Газета «Рыбак Камчатки»

Минтаевая пройдет без эксцессов

На успешности проведения зимней минтаевой путины во многом держится благополучие предприятий рыбной отрасли. Но законодательство не стоит на месте и как обидно, если из-за его незнания (а то и сознательного нарушения) руководством фирмы или капитаном судно будет вынужденно простаивать, а на компанию наложен штраф.

Успешно провести минтаевую путину 2011 года и решить задачи по охране водных биоресурсов можно только скоординированными усилиями самих рыбопромышленников и природоохранных органов. Именно этот вопрос стал одним из главных на совместном совещании всех заинтересованных в этом лиц, которое состоялось на прошлой неделе в Северо-Восточном управлении Береговой охраны ФСБ России.

Каков прогноз на предстоящую минтаевую путину у Государственной морской инспекции Северо-Восточного пограничного управления БО ФСБ РФ? На вопросы отвечает начальник ГМИ капитан 1 ранга Н.Н. ЧЕБАН.

- Тревожного прогноза нет – ожидаем традиционных, из года в год повторяющихся нарушений. Конечно, не на руку пользователям водных биоресурсов то, что ожидаем в скором времени принятия новых Правил рыболовства. Это может произойти как во время путины, так и перед ее началом. Пока сам приказ об этом не опубликован. Кардинально правила не изменятся, но в проекте, который обсуждался на недавнем ДВНПС, есть ряд серьезных изменений, которые затрагивают как рыбопромышленников, так и контролирующие органы. Касается это возможности увеличения или уменьшения количества продукции на 5 процентов от заявленной на борту судна, чего раньше не было – такую разницу разрешалось иметь только на перегрузе. Я с этим не согласен. Такая разница действительно нужна, но только, на мой взгляд, это положение должно касаться судов, которые сдают сырец. Капитан, который вытащил трал и спешит сдать улов, на глаз определяет его количество, а уже приемщик точно его взвешивает. Но если соблюдать все правила при изготовлении продукции, такой разницы просто неоткуда появиться. А если это происходит, скорее всего, нарушаются Правила рыболовства. Но участники ДВНПС посчитали, что эта норма необходима. Значит и ГМИ будет работать по этим правилам.

- Как сейчас рыбопромышленники относятся к деятельности инспекторов ГМИ?

- Конечно, настолько тесное сотрудничество рыбаков с ГМИ, чтобы сообщать о нарушениях соседей по промыслу – единичные случаи. Также, впрочем, когда капитан при встрече с нами ведет себя высокомерно, чванливо. В основном моряки относятся к ним, как к контролерам, с пониманием, что это «государевы люди», выполняющие свой долг. Бывают и случаи, когда сами инспекторы ставят себя так, что «я пришел, немедленно всю работу прекратить». Но в основном мы стараемся работать тактично и вежливо, руководство за этим следит. Ставим задачи, чтобы при проверках не прерывались производственные процессы, а контрольные мероприятия не мешали работе рыбаков. Конечно, до момента, когда вскрывается какое-либо нарушение. А там начинают действовать другие сценарии.

- Бывают ли задержки в работе рыбаков по вине инспекторов?

- Они происходят, но по объективным причинам. И пользователи ВБР понимают, что из-за погодных особенностей региона (особенно зимой) они неизбежны. Количество траулеров и транспортников более-менее определилось в последние 2-3 года. Оно прогнозируемое, и для его контроля должностных лиц хватает. Но накладки бывают. К примеру, на прошлой неделе срывов не было, но определенное напряжение уже чувствовалось – неделю практически не работали из-за штормов. Сейчас вышли в море очередные транспорты. А те суда, которые простояли из-за штормов, еще не успели загрузиться и уйти – из-за непогоды они не могли сблизиться, чтобы провести необходимые работы. Следует отметить, что с начала второго этапа промысла минтая в Охотском море в октябре-ноябре 2010 года не допущено ни одного случая простоя транспортных и приемо-перерабатывающих судов по причине нехватки или отсутствия инспекторов ГМИ. Причиной непроизводственных потерь времени в этот период явились метеоусловия, представляющие опасность для жизни и здоровья инспекторов при пересадке, безопасности самих судов, при осуществлении швартовых и грузовых операций.

Сейчас расчеты необходимого количества инспекторов произведены. С учетом опыта прошлых лет к нам на помощь прибудут наши коллеги из всех субъектов ДВФО для создания комфортных условий работы рыбаков.

- Есть предложения от рыбопромышленников, чтобы получение разрешения на перегруз носило уведомительный характер во избежание простоев и материальных потерь.

- Для этого нужно внести изменения в закон. Но нужно ли это делать? В прошлом и в этом году, когда доставка уловов на таможенную территорию России стала обязательной, отдельные рыбопромышленники стали возмущаться – зачем нам эти проверки в море, если наши суда все равно идут в порт? Но они не понимают, что если транспорт перегружается в море, то можно проверить все тарные места и ящики с продукцией. А что происходит с доставкой на таможенную территорию? Если бы все проходило так, как подразумевалось при принятии этой нормы, то есть с полной выгрузкой продукции на берег, то, конечно, при таких условиях проверять в море нет смысла. Сейчас же при доставке на таможенную территорию постановление правительства обязывает контролирующие органы осуществлять проверки не более 3 часов. Разумеется, за это время количество рыбопродукции еще можно подсчитать, а ее видовой состав проверить невозможно. Поэтому проверки именно при перегрузе в экономзоне просто необходимы. Чтобы минимизировать или вовсе избежать возможных задержек, я просил на совещании пользователей ВБР заблаговременно уведомлять инспекцию и старшего в районе, когда должны подойти транспортники.

- Если предприятие не работает автономно, доставляя самостоятельно уловы и рыбопродукцию на таможенную территорию, то проверки происходят в экономзоне России. Есть ли возможность проводить их в местах укрытия от штормов и в пределах территориальных вод?

- Этот вопрос неоднократно поднимался. Но в рамках действующего законодательства такие случаи не предусмотрены. Законом разрешается заходить судам с закрытой границей в терводы по форс-мажорным обстоятельствам. Это безопасность мореплавания, жизни рыбаков. Есть порядок заходов по форс-мажорным обстоятельствам, и никто этому не препятствует. Что касается осуществления рыбохозяйственной деятельности в части транспортировки и перегрузов в терводах, законодательно это запрещено. Сейчас разработан проект постановления правительства по разрешению перегрузов при неблагоприятной погоде в терводах. Он поступил и к нам. После его изучения мы подали свои предложения. В принципе, разрешение на такой перегруз никак не влияет на работу ГМИ.

- Некоторые рыбопромышленники говорят, что частота проверок ГМИ слишком высока – очередная может осуществляться через несколько часов после предыдущей. Они предлагают проводить плановые проверки с установленной законом периодичностью.

- Я считаю, что проведение их один раз в три года, как предлагают члены АДМ в соответствии с Федеральным законом, противоречило бы всем вышеперечисленным законам и нормативно-правовым актам. К тому же, факт осмотра судна не приостанавливает его деятельность и не ограничивает права юридического лица в сфере предпринимательской деятельности.

Совещание, прошедшее в СВПУ БО ФСБ РФ, не последнее, которое будет проводиться с участием пограничников и ГМИ. 17 декабря во Владивостоке пройдет расширенное заседание по организации предстоящей минтаевой путины. В СВПУ, рассказал Н.Н. Чебан, еженедельно по понедельникам заседает рабочая группа по проведению этой путины. На заседания может прийти любой рыбопромышленник и задать интересующие его вопросы. Контролирующие органы открыты для сотрудничества с рыбаками, готовы выслушать любые предложения, которые могут способствовать успешному проведению путины. И если эти предложения разумны, ГМИ готова ратовать за внесение их в нормативно-правовые акты. Совещания каждую неделю проходят и на базе СВТУ Росрыболовства. Здесь тоже оперативно решаются вопросы, возникающие в ходе путины.

В этот период с ГМИ никто не снимает и других задач – идет промысел крабов и донно-пищевых видов рыб. Но в основном инспекторский состав будет задействован в минтаевой путине. Н.Н. Чебан уверен, что она пройдет организованно и без эксцессов.

Максим ТРУШ.