Газета «Рыбак Камчатки»

Тонкая настройка отрасли

На днях совещание о мерах по развитию рыбохозяйственного комплекса России провел в столице края премьер-министр В.В. Путин

Случайным место встречи руководителей всех заинтересованных ведомств не назовешь – Камчатка всегда была «рыбным цехом» страны, снабжавшим ее качественной и разнообразной рыбопродукцией.

Отрасль идет вперед

Такой же она осталась и сегодня. Здесь ежегодно добывается в среднем до 19 % от общероссийского объема улова рыбы и добычи морепродуктов и практически четверть – от объема Дальневосточного региона. Общий объем водных биоресурсов в рыбопромысловых зонах края на 2010 год составляет

1 618 тыс. т. (в 2009 году – 1 215 тыс. т.). Рыбная промышленность играет одну из ведущих ролей в хозяйственной структуре Камчатки. Добычей и переработкой рыбы здесь заняты около 300 промышленных предприятий, построено и действует свыше 170 рыбоперерабатывающих заводов и цехов, из которых 16 осуществляют выпуск рыбных консервов. К сожалению, насыщенный график не позволил премьеру отправиться непосредственно в те места полуострова, где добывается и перерабатывается столь нужная стране рыба. Он, без сомнения, на встречах с рыбаками и жителями прибрежных поселков, порой полностью зависящих от рыбной отрасли, узнал бы многое о том, что действительно волнует жителей Камчатского полуострова. Тем не менее, между поездками в Южно-Камчатский заказник и осмотра биатлонного комплекса у В.В. Путина нашлось время, чтобы накануне совещания посетить БАТМ «Михаил Старицын» и встретиться с рыбаками. Перед тем, как встретиться на официальном уровне, премьер выслушал тех, кто непосредственно работает в море, чьи жизни зависят от принятия тех или иных правительственных решений.

Многие проблемы, которые были озвучены на встрече на борту крупнотоннажного траулера, более детально обсуждались во время ночного заседания в здании краевого правительства. Началось оно с оптимистичных заявлений. Как сказал премьер-министр, в этом году правительство России обращается к проблемам рыбной отрасли регулярно, и она отвечает на эту заботу позитивной работой. На июль этого года общий вылов водных биоресурсов составил около 2,5 млн. тонн – больше, чем за аналогичный период прошлого года, то есть положительная динамика налицо: примерно на 160 тыс. тонн выловили больше, чем за аналогичный период прошлого года. Вице-премьер В.А. Зубков подтвердил: отрасль действительно демонстрирует неплохие результаты. За 3 последних года растет вылов, улучшается финансово-экономическое положение отрасли, доля прибыльных рыбопромышленных предприятий увеличилась на 12 %, растет среднемесячная зарплата рыбаков, строятся новые и модернизируются существующие рыбоперерабатывающие заводы. Как считает В.А. Зубков, это заслуга как самих рыбаков, так и федеральных властей. Ведь за последние несколько лет практически заново была создана нормативно-правовая база, приняты (по выражению главы Росрыболовства А.А. Крайнего) «прорывные решения», на которые отреагировала отрасль – прежде всего строительством новых береговых перерабатывающих предприятий. Если раньше на совещаниях и штабах рыбопромышленники готовы были «рвать тельники» на своей и чужой груди, то сейчас идет рутинная работа. Настало время, считает глава ФАР, для «тонкой настройки» отрасли.

Такой «настройке», как выяснилось на совещании, сразу поддаются только некоторые вопросы – такие как расширение прибрежного рыболовства, устранение избыточных административных барьеров при ветеринарном контроле или уведомительном пересечении границы при выходе на промысел, об отмене таможенного оформления добытой продукции при ввозе ее на территорию России.

Ведомственные барьеры преодолены?

Эти вопросы обсуждаются из совещания в совещание. Но премьер старался докопаться до сути каждого из них, выслушивал мнения всех заинтересованных в их решении людей. Многие решения В.В. Путин озвучил на встрече с рыбаками и еще раз подтвердил в ходе совещания. К примеру, он подчеркнул, что необходимо оптимизировать ветеринарный контроль, который проходит рыбопродукция на пути к потребителю. Слишком сложно это происходит и слишком дорого обходится рыбопромышленникам. Порой легче отправить рыбопродукцию за рубеж, чем на внутренний рынок.

В.В. Путин и на встрече с рыбаками, и на совещании подтвердил: решение о том, чтобы устранить дополнительные виды контроля, принято. И заключается оно в том, чтобы им занимались только два ведомства. От моря до берега нормы санитарного контроля будут в ведении Росрыболовства, а от берега к потребителю – Роспотребнадзора. Россельхознадзор будет полностью исключен из этой цепочки. Осталось только в ближайшее время оформить это решение соответствующим нормативно-правовым актом. Кроме того, активно прорабатывается идея создания действенной системы мониторинга производства рыбной продукции.

Еще один административный барьер, который был на совещании преодолен без сопротивления, – отмена таможенного оформления рыбопродукции, произведенной из добытой в ИЭЗ рыбы. Ведь это действительно несправедливо, сказал В.В. Путин, «когда рыбаки ловят рыбу в российской ИЭЗ, а потом платят таможенный сбор, как будто это импортная продукция. Чушь какая-то. Это надо устранить». Представитель Федеральной таможенной службы против такого решения не возражал. Но для его осуществления нужно внести поправки в Таможенный кодекс Таможенного союза. В отношении рыбы сделать это легко (для двух других участников Таможенного союза эта норма интереса не представляет), но есть в ТК и другие проблемы, решение которых может затянуться. Так что же, рыбакам ждать, когда соответствующие поправки будут внесены в этот документ? Выход нашелся прямо на совещании: сейчас подготовить соответствующее постановление российского правительства. А необходимые поправки в таможенное законодательство, которые все точки расставят навсегда, будут внесены позднее.

Так же просто на совещании решилась проблема расширения прибрежного промысла на ИЭЗ России. Только недавно на заседании правительственной комиссии было поддержано решение об этом для Баренцева моря, теперь же эта практика будет распространена и на Дальний Восток. В сентябре, сказал В.А. Зубков, такое постановление будет подписано.

Логика логистики

Но есть проблемы, где сталкиваются финансовые интересы. И здесь постановлением правительства мало что можно изменить – нужно договариваться, искать общий язык.

К примеру, выловленная на Дальнем Востоке рыба не доезжает до центральных регионов России, а попадает в тот же Китай. Да, страна у нас большая, доставить рыбу с Дальнего Востока за 8 000 км стоит денег. Может быть, нужно подумать о субсидировании или снижении железнодорожных тарифов, чтобы ту же охотоморскую сельдь могли приобретать потребители в остальной России?

К тому же, как сказал глава Росрыболовства, мировая практика говорит о том, что перерабатывающие заводы надо строить ближе к потребителю, чтобы можно было оперативно реагировать на требования рынка. И если лосося технологически лучше перерабатывать все же на Дальнем Востоке и Камчатке, то остальные виды рыб можно обрабатывать и в центральных областях. Но без сырца построенные там заводы просто задохнутся. Представитель железнодорожников ответил, что на перевозки рыбопродукции с Дальнего Востока и без того существуют «исключительные тарифы». Но при этом начинается путина – и тарифы также «исключительно» повышаются. У премьер-министра в ходе обсуждения даже сложилось мнение, что некие силы, используя желание железнодорожников «заработать лишнюю копейку», стараются не пускать нашу рыбу на рынки европейской части России. В итоге пострадают все – не смогут заработать ни рыбаки, ни железнодорожники, а рыба не поступит в Россию.

Существует много инструментов, как решить эту проблему, надо только решиться что-то делать, сказал премьер. И один из выходов был озвучен на совещании: необходимо строить холодильники, где бы можно было во время путины складировать рыбопродукцию и тем самым влиять на тарифы.

Судостроение без ведомственного эгоизма

Не меньше споров вызвал и вопрос развития российского судостроения. Большая часть рыбы, которую так ждут российские регионы, обрабатывается именно на рыболовецких судах. Но они стремительно стареют. Что это не пустые слова, премьер-министр мог убедиться лично, осмотрев БАТМ «Михаил Старицын». Суда этого поколения, рассказал его капитан Е.Л. Садовников, устарели морально и физически. Ну а это, естественно, влечет за собой финансовые затраты. Рыбаки должны за ними как-то следить, вкладывать в судоремонт и модернизацию, чтобы увеличивать мощности для конкурентоспособности. К примеру, тот же БАТМ потребляет в сутки 18 тонн мазута. Это много, конечно. Особенно если сравнить с однотипным судном норвежской постройки, которое потребляет «горючки» чуть не в два раза меньше.Конечно, надо строить новые суда на российских верфях. Но рыбацкий флот должен пополняться конкурентоспособными судами с качественным оборудованием. Однако такой флот пока строят за границей.

Поэтому на совещании вновь возник спор о том, нужны или нет «квоты под киль». С одной стороны, понятно желание Объединенной судостроительной компании иметь гарантии того, что построенное судно окупится, добывая закрепленные за ним ресурсы. Но при этом у рыбопромышленников возникает масса вопросов и опасений. К примеру, для судна гарантирован определенный и неизменный объем ресурсов. Но величина ВБР постоянно меняется. И может случиться, что тем, кто вложился в строительство и модернизацию рыбообрабатывающих заводов, ресурсы могут быть урезаны. Будет нарушен действующий сегодня основной принцип наделения долями квот – исторический. Ведь чтобы гарантировать окупаемость судна, ему надо «нарезать» определенные квоты разных видов ВБР. А где их взять, если 100 % квот уже закреплены за предприятиями на 10 лет? Отнимать?

Усугубится одна из болезней российского рыбного бизнеса – распыление компаний. Зачем сливать фирмы, если выделенные им ресурсы могут исчезнуть? Вот и ждут рыбаки со страхом 2017 года: не получится ли с «квотами под киль» так же, как с научными квотами, – идея была благая, но породила механизмы для злоупотреблений. По мнению представителей рыбацкой общественности, прозвучавшем на совещании, нужно создавать лизинговую компанию. А также разработать механизмы вторичного оборота долей квот, выставляемых на аукционы. А чтобы государство не выпустило «штурвал» управления квотами, пусть аукционы устраивает Росрыболовство.

Может быть, стоит поменять сам подход к этой проблеме, сказал председатель Союза рыбопромышленных предприятий и предпринимателей Камчатки С.В. Тимошенко – не «квоты под киль», а «киль под квоты»? Ведь квоты у рыбопромышленных предприятий уже есть, и закреплены они на 10 лет в том числе и для того, чтобы компании имели возможность строить суда. Но где взять этот «киль», если при всем напряжении российские верфи могут сделать только 30 судов в год? С такими темпами строительства флот не только не сможет обновиться, но со старыми судами, которые вот-вот нужно списывать, можно забыть не только про выход в Мировой океан, но и про максимальный вылов собственных ресурсов.

Здесь нужно все-таки договариваться подрядчику и рыбопромышленнику, чтобы снять противоречие: рыбаки хотят покупать хороший и качественный флот (но сегодня он – за границей), а судостроение хочет, чтобы наши рыбаки, которые вылавливают нашу рыбу, покупали суда на наших верфях. Судостроители, подчеркнул В.В. Путин, завершая совещание, – это тоже наши люди: «там есть семьи, там есть производственный потенциал – и вообще-то там будущее страны. Где у нас будущее? Атомная энергетика, энергетика вообще, судостроение, авиастроение, космос, нанотехнологии, высокие технологии. Если мы не будем думать о том, как это развивать, мы будем третьестепенной – даже не второстепенной! – державой. И это, в конечном итоге, отразится на всех, в том числе и на рыбаках, и на промышленниках, и так далее». Но это должно быть соломоново решение, которое не подрывает рыбную отрасль, но дает шанс развитию судостроения. И решать этот вопрос нужно сообща и с руководителями регионов, которые заинтересованы в том, чтобы развивались рыбная отрасль и судостроение, и с рыбаками, и с рыбацкими союзами.

Но это должна быть действительно совместная корпоративная работа без ведомственного лоббирования и без ведомственного эгоизма, причем и судостроительного, и рыболовного. Это должна быть общая совместная работа, которая удовлетворяла бы всех и давала бы ясные перспективы и горизонты – куда, какими этапами мы будем двигаться».

Максим ТРУШ.