Газета «Рыбак Камчатки»

Камчатская таможня: морская, воздушная и пограничная

К концу первого десятилетия ХХ века в Приамурском генерал-губернаторстве, рассказал на посвящённой этой дате пресс-конференции начальник Камчатской таможни И.С. Коробов, остро возник вопрос о необходимости ужесточения таможенного и пограничного контроля за иностранными судами, перевозящими заграничные товары на Дальний Восток. Кроме того, после русско-японской войны правительство стремилось избегать всяких конфликтов с Японией, и природные ресурсы Охотского и Берингова морей подверглись настоящему разграблению японскими промышленными судами.

В связи с этим приморский генерал-губернатор обратился в департамент таможенных сборов и в Государственный совет с предложением о крайней необходимости учреждения таможенных застав в камчатском Петропавловске и сахалинском Александровске. Рассмотрев это предложение, совет министров поручил министерству финансов выделить средства на учреждение застав.

1 июня 1910 года император утвердил закон об отпуске финансов, а уже 3 августа этого же года министр финансов донёс в сенат распоряжение «Об открытии в Приамурском таможенном округе Петропавловской и Александровской таможенных застав». Именно этот день и считается официальной датой создания таможенной службы на Камчатке.

Упоминания о деятельности Петропавловской таможенной заставы в послереволюционные годы и в период Дальневосточной республики очень редки. К тому же с января 1924 года основные функции таможни были возложены на местные сельсоветы, а в 1926 году контроль за соблюдением порядка перемещения товаров через таможенную границу – на пограничные войска.

Возрождение таможенной службы на Камчатке началось в феврале 1972 года, когда в столице полуострова был открыт подчинённый Корсаковской таможне таможенный пункт, где работали 2 человека. Но уже через год, учитывая перспективы развития Камчатской области, 4 июля 1973 года была создана Петропавловск-Камчатская таможня.

Сегодня она объединяет 34 структурных подразделений, в которых работают 229 человек. Коллектив здесь относительно молодой – возраст более 60 % сотрудников – менее 35 лет. Но многие из них уже имеют ведомственные награды. И вполне заслуженно – за последние 10 лет таможней перечислено в федеральный бюджет свыше 12,5 млрд. руб., за первое полугодие этого года – 600 млн. руб. Ответственность на таможенниках лежит немалая. Сухопутных участков границы в зоне их деятельности нет, а общая протяжённость подконтрольной морской границы составляет около 6 000 км. Она проходит в акваториях Охотского и Берингова морей, Тихого океана. Сегодня Камчатскую таможню можно называть одновременно морской, воздушной и пограничной – в её подчинении находятся 3 таможенных поста: в Елизовском аэропорту, морском порту Петропавловска и в Северо-Курильске.

Она тесно взаимодействует с пограничниками, в том числе и при оформлении судов. Вместе с ними и другими контролирующими органами (ФСБ, милицией) таможенники проводят оперативно-розыскные мероприятия во время лососёвой путины. В разные периоды года в акваториях Охотского и Берингова морей ведут промысел и переработку уловов более 1 000 российских и иностранных судов. Объём морепродукции, оформляемой на экспорт, в последние годы только растёт. За минувшие полгода таможней было оформлено 145 тыс. тонн разных товаров, из них более 60 тыс. тонн – рыбопродукция. Самые валютоёмкие виды – крабы и лососёвая икра.

Сейчас, по словам И.С. Коробова, отношения со всеми рыбопромышленниками складываются нормально, по-деловому: «Безусловно, мы обеспечиваем своевременное оформление рыбопродукции в таможенном отношении, стараемся вникать в возникающие проблемы и решать их. Нареканий в адрес таможни нет».

Будем надеяться, что их не будет и во время набирающей ход лососёвой путины, ведь именно в это время поток идущей за границу рыбопродукции и людей, желающих её оформить, усиливается.

Но вот к морякам, пытающимся провести из-за границы спиртное, таможня с «пониманием» относиться не будет. Сейчас поток нелегального алкоголя усилился. «Для себя» из-за границы можно ввезти 2 литра спиртных напитков, а на судах, идущих из Японии или Кореи, некоторые пытаются провезти по 150-200 литров. Но и с этой задачей, как и с другими, Камчатская таможня справляется успешно.

Максим ТРУШ.