Газета «Рыбак Камчатки»

Есть идеи? Обращайтесь

О развитии российского судостроения и итогах лососевой путины 2010 года шла речь на первом после окончания «красной» рыбалки Камчатском рыбохозяйственном совете, состоявшемся 8 октября.

О том, какое внимание к строительству рыбопромыслового флота на российских судоверфях уделяет правительство России, рыбопромышленники могли убедиться в ходе недавнего визита премьер-министра России В.В. Путина на Камчатку. Похоже, дело постепенно сдвигается с мертвой точки. И не только со стороны федеральной власти, задумавшейся о необходимости разработки стратегии развития отечественного судостроения. Идеи строительства рыбацких судов на российской земле готовы воплотить и сами судостроители.

Об этом говорил на заседании КРХС генеральный директор ООО «РОСКОР Судостроительный завод» Н.И. Заварзин. По его словам, идея создания на территории ОАО «Приморский завод» в Находке современного судостроительного предприятия появилась еще лет 5-6 назад. Но только в октябре 2008-го она была подкреплена обретением корейского партнера, представляющего собой консорциум нескольких частных корейских фирм, заинтересованных в создании совместного предприятия по судостроению в России. Проект предполагает создание новой современной судоверфи, специализирующейся на строительстве исключительно рыбопромыслового флота. Верфь получит три стапельных места для сборки и спуска на воду мало-, средне- и крупнотоннажных судов. Построенные здесь траулеры должны по качеству соответствовать мировому уровню, но по цене быть ниже на 30-40 %, чем такое же судно, построенное в Европе, и при этом строиться они будут в течение всего 8 месяцев.

На Дальнем Востоке очень слабо развиты традиции гражданского судостроения. Поэтому российская сторона предоставит территорию, инфраструктуру, частично кадры, а главное – рынок, где можно предложить рыбопромышленникам сотни траулеров. Корейцы (одни из лидеров современного судостроения) вложат технологии, технику и управленческий потенциал. Проекты судов, которые будут строиться на этом заводе, уже готовы. Их презентация тоже была проведена во время рыбохозяйственного совета.

Рыбная отрасль Камчатки настолько заинтересована в новых судах, что информация о российско-корейском проекте будет размещена на сайте краевого министерства рыбного хозяйства, пообещал «рыбный» министр Владимир Галицын. А чтобы рыбопромышленники проявили больше заинтересованности, напомнил присутствовавшим на заседании, что правительство края оказывает поддержку предприятиям, занимающимся рыбным бизнесом. Это и государственные гарантии при получении кредитов, и субсидирование процентных ставок по ним, и поддержка инвестиционной деятельности. Минрыбхоз края и самостоятельно может поддержать рыбопромышленников в рамках реализации краевой целевой программы развития рыбохозяйственного комплекса края на 2010-2012 годы. Правда, отметил В.М. Галицын, не все представители рыбного бизнеса знают о существовании такой возможности.

Но самым главным на заседании КРХС был, несомненно, вопрос об итогах лососевой путины 2010 года. Министр рыбного хозяйства поздравил всех рыбопромышленников с успешным окончанием одной из главных рыбалок года. О том, что это так, говорят цифры. Общий вылов тихоокеанских лососей (без гольцов) составил 156 961,5 тонны – почти 96% от первоначально выделенных 163,6 тыс. тонн. На восточном побережье рыбаки полуострова выловили около 30 тыс. тонн, на западе Камчатки – 123,5 тыс. тонн. Рыбаки, заметил министр, в ходе этой путины достигли отличных результатов, подняв планку освоения «красной» рыбы в четные годы. И если бы не штормы, можно было бы выловить примерно на 20 тыс. тонн горбуши больше.

Во многом этому успеху, считает В.М. Галицын, способствовал общий принцип распределения долей в ходе путины по группам рыбопромысловых участков, определенных по бассейновому принципу и привязанных к определенному водоему. Эта схема была принята по рекомендациям отраслевой науки и утверждена комиссией по регулированию добычи анадромных рыб. Благодаря этому Камчатка заняла первое место по добыче тихоокеанских лососей на Дальнем Востоке (обогнав при этом сахалинских коллег). Все больше рыбы перерабатывается на берегу – в этом году только 42 137 тонн (или 27,7 % от общего вылова) было обработано на судах в море. Нужно отметить и хорошее заполнение нерестилищ – в этом году рыба дошла до водоемов, находящихся в самых верховьях рек. Лосось появился даже в реках, которые давно не видели таких подходов.

Тем не менее, не все гладко прошло, рассказал В.М. Галицын. Некоторые рыбопромышленники пытались хитрить при предоставлении информации о вылове в комиссию по регулированию добычи анадромных видов рыб. Порой данные в сводке за 5 дней сильно отличались в сторону увеличения вылова от тех сведений, которые они подавали ежедневно. Но ведь комиссия по регулированию добычи в своей работе руководствовалась именно последними цифрами. Все-таки рыбакам, заметил министр, нужно понять, что комиссия – не враг рыбопромышленным предприятиям. К тому же благодаря оптимальной схеме проведения путины они получили возможность честно вести промысел, самостоятельно определяя, какие рыбопромысловые участки будут задействованы в ходе путины. Такими «хитростями» рыбопромышленники делают себе же хуже. И первые негативные последствия уже есть – были внесены поправки в Правила рыболовства. Теперь рыбакам придется готовиться к тому, что в путину 2011 года они будут обязаны отчитываться о вылове ежесуточно.

Министерство рыбного хозяйства края планирует схему организации промысла лососей, так хорошо оправдавшую себя летом этого года, распространить и на следующий. Время для того, чтобы ее улучшить, есть. Появились, к примеру, предложения сократить количество групп рыбопромысловых участков. Если к рыбопромышленникам придут другие идеи, ими можно будет поделиться с минрыбхозом до февраля. Поскольку именно в феврале – марте 2011 года планируется обсудить вопросы организации промысла лососей в путину следующего года.

Максим ТРУШ.