Газета «Рыбак Камчатки»

Ребенок на линии

Куда обращаться детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации?

«Меня бьют родители!», «Не могу найти общего языка с учителем математики!», «Что мне делать, если я влюбился в девочку, но нет взаимности?» – с такими и рядом других значимых вопросов и проблем то и дело сталкиваются дети, стремительно взрослеющие подростки. Нередко эти трудности требуют незамедлительного разрешения, однако далеко не всегда рядом найдется человек, который сможет внимательно выслушать, попытается понять, просто поддержит и даст мудрый человеческий совет. Как же быть в такой ситуации? Недавно у ребят с разных уголков Камчатки появилась возможность звонить на бесплатный детский телефон доверия.

Бесплатно и анонимно

Вообще говоря, известный многим камчатцам номер телефона доверия 42-40-46 существует на полуострове с 1992 года. Сюда на протяжении многих лет звонят не только дети, но и взрослые, нуждающиеся в психологической поддержке. Однако к длинному общероссийскому номеру 8-800-2000-122, предназначенному для оказания помощи именно детям, Камчатка подключилась только в сентябре 2010 г. И это уже дает свои результаты.

- Еще несколько лет назад Россия вошла в международную ассоциацию телефонов доверия для детей, – рассказала заместитель директора КГУ СО «Камчатский центр социальной помощи семье и детям» Олеся Корепанова. – Практически во всех регионах работают телефоны доверия. Кроме того, в России этим вопросом занимается Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Именно сюда камчатские специалисты в прошлом году и обратились с желанием подключиться к единому федеральному номеру. Кстати, более 60 регионов России уже работают в таком формате.

Итак, Камчатке удалось подключиться к общероссийскому номеру с 15 сентября 2010 года. В чем его особенность? В первую очередь в том, что этот номер – един, и на него можно звонить в любое время с любого уголка не только края, но и многих регионов. Во-вторых, во время разговора ребенку гарантируется анонимность – на той стороне провода никто не спросит ни имени, ни возраста, ни каких-либо других данных, которые он открывать не желает. Это важно, так как во многих подростках (да и взрослых тоже) зачастую «сидит» ложная установка: попросить помощи – значит проявить слабость. В условиях анонимности данный страх не имеет силы, ведь никто никогда не узнает, что звонил именно ты. Ну а в-третьих, звонок бесплатен. И если раньше позвонить из той же Паланы было весьма накладным «удовольствием», то сегодня ситуация изменилась в пользу каждого ребенка – как бы далеко от краевого центра он ни проживал (причем звонить можно как с мобильного, так и со стационарного телефона).

В результате такая работа дает специалистам возможность выделять и анализировать основные проблемы, с которыми сталкиваются камчатские дети и подростки; наиболее актуальные для современных семей сложности. Обычно специалисты принимают до 10 звонков в сутки.

Как правило, детей волнуют проблемы взаимоотношений с родителями, учителями и противоположным полом. Большую часть звонков в последнее время составляют жалобы на страхи (кто-то боится темноты, кому-то страшно оставаться одному дома и т. д.).

Кстати, ребята, увидевшие рекламный баннер на улице, наклейки с номером телефона в автобусах или школах (здесь они в последнее время активно распространяются специалистами), нередко сами вбивают нужный номер в мобильный, так что в любой момент могут им воспользоваться.

Перезванивают с благодарностью

Интересно, что чаще всего на детский телефон доверия звонят именно дошкольники – девчонки и мальчишки примерно от 6 лет и старше (девочек, кстати, больше). С появлением нового бесплатного номера появились звонки из Елизова, Вилючинска, Милькова, Паланы и Оссоры.

Недавно в телефон доверия позвонили подростки из дома-интерната отдаленного уголка Камчатки. Они жаловались на то, что не могут найти общий язык с одним из взрослых, так как он, по их мнению, несправедливо к ним относится. Специалисты, конечно, помогли девочкам разобраться в этой ситуации, успокоили, поддержали, посоветовали, как себя правильно вести… Хочется отметить, что сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, зачастую нуждаются в особой психологической поддержке.

Конечно, в каждой школе и доме-интернате есть свои психологи и социальные педагоги, основная задача которых – помогать детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Однако, как показывает практика, к этим специалистам ребята обращаются не слишком-то часто. Может быть, мальчишки и девчонки по каким-то причинам не очень доверяют «видимым» психологам или боятся, что конфиденциальная информация может случайно «просочиться» за двери кабинета… Напротив, в телефоне доверия эта опасность полностью исключена.

Бесспорно, бывают и такие случаи, когда дети звонят из баловства, праздного любопытства. И в последнее время – с распространением рекламы нового номера телефона доверия – таких звонков поступает немало. Однако встречаются действительно серьезные случаи. Например, однажды позвонил подросток, страдающий от неразделенной любви. Он сообщил, что стоит на крыше заброшенной стройки в Елизово и готов прыгнуть вниз! К счастью, все обошлось, и к концу разговора у безответно влюбленного даже настроение поднялось… А если бы не помощь психолога на другом конце провода? Иногда доброе слово может спасти жизнь человеку.

Хочется отметить, что на детский номер нередко звонят и взрослые люди, которые просят совета в построении взаимоотношений с собственными детьми, разрешении возникающих конфликтов с подростками: кому-то сложно понять собственного сына, а кто-то не знает, как быть с вопросом сексуального воспитания своего чада…

Специалисты отмечают, что современные родители действительно часто не могут найти общего языка даже с родными детьми. Большинство из них заняты постоянным зарабатыванием денег, и ребята, предоставленные сами себе, чувствуют себя брошенными и одинокими…

Что и говорить: вопросов и проблем у звонящих – немало. В среднем такой разговор длится от 5 до 30 минут. Нередко и дети, и взрослые перезванивают на этот номер вновь лишь для того, чтобы искренне поблагодарить специалиста за оказанную психологическую помощь.

Для работы в такой службе, как детский телефон доверия, необходимо владеть довольно широким спектром знаний в области психологии – «детский» специалист должен пройти специальное обучение, постоянно повышать свой профессиональный уровень. С этой целью занятия для психологов организует общероссийский фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. И в этом году наших специалистов планируется направить на обучение в Москву.

Оксана РОМАШКИНА.

P. S.

В декабре 2010 года в Москве состоялась Международная конференция «Вопросы организации работы детских телефонов доверия под единым общероссийским номером». Она проходила в рамках общенациональной кампании по противодействию жестокому обращению c детьми. На ней удалось побывать и камчатскому специалисту.

Конечно, в первую очередь, здесь обсуждался вопрос о введении единого общероссийского номера детского телефона доверия во всех уголках РФ. Сейчас он работает в 69 регионах страны.

Но основная проблема заключается в том, что до сих пор многие взрослые люди не понимают всей важности и значимости введения детской линии. Поэтому зачастую ни родители, ни учителя не спешат доводить до детей такую информацию. А это неправильно. Потому что мы все должны быть заинтересованы в безопасности – моральной и физической – наших детей.