Газета «Рыбак Камчатки»

У «Красного труженика» есть История. И ее у него не отнять!

Странная зима отсчитала последние дни 2010 года. Камчатка – под натиском нескончаемой череды циклонов, которые вместо снежной круговерти «радуют» жителей полуострова слякотью и дождями. В устье реки Озерная, правда, природа не во всем уступает своим, казалось, всегда незыблемым принципам – ветры в предновогодние дни почти не дают людям передышки, но оттепели и мокрый снег совсем не вписываются в привычный климатический режим здешних мест.

Впрочем, возможно, это закономерно? Времена меняются и обозначают новые вехи. Вот и в этом отрезанном даже от родного Усть-Большерецкого района «озерновском кусте», как часто называют эту территорию, всего за какие-то десять-пятнадцать лет произошли немалые изменения. И не все со знаком «плюс». Другое дело, что жизнь все равно рано или поздно все расставляет по своим местам. Поэтому, думаю, – нет, знаю наверняка, – камчатское село с украинским названием Запорожье всегда в истории нашего края будет на том достойном месте, которого заслуживает – своей историей, своими трудовыми достижениями, своими традициями.

Как гласят исторические источники, село Запорожье в устье реки Озерная основали запорожские казаки, которых привозили туда на заготовку рыбы. Однажды из-за сильных осенних штормов пароход не смог забрать людей, а потом встал лед – и украинским крестьянам пришлось зимовать в тех суровых местах. Но скоро они убедились, что хотя места там и правда суровые, но богатые – и не только на рыбу, но и на зверя. Так и началась история этого села. Когда на Камчатку пришла советская власть, здесь появился один из первых на полуострове рыболовецких колхозов. «Красный труженик» всегда был в передовиках.

Рыболовство, как известно, рискованная отрасль – есть множество причин, по которым рыба вопреки всем прогнозам может не прийти на нерест, точнее, прийти далеко не в тех объемах, на которые все рассчитывали. И такие годы случались не раз. Но никогда, как бы ни было трудно, колхоз не обращался за дотациями к государству. И при этом не снимал с себя никаких социальных обязательств: детский сад всегда содержался в образцовом порядке, фонд ЖКХ планово ремонтировался, как и системы водопровода и канализации. Строил «Красный труженик» не только жилые дома и объекты социально-культурного назначения, но и другие, выходящие, общем-то, за колхозные рамки – например, мост через реку Озерная, который соединяет по сей день село колхозников и поселок Озерновский, где базируются теперь уж едва ли не десяток рыбных предприятий.
Но многие программы пришлось приостановить. А то и вовсе свернуть – экономическое положение «Красного труженика» изменилось, когда колхоз лишили практически половины рыбопромысловых угодий в результате конкурса по долгосрочному закреплению рыбопромысловых участков.

Страсти вокруг происходящих событий кипели бурные. Рыбопромышленники, которые пришли в Озерновский регион в не столь давние времена, доказывали, что исполнительные власти действовали правильно и справедливо – несмотря на то, что при проведении конкурса и его итогов допускались нарушения.

И в самом деле, если говорить об историческом принципе и промысловой истории, то рядом с «Красным тружеником» никто из сегодняшних озерновских предпринимателей и рядом не стоит. Именно исторически колхоз был единственным добывающим предприятием в этом регионе – у РКЗ-55 собственный добывающий флот появился в начале 90-х, когда благодаря экономическим реформам предприятиям нужно было искать пути выживания. Так ведь и колхоз тогда всерьез занялся рыбопереработкой. Цех – это, конечно, не завод, но он был оснащен хорошим оборудованием и современными технологиями, расширялся и позволял предприятию собственными силами перерабатывать значительную часть собственных уловов.

В 2005 году, прямо к лососевой путине, в строй вошла береговая фабрика, построенная по самому современному проекту и оборудованная для выпуска ценной валютоемкой рыбопродукции. Более того, уже тогда там применялась технология шоковой заморозки и глазурирования рыбы (что на тот момент можно было увидеть у единиц предприятий отрасли), которая, кстати, только в этом году стала применяться на одном из предприятий, в адрес которого постоянно слышатся хвалебные слова из Росрыболовства и от краевых властей.

Жители села, когда к ним приезжают «начальники», что случается чрезвычайно редко, и журналисты (они здесь появляются почаще), спрашивают: почему же хозяйству с такой историей, развитое и обустроенное, отвечающее всем требованиям сегодняшнего дня, которое не просто честно платит налоги в бюджеты всех уровней, но и является градообразующим, полностью содержит село, занимается его благоустройством и развитием, к тому же благодаря своей перерабатывающей фабрике уже пять лет обеспечивает круглогодичный рабочий цикл (в отличие от 90 % построенных на западном побережье цехов и заводов), ставятся все мыслимые и немыслимые барьеры? Думаю, по двум причинам (как минимум). Во-первых, ресурсы из воздуха не берутся, их нужно у кого-то забирать. А во-вторых, нечего таким вот сознательным предприятиям мозолить глаза обычным предпринимателям: ведь куда дешевле и при этом эффектнее проспонсировать мероприятие, сделать подарок спортивной школе или детскому саду (все СМИ сообщат о таком событии), чем ежедневно обеспечивать чистоту улиц, стабильную работу коммуникаций, следить за жилым фондом, обеспечивать не только первостепенные надобности местной больницы, но и закупать для нее медицинское оборудование, технику, мебель, производить ремонт палат и т. д…

К сожалению, не все из того, что все годы своего существования колхоз делал для своих работников и населения региона, он может продолжать и сейчас. В связи с затруднительным финансовым положением – а оно не может быть иным, учитывая, что на долю предприятия пришлись «огрызки» прежних промысловых угодий. Так, правление артели вынуждено было поставить вопрос о передаче электрических сетей, которые обеспечивают электроэнергией все село, органам местного самоуправления. Рассматриваются и другие меры по сокращению затрат.

Но многие в Запорожье верят, что прежние времена вернутся. Может быть, они уже не за горами. И жизнь в их селе будет такой же благополучной, интересной, обеспеченной и разносторонней, как прежде. Пусть кто-то рассуждает, изжили себя колхозы или нет. Вроде как не рыночная это форма отношений. А во многих капстранах всякого рода товарищества очень даже распространены. Да и потом, для «Красного труженика» его колхозное прошлое – это то, что нельзя отнять. И, наверное, не нужно менять. Если те, кто пытается навязать колхозу свои решения, пусть подумают об этом.

А «Красный труженик», который сегодня официально, как и в начале своего исторического пути, называется артелью (колхозом стал уже в 30-е годы прошлого столетия), встретил новый 2011 год. Пусть в уходящем не удалось добиться всего, что колхозники хотели, в Запорожье не теряют оптимизма.

Председатель колхоза Михаил Павлович Пузырев говорит:

- Мы никогда не опускали руки, продолжали бороться за рыбопромысловые участки, которые должны принадлежать нам по праву. И будем продолжать бороться. Более того, должен сказать, что после долгой полосы поражений в судебных органах процессы, аналогичные нашему, сдвинулись с мертвой точки. Это говорит о том, что нельзя останавливаться на полпути. Мы должны верить, что сумеем отстоять законные интересы колхоза. Да, правды добиваться трудно. Но это надо делать обязательно. Потому что иначе мы предадим память о всех тех людях, которые в течение 80 с лишним лет строили историю нашего хозяйства и наше село. Запорожцы были первыми жителями этих мест, и мы обязаны сохранить наше село и наш колхоз.

Это маленькое уютное село на ветреном побережье Западной Камчатки появилось так давно, что даже праправнуки первопоселенцев уже немолоды. Они очень любят свое Запорожье, свой рыболовецкий колхоз (пусть он и именуется теперь артелью). Так хочется, чтобы Новый год принес им то, за что они борются уже который год: право на свою историю и уважение к своей истории.

Елена ФЕДОРЧЕНКО.