Газета «Рыбак Камчатки»

В. Галицын: «Нужно сохранить динамику развития рыбной отрасли»

Как сейчас складывается обстановка на одной из главных рыбалок года на полуострове, что сделано за три года существования единого субъекта для рыбной отрасли Камчатки и как решаются её проблемы? На эти вопросы накануне главного праздника Камчатки – Дня рыбака – ответил министр рыбного хозяйства края Владимир Галицын.

- День рыбака отмечается в разгар лососёвой путины. Какая сейчас обстановка на промысле по сравнению с прошлым годом?

- Хочу напомнить, что в 2009 году стартовый прогноз вылова лососей составлял порядка 154,4 тыс. тонн, на 2010 год учёные предполагают его в объёме 154,6 тыс. тонн.

Основные подходы лососей (горбуши) ожидаются на западном побережье Камчатки. По данным траловых и дрифтерных научных съёмок получено подтверждение о том, что численность подходящего к местам воспроизводства стада западно-камчатской горбуши позволит выловить порядка 90 тыс. тонн. Таким образом, не подтвердились опасения о корректировке первоначального прогноза в сторону уменьшения, и предприятия в Соболевском и Усть-Большерецком районах могут надеяться на высокие уловы и привлекать для морской приёмки дополнительные мощности на путину, которая стартовала 12 июля.

В остальных районах промысла по сравнению с прошлым годом наблюдается 2-недельная задержка с началом подходов лососей, но динамика добычи соответствуют прогнозу, подготовленному специалистами КамчатНИРО.

На стабильно удовлетворительном уровне осуществляется промысел нерки и горбуши в Карагинской подзоне. В Олюторском заливе уже несколько раз комиссией по регулированию добычи анадромных видов рыб увеличивались объёмы вылова нерки и горбуши на отдельные группы рыбопромысловых участков. Чавыча освоена полностью.

Раннее начало промысла позволило рыбакам Тигильского района выловить на отдельных реках весеннюю кету.

Великолепные результаты показывает Усть-Камчатский район. Предприятиями Усть-Камчатской ассоциации рыбопромышленников на сегодняшний день выловлено более 6 300 тонн лососей, из них нерки почти 5 750 тонн. Хочу отметить, что первоначальные объёмы её были освоены 7 июля, а уже 8 июля рыбаки получили дополнительно 2 070 тонн и продолжили промысел. Это говорит о том, что оперативное регулирование промысла, осуществляемое комиссией, находится на высоком уровне.

В целом обстановку на сегодняшний день можно характеризовать как «хорошую», что позволяет надеяться на стопроцентное освоение выделенных объёмов.

Считаю, что положительную роль должен сыграть тот факт, что в 2010 году организационные мероприятия по подготовке к путине были осуществлены оперативно и впервые за последние полтора десятка лет начало промысла было определено не менее чем на 10 дней раньше, чем в предыдущие годы.

- Какие отношения в период нынешней путины складываются с представителями коренных народов и общин?

- Уже второй год организацию традиционного рыболовства, контроль и надзор за промыслом анадромных видов рыб коренными народами Севера осуществляют федеральные органы. На Камчатке – Северо-Восточное территориальное управление Росрыболовства. Это не означает, что наше министерство полностью отстранилось от проблем рыболовства представителями коренных народов и их общинами. По-прежнему в перечень рыбопромысловых участков вносятся дополнительные РПУ для КМНС, представители краевой ассоциации коренных народов Севера принимают участие во всех заседаниях комиссии по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб, так как нашей задачей является рациональное, гармоничное осуществление всех видов рыболовства при обеспечении сохранения запасов лососей на долгосрочный период. Отсутствие ярко выраженных, требующих незамедлительного решения проблем и конфликтов на сегодняшний день не означает, что всё здесь благополучно, много ещё нужно делать и по окончанию путины обсуждать. Большие надежды все возлагают на принятие взвешенных, продуманных решений, которые будут приниматься на основании рекомендаций межведомственной рабочей группы по организации традиционного рыболовства, созданной при Федеральном агентстве по рыболовству.

- Накануне Дня рыбака произошло знаковое событие для Камчатки – 12 современных ярусоловов оказались в российской собственности. Как это скажется на рыбной отрасли края?

- Самое главное – это работа для рыбака, его зарплата и обеспечение семьи. Не буду сейчас рассказывать, через что прошли все, тем или иным образом соприкоснувшиеся с данной ситуацией, кто виноват и что надо было делать. Просто присоединюсь к поздравлениям рыбакам с их профессиональным праздником, в том числе рыбакам ЗАО «Акрос» и ООО «Камчатка-Восток».

Чтобы понять, как это событие скажется на рыбной отрасли края, нужно оценить, что он потерял в результате полутора лет простоя этих судов. Первое – учитывая, что это суда для специализированного лова трески и палтусов, а на Дальнем Востоке 30 % трески и 70% чёрного палтуса добываются ярусами, он потерял лидерство в этом виде промысла. Второе – недолов трески в прошлом году составил 8 тыс. тонн. Третье – данные суда имеют морозильное оборудование и выставляются на приёмку лосося в период путины. По самым скромным подсчётам, в рекордную путину прошлого года они могли бы принять и обработать 10-15 тыс. тонн рыбы. Думаю, этих цифр достаточно для понимания того, что приобретает рыбная отрасль Камчатского края с возвращением ярусоловов на промысел.

- Есть в рыбной отрасли и проблемы – к примеру, обновление стремительно стареющего флота. Как они решаются?

- Состояние камчатского промыслового флота в целом характеризуется значительным износом. Большинство судов, принадлежащих предприятиям края, построены в 70-80-е годы прошлого столетия, срок службы их закончен или близок к завершению. Возраст 89 % единиц флота рыбной отрасли составляет более 15 лет и 65 % – более 20 лет. Это малоэффективные, физически изношенные и морально устаревшие суда, построенные по проектам 60-80-х годов, имеющие крайне высокие показатели энергоёмкости. По своим технико-эксплуатационным характеристикам они не отвечают современным требованиям.

За последние годы пополнение промыслового флота осуществлялось в основном за счёт покупки дешёвых старых судов зарубежной постройки. Создание судов нового поколения с повышенными технико-эксплуатационными характеристиками требует значительных финансовых вложений, и если строительство малых и маломерных судов хотя бы частично можно осуществлять за счёт средств судовладельческих компаний, то создание океанских средне- и крупнотоннажных судов, способных работать в исключительной экономзоне и на континентальном шельфе России, а также в открытом океане в зонах зарубежных государств, из-за их большой строительной стоимости (в среднем от 20 до 50 млн. евро) и длительности сроков окупаемости требует наличия крупного управляемого централизованного и системного инвестирования, в том числе и со стороны государства.

На наш взгляд, обеспечение строительства флота на отечественных заводах может быть осуществлено, во-первых, только при условии всесторонней государственной поддержки. Для этого необходимо обеспечить доступность рыбохозяйственных организаций к долгосрочным заёмным ресурсам, в том числе рассмотреть возможность внесения средств федерального бюджета в уставные капиталы банков с государственным участием для обеспечения выделения льготных долгосрочных кредитов на строительство флота. Нужно вовлечь в «процесс строительства» возможно большее количество российских банков, привлечь средства инвестиционного фонда РФ к реализации проектов по строительству среднетоннажного и крупнотоннажного промыслового флота; предоставить рыбохозяйственным организациям государственные гарантии на весь период строительства судов; субсидировать из федерального бюджета часть затрат предприятий на уплату процентов по инвестиционным кредитам на их строительство в размере не менее ставки рефинансирования.

Во-вторых, необходимо прямое финансирование строительства с последующей передачей организациям отрасли и разработки «пилотных» инвестиционных проектов по строительству; строительство и последующая реализация их на условиях финансовой аренды (лизинга) рыбодобывающим организациям.

Строительство на отечественных верфях потребует создания государственной лизинговой компании (или нескольких) с уставным капиталом порядка 250 млн. долларов. Она должна выступать заказчиком у верфей и передавать рыбакам суда при уплате первоначальных 10-15 % на 7-10 лет в зависимости от типа судна, а также способствовать развитию строительства средне- и крупнотоннажных промысловых судов на отечественных заводах, исходя из потребностей каждого региона. Её деятельность должна быть направлена на строительство капиталоёмких судов, которое не может осуществляться на средства судовладельческих компаний из-за высокой строительной стоимости, длительного периода их строительства и сроков окупаемости. Предполагается, что по окончании строительства судно перейдёт в залог лизинговой компании, которая передаст его рыбодобывающему предприятию, и уже оно будет рассчитываться за него в течение пяти лет по невысокой процентной ставке, при этом осуществляя его эксплуатацию. Не обойтись и без налоговых льгот и преференций организациям на весь период осуществления строительства (освобождение от уплаты таможенных пошлин и НДС ввозимых в Россию рыбопромысловых судов, а также введение нулевых ставок НДС и таможенной пошлины при ввозе судового оборудования, не имеющего аналогов в России).

- Прошло 3 года со дня создания единого субъекта на полуострове. Как это повлияло на рыбную отрасль и её дальнейшие перспективы?

- За три года работы рыбной отрасли нам удалось создать на федеральном и региональном уровнях предпосылки для динамичного и поступательного развития регионального рыбохозяйственного комплекса. Были утверждены концептуальные и программные документы по развитию отрасли, сформирована современная нормативная правовая база, регламентирующая вопросы изучения, сохранения и рационального использования водных биоресурсов. На долгосрочной основе закреплено право пользования водными биоресурсами за добросовестными добывающими предприятиями. Приняты и реально действуют экономические меры поддержки предприятий отрасли (снижение налогового бремени, субсидирование части затрат предприятий отрасли), что особенно актуально в условиях мирового финансового кризиса.

Это привело к тому, что по итогам 2009 года доля рыбопромышленного комплекса края в общем объёме промышленного производства объединённого субъекта достигла 57 %. По итогам последних двух лет край занимает первое место по вылову водных биоресурсов и выпуску продукции среди всех регионов ДВФО (его доля в вылове по оперативным данным составила 34 %). Улов рыбы в 2009 году составил 840 тыс. тонн – на 22 % выше уровня 2007 года и на 37 % – 2006-го.

Прошлый год оказался достаточно удачным для рыбопромышленников – крупными и средними предприятиями получена прибыль в размере 3,4 млрд. рублей (для сравнения: 2006 год – 0,7 млрд. рублей; 2007-й – 2 млрд.), увеличилось количество прибыльных организаций, от предприятий регионального рыбохозяйственного комплекса в бюджетную систему России по итогам 2009 года поступило около 3 млрд. рублей налогов и иных обязательных платежей. Заработная плата работников, занятых в рыболовстве (на крупных и средних предприятиях отрасли), увеличена до 43 тыс. руб. (в 2006 году она составляла 26 тыс. руб., в 2007 году – 29 тыс. руб.).

Основная задача на сегодняшний день – сохранить существующую динамику развития отрасли.

Максим ТРУШ