Газета «Рыбак Приморья»

Зачем России Больной Уссурийский остров?

Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Виктор Ишаев уверен, что развитие Большого Уссурийского острова должно строиться на основе равноправного партнерства двух государств.

«До 90-х годов территориальных споров на Большом Уссурийском острове не было. Остров являлся нашим, граница проходила по противоположному берегу, и никаких изменений не рассматривалось. Когда к руководству пришел М.С.Горбачев, то он побывал с визитами в Японии, Китае, где подписал ряд соглашений, по которым граница была отодвинута – это была добрая воля с нашей стороны.

Прежде китайские корабли ходили всегда из Китая в Китай по протоке Казакевичева. Мы должны были ее совместно углублять и поддерживать там судоходную обстановку. Когда уровень воды в этой протоке был очень низким, то в порядке исключения китайским кораблям разрешалось со стороны Амура проходить мимо города Хабаровска и дальше по Амурской протоке уходить в Уссури на свою сторону. Это были редкие исключительные случаи, когда водный режим не позволял проходить китайским судам. По решению М.С.Горбачева потом было разрешено по этому пути проходить всем китайским судам, включая военные. Мы неоднократно пытались, говорили с китайской стороной о необходимости углублять протоку Казакевичево, чтобы суда не ходили по нашим водам. В свою очередь Китай предпринимал попытки, и есть такие факты, когда они на входе в протоку затапливали баржи для того, чтобы сделать её не судоходной. Проход китайских кораблей по нашим водам поддерживал их в споре, что остров этот принадлежит им. Затем Китай предложил России поделить эту территорию. Для того, чтобы не было дальнейших споров и не делить остров, было принято решение построить часовню в месте слияния Уссури и протоки Казакевичево, и за 40 дней была возведена каменная церковь. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил эту землю и церковь. Впоследствии мне пришлось долго объясняться перед руководством государства, что мое решение было принято не во благо какого-то конкретного человека или территории, а во благо соблюдения интересов страны. Когда потом уже были подписаны документы о передаче части территории острова, то были вынуждены обойти эту часовню. Таким образом, со стороны Хабаровска мы территорию не потеряли.

Сегодня я не понимаю позиции ни МИДа, ни руководства Хабаровского края в этом вопросе. Китай тихим спокойным образом построил чрез протоку Казакевичево низководный мост, под которым не один корабль не пройдет. Сейчас много говорят о том, что нужно построить мост со стороны Хабаровска на Большой Уссурийский остров, а там уже половину острова снесло. Китай же со своей стороны мост уже возвел. Минфин готов выделить необходимые средства, чтобы провести берегоукрепление, но Хабаровский край до сих пор не представил проектную документацию. Таким образом, не выполнено поручение Президента России, который пошел навстречу Хабаровскому краю и поручил Минфину выделить деньги для берегоукрепительных работ.

В свою очередь в Китае сегодня нет емкого внутреннего спроса, и в ближайшее время не будет. В этой связи экспорт – мощнейшая составляющая китайской экономики, но мы же, со своей стороны, не повезем через мост лес и биоресурсы или нефть и газ. А вот Китаю очень выгоден путь на наш рынок через Хабаровск на Транссиб. Прежде всего, надо понимать, что нужно экономике Дальнего Востока и края? К сожалению, на практике сегодня никого не беспокоит, что именно выгодно для территории, все думают только о том, как заработать себе денег, а выиграет ли от таких решений территория – не важно. Досадно, что те позиции, которые завоевывались годами, чтобы на острове было равноправное и взаимовыгодное партнерства двух государств, могут быть потеряны в один момент.

Существующий у нас понтонный мост вполне удовлетворяет все потребности, и сельского хозяйства, и людей. В своё время мы не имели возможности что-либо делать на острове, пока не была завершена демаркация границы. Нельзя было укрепить берег, решить вопросы дальнейшего развития территории. Как пойдет развитие дальше? Я пока конкретного проекта не вижу, нет такого проекта ни у Хабаровского края, ни в перечне программ Минрегиона, ни в федеральных программах», – сказал Виктор Ишаев в интервью журналистам.

газета "Рыбак Приморья"