Газета «Рыбак Камчатки»

Старались для себя, а сделали для народа

Полемика на Камчатке по поводу предполагаемого перехода на время М+7, обнаружила небывалое неприятие этой идеи. Встречена она была в штыки именно тем самым большинством, которое обычно молчит, когда в очередной раз повышаются цены на продукты питания, проезд, горючее и жилье.

Дело в том, что и авторы идеи (чиновники, депутаты), и их оппоненты из числа рвущейся к власти оппозиции, и тот самый народ, о котором они якобы пекутся, даже и не попытались отделить зерна от плевел. Они, даже не удосужившись заглянуть в энциклопедию, чтобы вспомнить, в каком часовом поясе (11-м) находится Камчатка и Москва (2-м), сплеча «рубят» о том, что, по их мнению, разница во времени между Москвой и Камчаткой составляет 11 часов. Отождествляя тем самым совершенно разные вещи – собственно часовой пояс Камчатки и разницу во времени между нею и Подмосковьем.

Я не ставлю целью критиковать выступающих против перевода стрелок часов вперед еще на час. В данном случае важен анализ самой ситуации, сложившейся вокруг данной проблемы.

Начну с того, что при внимательном прочтении выступлений обнаруживается три основных круга затрагиваемых при этом проблем: экономия (потеря) энергии, естественный ритм природы и, наконец, здоровье детей и пенсионеров. Замечу – во всем сонме эмоциональных выступлений ни разу не прозвучало определения «истинного» (астрономического) времени. Хотя без этого все разговоры попросту беспредметны.

Напомню азбучные истины. Человек – социальное животное. Он не заправляется бензином, не смазывается машинным маслом, и пока еще только-только начинает пользоваться запчастями. Но главное: он остро нуждается в регулярном и полноценном отдыхе ради восстановления жизненных сил. Ему надо пить, есть и спать во время, отведенное для всего этого природой.

Все свои естественные отправления так называемый цивилизованный человек уже давно переподчинил тому или иному режиму функционирования, который в наши дни либо устанавливается директивно, либо подстраивается под вкусы и запросы той или иной – «чиновничества», «технарей», «богемы», «попсы» – категории людей.

Потеря энергии (электроэнергии). По отношению к этому чисто техническому вопросу все протестующие проявляют удивительную безосновательность и, по причине оной, абсолютную категоричность. Не приводя ни единого довода в пользу своей точки зрения, сторонники этого взгляда на вещи тем не менее рьяно утверждают, что «сейчас расход электроэнергии увеличился в три раза» («Справедливая Россия», № 14 от 15 декабря).

Тема вообще не стоит обсуждения. Ибо, говоря о потерях электроэнергии в связи с переводом часовых стрелок на час вперед, не следует забывать, что до этого по утрам «свет жгли на час дольше». А от перемены мест слагаемых, как известно, итог не меняется.

Добавлю: целых 30 лет после установления так называемого «летнего» времени его противники, в качестве довода о необходимости отмены, говорили об отсутствии этой самой экономии. То есть, ничего не поменялось в доказательной базе – одни голые эмоции.

А между тем экономия от введения «летнего» времени все-таки была. Другое дело, что сами энергетики (в частности – Эстонии) еще 20 лет назад вычислили: удельный вес электричества, расходуемого в стране на освещение, был равен 0,8% валовой продукции электроэнергетики – экономия оказалась не столь и существенной. Во всяком случае не настолько, чтобы о ней говорить всерьез. Особенно памятуя о том вреде, который переход на летнее время оказывал на здоровье людей. И прежде всего на здоровье детей. Впрочем, об этом мы еще поговорим. А пока перейдем к «истинному» (астрономическому) времени.

Начну с цитаты: «Организм человека подчиняется природным ритмам, а не ритму часового маятника» – С. Миронов, председатель Совета Федерации РФ, лидер партии «Справедливая Россия». «Справедливая Россия», № 14 от 15 декабря 2010 г.).

Надо отдать должное, С. Миронов, как способный человек, высказался очень кратко, предельно точно и на редкость изящно. Жаль только, что региональные функционеры от его партии не сочли нужным (не смогли?) расшифровать этот тезис. Ибо тогда суть дела выглядела бы совершенно в ином, нежели представляют себе камчатские «справедливороссы», свете. И уж, бесспорно, тезис этот сыграл бы далеко не на руку его камчатским однопартийцам.

Под «природным ритмом» понимается прямое следование истинному, или астрономическому времени, которое от всех прочих («декретного», «летнего», «московского».) привязывается не к Гринвичскому меридиану, а к положению Солнца в конкретной местности. Или точнее, к тому моменту, когда оно достигает своей максимальной высоты (зенита). Что, как всем известно, должно происходить ровно в 12 часов дня.

В свою очередь это означает, что при «истинном» времени промежуток периода от восхода до полудня должен быть равным времени от полудня до заката. Сами эти периоды летом удлиняются, а зимой укорачиваются. И именно по причине этой изначальной природной равнозначности полуденного и послеполуденного дневных периодов человек, как биологическое существо, привязан к естественному ходу времени.

И все бы ничего, если бы человечество не превратилось в единый социальный организм, для которого абсолютное следование чисто природному ритму стало просто невозможным. Ну, хотя бы потому, что в один и тот же момент на Земле существует бесчисленное количество так называемых «местных времен». Значит, надо искать компромисс. Он был достигнут за счет установления часовых поясов, в каждом из 24-х из которых (от 0-го до 23-го) единое время устанавливается по его центральному меридиану.

Компромисс тут заключается в том, что, теоретически, в каждом таковом поясе расхождение между истинным (астрономическим) и поясным временем не превышает получаса. То есть именно таким самым промежутком времени, который не приводит к существенному сбою в природном ритме организма. Кстати, этот факт убедительно свидетельствует в пользу профессионализма разработчиков поясного времени, а не сторонников применения прочих «времен».

Другое дело, что в силу природных условий, наличия гос- и админрубежей, традиций и, наконец, производственно-экономических особенностей той или иной страны границы самих поясов, за редким исключением, устанавливаются не в соответствии с астрономическими параметрами (7,5 градуса по обе стороны от центрального меридиана), а законодательно. Более того, уже и само поясное время может директивно сдвигаться в ту или иную сторону и на час, и на два – даже на четыре, как в Китае.

В 1930 году в СССР вместо введенного в 1919 году поясного времени было установлено декретное – стрелки часов были переведены на один час вперед. А в конце 70-х годов в СССР было введено и летнее время с переводом стрелок еще на час вперед. В результате летом разрыв между дважды законодательным и истинным астрономическим временем в каждом часовом поясе, в том числе и у нас на Камчатке, составил 2–2,5 часа. Добавим сюда ежегодный переход с зимнего времени на летнее и наоборот и получим то, что имеем, – изрядное надругательство над природой и психикой человеческого организма. Над здравым смыслом – тоже.

В чем же оно – издевательство – проявляется? Да в том, что при этом нарушается режим сна и бодрствования, ибо нормальный сон нормального человека (а это, специально подчеркну, прежде всего, дети) делится на так называемые активную и пассивную фазы. Точнее, на фазу медленного и фазу быстрого, или парадоксального сна, которые в течение ночи сменяют друг друга примерно через каждый час. И, в норме, пробуждению предшествует час медленного сна, а до этого – час быстрого.

Прерывание сна в парадоксальной фазе (то есть на час раньше или на час позже истинного времени) влечет за собой нарушение высшей нервной деятельности. А поскольку именно эта фаза занимает до 50% сна у маленьких детей (у взрослых – до 20%), то с нарушением режима нервные и умственные расстройства у них проявляются значительно сильнее и чаще.

Что понимать под нормальным режимом сна? То, что от природы человеку дано засыпать через 2–3 часа после захода солнца, тогда как по-настоящему полное пробуждение настает у него через 2–3 часа после восхода солнца.

Почему именно так? Потому что центр, регулирующий наш режим сна, расположен в окончании зрительного нерва. И, следовательно, настрой на сон (и на бодрствование) зависит не от «внутренних часов» человека, а от банального светового сигнала – если уж совсем просто, солнышко село – организм, реагируя на уменьшение света, готовится ко сну. Взошло – готовится к пробуждению. Никаких других регуляторов сна не существует.

С передвижением же стрелок часов в любую сторону от астрономического эта симметрия нарушается и происходит сбой. Особенно существенный при смещении стрелок на час, когда пробуждение смещается на фазу быстрого сна. Что, в конечном счете, и приводит к расстройству нервной системы. Да и при смещении времени на 2 часа, если человек просыпается и засыпает не по солнцу, разлад в психике тоже неизбежен.

То есть, если исходить из врожденной природы человека, то он просто обязан жить по астрономическому времени. Другое дело, что в реалии это далеко не всегда возможно. Но саму эту возможность предоставлять все же следует.

В связи со всем этим стоит обратить внимание на то, что пока подавляющее большинство населения России составляли крестьяне, жизнь которых была привязана к солнцу, страна наша быстро, хотя и нелегко, оправлялась от всех потрясений. Сейчас же…

А как же в этом случае с делением людей на «сов» и «жаворонков»? Никак. Не предусмотрела природа такого разделения – чисто социальное явление, связанное с привычкой «гудеть» за полночь. Причем изначально это была привычка бар и вынужденных их обслуживать лакеев – вспомните пушкинское: «…и утро в полночь обратя, спокойно спит забав дитя». И лишь сейчас она приобрела массовый характер.

Теперь возвратимся к камчатскому времени. Власти, сами того не желая, пришли к наилучшему из возможных результату: установилось обычное, почти идеальное, астрономическое время. В том смысле почти идеального, что 29 декабря 2010 года солнце на долготе и широте Петропавловска-Камчатского взошло в 8 часов 40 минут утра, а закатилось – в 16 часов вечера. То есть, для 90% населения послеполуденный период оказался всего лишь на 40 минут длиннее предполуденного, и наше время вплотную приблизилось к «истинному» времени, которому подчиняется все живое на планете.

Вот тому конкретное подтверждение. До недавнего времени мне довольно часто доводилось слышать плач невыспавшихся малышей, которых несли мимо моего окна в два рядом расположенных детсада. Недавно я обратил внимание на то, что плач исчез – детишки, войдя в естественный природный ритм, стали элементарно высыпаться. Вот и получается, что нашим детям, которые сейчас идут в детсады и школу засветло и выспавшись, в случае возвращения в «советские времена» снова грозит постоянный «недосып». Так что не мешало бы об этом подумать, прежде чем требовать возвращения утренней темноты.

Впрочем, стоит (уж коли мы так любим себя и свои привычки, что горой стали за возвращение ненормального времени) подумать и о нашей собственной старости. То есть над тем, что взращенную в нас директивным и «богемным» временем неврастеническую старость будут опекать наши дети, которых мы сделали неврастениками.

Несколько слов по поводу призыва властей начинать рабочий день пораньше. Смысл в этом есть. Начинают же, например, в Чехии работу в 6 утра. А в 4 часа дня, когда на улице становится темно, все уже сидят по домам. Правда, там в 6 утра уже светло, поскольку страна сознательно переместила свое время на два часа вперед, чтобы жить в ногу с Западной Европой. Им так удобно – и весь разговор. Так что и нам, наверное, было удобнее начинать рабочий день на час, а то и два раньше, а не протестовать против нормального времени.

Нет смысла говорить о конкретном распределении его начала на Камчатке. Идеальной схемы все равно не придумаешь. Да и на что тогда власти? Уж если они все же «проснулись» и заговорили о более раннем начале рабочего дня, то и пусть додумывают эту проблему до конца – мы им за это платим немалые деньги.

То же касается их желания общаться с московскими чиновниками в режиме онлайн, пусть начинают рабочий день в 10, а то и в 11 часов утра по местному времени.

Ну и последнее. При внимательном взгляде на перипетию с переводом местного времени в тех регионах России, где тоже протестуют против этого, выясняется: проблему можно решить просто – указ президент РФ об отмене декретного времени. Один его сдвиг компенсируется другим.

Страна наша настолько громадная, что сжимать ее внутреннее время только за счет восточных регионов непрофессионально. Так что если московской элите захотелось подсократить число часовых поясов, то пусть они один пояс из двух упразднят за свой собственный счет.

Еще раз выскажу соображения по поводу времени. Во-первых, этой весной следует раз и навсегда отказаться от «летнего». Памятуя, естественно, при этом, что все те, кому этого хочется (или если действительно в этом есть нужда), будут дважды в год переносить начало своей работы, оставив истинное время в покое. Во-вторых, в целях относительно безболезненного приближения времени всех восточных регионов страны к московскому необходимо отменить по всей стране так называемое декретное время.

Что же касается Камчатки, то при соблюдении всех этих условий ее перевод в единый часовой пояс всего Дальнего Востока (то есть переход на «хабаровское» время), при условии, повторюсь, отмены декретного времени, всего лишь сохранит нынешнее ее пребывание в режиме естественного природного ритма.

Валерий БЫКАСОВ.