Газета «Рыбак Камчатки»

Не дождавшись суда, тонут суда

«Государевы» службы «кинули» «Логистик Центр»?

19 апреля в бухте Чавычная (Авачинская губа) ушёл на дно СРТМ «Охотский». Он два года находился там на хранении, как вещественное доказательство по громкому «крабовому» уголовному делу, возбуждённому в отношении ООО «Восточные рыбные ресурсы».

В этот день в 14:14 СРТМ завалился на соседние суда, а вчера частично затонул. Несмотря на угрозу для жизни, аварийная команда перерезала канаты соседних траулеров, чтоб снять угрозу их затопления. Никто не пострадал.

Напомним предысторию этого происшествия.

В 2009 году Генпрокуратура утвердила обвинительное заключение и отправила в суд дело в отношении руководства ЗАО «Восточные рыбные ресурсы», обвиняемого в нелегальной добыче краба. В СМИ много об этом писалось, а имена главных фигурантов — президента ЗАО «Восточные рыбные ресурсы» Азиза Эмбарека, главного бухгалтера Александра Суслова и гражданина США Аркадия Гонтмахера, вице-президента ЗАО «Восточные рыбные ресурсы» Сергея Дарминова и Бориса Борисова, контролировавшего работу флота и подельников, — стали известными в деловых кругах. Они обвиняются в создании международного преступного сообщества по легализации варёно-мороженых конечностей различных видов морского краба, добыча которых велась незаконно 17 краболовами, 15 из которых принадлежали группе компаний «Восточные рыбные ресурсы» на праве собственности, а два были арендованы. Незаконно добытая крабовая продукция доставлялась в морской порт Пусана, где через корейскую компанию Global Star Shipping реализовывалась в адрес американской компании Global Fishing Inc. Только за шесть месяцев 2007 года экипажами крабодобывающих судов, принадлежащих преступному холдингу, добыто более 9,7 млн. кг сырца краба камчатского, синего, из которого изготовлено более 6,3 млн. кг крабовой продукции. За указанный период в адрес компании Global Fishing Inc. нелегально поставлено крабовой продукции на сумму более $58,7 млн.

Два года назад, 17 апреля 2008 года, 11 судов, в их числе и СРТМ «Охотский», были переданы государственными (!) органами на ответственное хранение ООО «Камчатка Логистик Центр». Через год представитель следственного комитета при МВД России сообщила его генеральному директору Андрею Пазенко, что МВД предпринимает меры по предотвращению затрат за хранение судов и что постановление о выплате «Камчатка Логистик Центру» процессуальных издержек «за оказание услуг по буксировке, хранению, охране, техническому обслуживанию судов» направлено в финансово-экономический департамент МВД. Там, видимо, оно и осталось. А может, затерялось: многое может случиться при движении «денежной» бумаги.

В сухом остатке на сегодня государство должно за хранение этих одиннадцати судов-фигурантов «Логистик Центру» более 60 миллионов рублей. Неоднократные обращения ООО в СК МВД никаких результатов не принесли.

Само предприятие оказывает услуги по ответственному хранению арестованных судов. Помимо названных выше краболовов, у его причалов хранятся также конфискованные суда, принадлежащие Росимуществу, Оно, кстати, тоже задолжало ООО «Камчатка Логистик Центр» более 24 миллионов рублей. Приведённые примеры заставляют задуматься: а не занимаются ли государственные службы элементарным «кидаловом» камчатского предприятия?

Между тем, оно и без того в результате финансового кризиса имеет свои сложности и свою головную боль. В течение года численность сотрудников сократилась более чем в 4 раза. Причём среди тех, кто уволился, были и основные специалисты по обслуживанию судов. При таких обстоятельствах гарантировать сохранность и проводить технический ремонт судов-доказательств стало невозможным.

Генеральный директор ООО «Камчатка Логистик Центр» Андрей Пазенко говорит, что дальнейшую судьбу «арестантов» прогнозировать невозможно. У предприятия сегодня нет на это ни средств, ни необходимого количества специалистов. Выходом могло бы стать погашение задолженности, однако особых надежд на это Андрей Васильевич уже не возлагает. На то у него есть основания.

Он обращался к полномочному представителю президента в ДВФО, к премьер-министру, президенту страны. Только из управления президента по работе с обращениями граждан 8 июля 2009 года сообщили: обращение предприятия переправлено на рассмотрение в «администрацию Камчатского края» — что крайне удивительно, поскольку СК МВД и Росимущество – федеральные органы и к правительству края не имеют никакого отношения.

Странная ситуация: у причалов предприятия — 15 арестованных судов. Три из них уже затонули. Учитывая процессуальную волокиту или нежелание уполномоченных государственных органов заниматься реализацией конфискованных судов, стоимость их хранения зачастую даже превышает их продажную цену. Принадлежащие Росимуществу суда до сих пор не проданы на аукционах и стоят у причалов в бухте Чавычная — в ожидании вынесения приговора.

А теперь самое интересное. Департамент Росприроднадзора по ДВФО уже успел возбудить дело об административном правонарушении в отношении … ООО «Камчатка Логистик Центр». Расследования начали также транспортная прокуратура Камчатского края, служба капитана порта, милиция и МЧС. Видимо, чтобы не жаловалось.

Капитолина ВИТИНА.