Газета «Рыбак Камчатки»

Путина-2010 закончилась на месяц раньше

Лососевая путина на Камчатке подходит к концу. Со 2 сентября закрыт промысел горбуши на всем западном побережье полуострова. А с 4 сентября согласно решению комиссии по оперативному регулированию промысла анадромных видов рыб прекращен лов лососей на группе рыбопромысловых участков реки Камчатка. Сделано это, по словам министра рыбного хозяйства Камчатского края В.М. Галицына, в связи с практически 100-процентным освоением выделенных региону объемов тихоокеанских лососей.

Результаты путины этого года, по оценке министра, самые позитивные. Несмотря на различные сложности, которые возникали перед началом и в ходе самой путины, можно сказать, что путина состоялась, и состоялась очень хорошо. Ко 2 сентября предприятиями Камчатского края было выловлено порядка 148 тыс. тонн лососей и около 3 тыс. тонн гольцов – всего порядка 151 тыс. тонн. А «стартовый» объем перед началом путины составлял 154,4 тыс. тонн. Конечно, в этом году подвела погода – много было штормов. Тем не менее, освоение выделенных Камчатке объемов составило почти

100 %. На западе полуострова из 87,6 тыс. тонн горбуши ко 2 сентября было выловлено 87,4 тыс. тонн. К этому же дню группой рыбопромысловых участков реки Камчатка добыто в пределах 8 тыс. тонн нерки, около 3 тыс. тонн кеты и почти 1 400 тонн кижуча.

В прошлом году на востоке Камчатки была исключительная рыбалка, которой не было 80 лет и в ближайшие годы не будет – ученые говорят, что такие подходы лососей бывают раз в сто лет. В этом четном для западного побережья году тоже такого вылова в современной истории не было. Более 150 тыс. тонн только промышленного вылова (а еще надо учитывать научный вылов, традиционное рыболовство, воспроизводство) – это очень весомый показатель. Поэтому можно сказать, что рекордная путина повторилась и в этом году. Правда, не везде – в Карагинской подзоне ее можно назвать неудачной. Там вообще были установлены минимальные объемы, но и их практически наполовину не удалось освоить. Недолов и по кете, и по горбуше (основным промысловым видам лососей) составил по 4 тыс. тонн.

Большое спасибо надо сказать рыбакам, подчеркнул В.М. Галицын – они и подготовились к путине, и сработали отлично. Но надо отметить, что успешному вылову способствовала и система рыбалки, введенная в этом году. Было принято решение «разбить» объемы не на каждый невод, а по группам рыбопромысловых участков. Эта система оправдала себя, позволила достигнуть тех цифр вылова, которые в этом году показали рыбопромышленные предприятия Камчатки. Если бы ловили «по-старому», то взяли бы тысяч на 40 меньше. К сожалению, раньше эту систему ввести было нельзя – лососи были «ОДУемыми», и решение об увеличении квот можно было прождать 2-3 месяца. Сейчас же ФАР управлялось с этим в 2 дня.

Не уступала в скорости работы и региональная комиссия по вылову анадромных видов рыб. Если, к примеру, рекомендации по увеличению вылова приходили в первой половине дня, то во второй половине уже собирались члены комиссии, обсуждали вопрос, принимали решение и подписывали протоколы, которые в этот же день согласовывались и опубликовывались на сайте Северо-Восточного территориального управления Росрыболовства. На все уходил день, хотя по закону установлено до 5 суток.

Одним из факторов, которым руководствовалась комиссия по оперативному регулированию вылова анадромных видов рыб при увеличении объемов, продлении лова и отмене проходных дней, было заполнение нерестилищ. В этом году нерестилища, рассказал В.М. Галицын, заполнились (особенно по Западной Камчатке) просто великолепно. Непогода мешала рыбалке, но благодаря тому, что во время штормовых дней не работали ни речные, ни морские невода, рыба на нерестилища прошла в значительном количестве.

Наверное, в рекордную путину хорошо «поработали» и браконьеры, хотя им, конечно, все равно, когда чиновники разрешают ловить или «закрывают» путину (в 2010 году это сделано почти на месяц раньше, чем обычно). Избавиться от браконьерства можно, говорит министр рыбного хозяйства. Но для этого нужно решить вопрос об ограничении свободного обращения красной икры (по аналогии с осетровыми). Если будет обеспечено ограничение по приобретению икры лососевых видов рыб у населения, то и возможности ее реализации станут меньше, тем самым будет сокращен браконьерский промысел.

Камчатка не раз уже обращалась на федеральный уровень с проектом федерального закона об обороте красной икры. Но по разным причинам этот проект не проходит. С осетровыми вопрос было решить легче. Но лососей ловит весь Дальний Восток, и объемы вылова просто несопоставимы с осетровыми. К тому же одним законом не обойдешься – нужно вносить изменения в массу других федеральных нормативно-правовых актов. Поэтому было бы неплохо, если бы на помощь правоохранительным органам приходили сознательные граждане, призвал министр.

Максим ТРУШ.