господствующего над морем. Но обнаружить это можно только со стороны берега или из окна пригородной электрички, пробегающей у подножия сопки. При более близком знакомстве это впечатление только усиливается: внутри колледж кажется куда просторнее, чем снаружи, и этажей в нем словно становится больше – вот уж поистине игры «свернутого пространства»!

Сюрпризы в ВМРК, четвертое десятилетие исправно пополняющем ряды рыбопромыслового флота, встречаются буквально на каждом шагу. Но самый неожиданный из них ждет наверху, под самой крышей, где мы попадаем в комнату, залитую солнцем и заставленную картинами. Морские пейзажи, зарисовки быта рыбацкой жизни, батальные сцены – в небольшой мастерской реставратора полотна развешены на стенах, разложены по столам, терпеливо дожидаются очереди на полу.

Прямо напротив входа идет бой: серые дальневосточные скалы, кипящее от разрывов снарядов море, отряды людей в бело-голубой форме накатываются на неприступный берег. «Высадка десанта» Павла Холина – самая популярная у курсантов картина. В перерывах между занятиями в дверь то и дело заглядывают: «А можно посмотреть?». «Можно, заходите», – хранительница художественных богатств Марина Щербакова всегда рада посетителям, хотя о ее присутствии визитеры, как правило, забывают уже спустя несколько минут, поддаваясь магии красок.

«Меня они вообще не видят. Представляете, совсем юные мальчишки стоят, целиком в эту картину ушли и начинают рассуждать. А кто это? Где это? Кто это написал? Скорее всего, это Великая Отечественная война. По сопкам видно, природа знакомая, может быть, Япония. К сожалению, художника уже нет в живых и точно узнать место событий невозможно. Можно только догадываться… – размышляет реставратор. – Начиная приводить эту коллекцию в порядок, я и не ожидала, что она произведет на людей такое впечатление, так понравится молодежи. Казалось бы, откуда в них такая жажда прекрасного, желание ближе познакомиться, соприкоснуться с настоящим искусством? Ведь по музеям, в картинные галереи сейчас мало кто ходит».

Будущим судоводителям, рефмеханикам и матросам интересна не только военная тематика. С не меньшим энтузиазмом они рассматривают работы известного приморского мастера Ивана Рыбачука – в небольшом собрании колледжа есть несколько его картин из серии «Тихий океан». Самая большая из них знакома каждому, кто хоть раз бывал в здании «Дальрыбы»: у центральной лестницы посетителей встречает огромная панорама путины с десятками судов – от плавбаз до мотоботов с рыбаками, под крики чаек ведущими промысел в наших северных морях. Здесь сюжет тот же, но размерами холст заметно уступает «дальрыбовскому», да и детализация послабее, зато небо и море прописаны с «фирменным», присущим только Рыбачуку чувством цвета.

Художник не зря считается одним из лучших маринистов на Дальнем Востоке. Он не писал слащавые этюды, идиллические пейзажики, напротив, он всегда показывает силу океана, его жизнеутверждающую мощь и красоту. И человек вынужден трудиться среди такой силищи, причем непредсказуемой и равнодушной к его заботам и волнениям. Не удивительно, что ребята в форме, которым не сегодня-завтра наступит срок отправляться в Охотское и Берингово моря, к берегам Камчатки, Чукотки и Сахалина, с неохотой отрываются от картины. К сожалению, эпизод путины оказался в числе наиболее пострадавших от времени и неправильного хранения картин.

«Холст практически разваливался. Это, скорее, эскиз, написанный очень быстро, тоненько, поэтому краска легко осыпается. В верхней части была дыра – залатали. Рама была уродливая, подрамник искривленный. В стене торчал железный крюк, и строители после ремонта прямо на крюк, без веревки, ее и повесили. Сверху вода льется, сквозняк – условия ужасные. А на то, что это в принципе живописное полотно, никто не обращал внимания», – вспоминает Марина Щербакова.

Для поврежденных картин моя собеседница и доктор, и сиделка в одном лице, хоть и скромно качает головой, отказываясь называть свою работу полноценной реставрацией, для ребят и преподавателей – прекрасный гид и рассказчик. Правда, в детали художественной кухни случайных посетителей она посвящает неохотно, но, заговорив о любимых полотнах, оживляется: «Это тоже Рыбачук «В бухте Наталья» – замечательная работа и совсем другая. Посмотрите издалека, лед какой, просто удивительно! Для такого льда я даже не могу термин подобрать. Нужно самому посетить эти места, увидеть их, почувствовать, чтобы так написать».

Сейчас художники нередко ставят свой талант на поток – даже творческой личности нужно что-то есть. Нашел в интернете симпатичную картинку на морскую тему, обработал и готово. Делать эскиз, как полагается, в море – очень долго и слишком дорого. Поэтому используют современные технологии, но при этом теряют навык. А у художников прошлого века не было ни компьютера, ни цифровой аппаратуры. Эскизы выполнялись с натуры, и писал человек на морозе, с борта ледокола или промыслового судна посреди ледяного поля. И сюжеты им подсказывала сама жизнь, люди, с которыми они общались, годами ходившие на плавбазах и на многие вещи смотревшие по-другому. Как знать, может, именно этот реализм, не приукрашенный, но и не огрубевший, находит дорогу к умам и сердцам будущих моряков?

Одной из жемчужин коллекции по праву может считаться «Большой Петропавловский рейд» Кирилла Шебеко. Курящийся вулкан над входом в камчатскую бухту всегда узнают заглядывающие в колледж рыбаки. Тема северной природы, созвучная душе любого дальневосточника, наиболее широко раскрыта в работах ее «первооткрывателей» – какими были Шебеко и Рыбачук. Знакомые черты курсанты всегда ищут в «Порту Находка» Павла Холина. Вспоминается детство, как всей семьей шли в порт встречать отца-капитана, прогулки вдоль набережной – бордюры, лавочки, скверы, открытые всем ветрам морские просторы.

В углу мастерской у окна задумчиво наблюдает за нами потемневший портрет строгого мужчины, чем-то похожего на интеллигентных героев Тургенева или Толстого. «Это писатель Салтыков-Щедрин, – подтверждает Марина Щербакова. – Список с известного портрета кисти Ивана Крамского. Обратите внимание, здесь на обороте подпись и штамп – серийный государственный заказ. Такие заказы для школ, домов культуры, библиотек раньше делали часто, ведь не каждый может приехать в Москву, в Третьяковку и своими глазами увидеть работы Крамского. Копии известных полотен для учебных заведений – тоже были частью культурного воспитания, способом развить у молодежи вкус к живописи, а сейчас это утеряно».

Основная часть коллекции колледжа закладывалась в конце 1970-х – 1980-х годах. «Традицию начал первый начальник колледжа Анатолий Иосифович Тикунов, – говорит начальник ВМРК Евгений Дубовик. – Человек больших знаний, ценитель и знаток культуры, он лично знал многих дальневосточных художников. Так появились в колледже первые картины».

Художники не раз выходили в море на судах бок о бок с курсантами, с удовольствием дарили свои произведения учебному заведению. Сегодня точно узнать, какие картины – подарок, а какие были куплены, невозможно – почти всех мастеров уже нет в живых, да и из прежнего коллектива за тридцать лет мало кто остался. Прошедшие годы отразились и на живописных работах. Некоторые из них, всеми забытые, отыскались во время ремонта на чердаке и в кладовых, другие тихо пылились, разбросанные по классам и коридорам, третьи пришлось буквально откапывать из-под завалов мусора и стройматериалов в подвале.

Год назад проблемой сохранения картин озаботился нынешний начальник колледжа Евгений Дубовик. Инвентаризация помогла понять ценность коллекции, стало очевидно – за полотнами нужен постоянный уход. Тогда и возникла идея собрать их в одном месте, по возможности восстановить и организовать небольшой музей или выставку. На первое время таким местом выбрали читальный зал библиотеки: пусть храм знаний будет и храмом искусства. После тщательной «очистки» выяснилось, что в принципе большинство работ неплохо сохранилось. На попечении Марины Щербаковой остались только самые запущенные «пациенты» – с дырками от гвоздей, провисшим холстом, растрескавшимся красочным слоем.

О сложных случаях она сейчас вспоминает с улыбкой: «Вы видели выставку акварелей в классе маркетинга? А ведь наткнулись на них почти случайно, они валялись в ужасном виде, и начальник тогда сказал: «Марин, не знаю как, но приводи в порядок», чем мы и занялись. Ведь полотна этого заслуживают. А как за них переживают преподаватели! Периодически заходят и спрашивают: «Ну что тут у нас? Вы уж их берегите, никуда не отдавайте».

Чаще всего полотна подписаны, в противном случает от реставрационных работ Марина Щербакова переходит к исследовательским, как с уже упоминавшимися акварелями. «У нас была только подпись на картине – «М.Б.» – пойди догадайся! Принесла в багетную мастерскую эти работы на оформление и говорю: не знаю, что за автор. Вижу, что природа наша, а кто писал – неизвестно. А мне говорят: это же Марк Борисович. – Очень интересно, а как фамилия? – Балабанов. – А как его найти? – Он умер. Пришлось выходить на художников, просить, чтобы дали адрес вдовы. Оказалось, что он вообще-то не художник, а архитектор, наш владивостокский. Тогда я поехала к его вдове, которая сделала нам небольшую биографическую справку о своем муже и дала несколько фотографий, взамен попросив привезти ее – она уже старенькая, – когда откроем музей».

Профессия рыбака в последние годы порядком подрастеряла былой флер романтики. В море нынче идут в первую очередь за деньгами – заработать на квартиру, машину, новую шубу для жены, институт для ребенка. Вот и морское образование у нас в сознании чаще всего связано с вещами чисто утилитарными. Учебные программы, тренажеры, плавательная практика – именно это приходит на ум, когда речь заходит о подготовке плавсостава. Казалось бы, причем здесь искусство? Свежий взгляд на будущую профессию, на великую силу – стихию моря, которую нельзя покорить или усмирить, но можно и нужно уважать и ценить, – все это дают молодым морякам картины приморских художников, прививая им вкус к прекрасному и умение восхищаться такими неповторимыми реалиями их будущей работы.

Анна ЛИМ

  • Марина ЩЕРБАКОВА
  • Живописные сюрпризы морского колледжа
  • Живописные сюрпризы морского колледжа