Газета «Рыбак Камчатки»

Что имеем – не храним

Кто возродит судовые гидрометеорологические наблюдения на Камчатке?

Темы судовых метеорологических наблюдений мы касались в материале «Погодные предсказания, или Будут ли расти пальмы на Камчатке?» (№ 12 от 23 марта 2011 года). Однако вскоре нам удалось пообщаться с человеком, некогда стоявшим у истоков создания данной службы на Камчатке и ныне ратующим за ее возрождение и развитие. Сегодня корреспондент «РК» беседует с ведущим океанологом группы гидрометеорологии моря Камчатского гидрометцентра ГУ «Камчатское УГМС», экс-начальником ныне упраздненной группы судовых наблюдений Анатолием ЛАЗО.

- Анатолий Васильевич, когда была создана и как развивалась судовая сеть на полуострове?

- Первые метеорологические судовые добровольные наблюдения (СДН) штурманским составом произведены на судах «Лебедь», «Кура» и «Максим Горький» у нас на Камчатке в 1948 году, в 1949-м их было уже 6 («Коккинаки», «Буревестник», «Восток», «Дальневосточник», «Якутск», «Ительмен»), т. е. как в 2003 году. Далее эта сеть СДН на морях, омывающих полуостров, активно развивалась. Судите сами. Пик развития СДН пришелся на середину 80-х годов, когда количество судовых станций достигало более 150 (!). Это то максимальное количество, которое в будущем останется лишь историей. Тогда Камчатское УГМС обслуживало акваторию северо-западной части Тихого океана и его морей: Охотского и Берингова.
Однако численность судов, следивших за погодой в море, постепенно шла на снижение: в 1986 году их было 147, в 1991 году – 123, в 1992 – 119, 1993 – 114, 1995 – 56, 1996 – 41. В XXI веке эти цифры кажутся уже смешными: в 2000 году в водах морей у Камчатки функционировали только 2 судовые станции, в 2001 – 3, 2002 – 4, в 2003 году – 6 (хотя по плану должно было быть 20). Сегодня в акватории морей из судов, ведущих попутные гидрометеорологические наблюдения, осталось лишь 4. То есть в настоящее время мы видим, что судовая сеть СДН практически полностью развалена. Кстати, о том, что в плане отслеживания метеорологической ситуации нашими специалистами камчатские моря практически пустые, говорил и начальник ГУ «Камчатское УГМС» Михаил Ишонин.

- Почему количество судов, наблюдавших за погодой в море, так резко сократилось?
- Потому что пришла так называемая перестройка, и суда начали уходить в свободное плавание, часть – сдаваться в аренду. К примеру, новейшее научно-исследовательское судно (НИС) «Вадим Попов» (1986 г.), построенное в Финляндии специально для изучения морей Дальнего Востока, с самой современной судовой станцией «MIDAS», оснащенной метеоприборами, в
90-е годы было отдано в аренду туристической фирме во Владивостоке. В итоге с судна было срезано все гидрологическое оборудование, научные лаборатории переоборудованы под жилье, а само судно, уже без станции, было превращено в перевозчика автомобилей. Сегодня полуразрушенный «Вадим Попов» стоит у причала Петропавловска с очередной сдачей в аренду. Камчатские экспедиционные суда «Зарница» (1960–1966 гг.), «Волна» (1966–1976 гг.) и «Плутон» (1978–1993 гг.) с российскими судовыми станциями «ГМ-6» также переданы другим владельцам или списаны как «Бесядь» (1980 г.), «Торос» (1986 г.) и «Всеволод Тимонов» (2011 г.). Что и говорить – в перестроечные времена даже экспедиционные суда превратили в коммерческие.

- А какова ситуация на полуострове с судовыми наблюдениями сегодня? Меняется ли что-то в лучшую сторону?

- Сегодня на морях, омывающих Камчатку, сбором и передачей метеорологических данных занимаются 4 судна: «Амаян» (ЗАО «Акрос»), «Таис» (ОАО «Камчатрыбпром»), «Василий Каленов» (ЗАО «Камчатимпэкс») и «ХХVII съезд КПСС» (ОАО «Океанрыбфлот»). И даже это теперь является достижением! Дело в том, что привлечение этих судов к подобной деятельности стоило мне и нашему инспектору больших усилий. Мы буквально уговаривали судовладельцев этих крупных предприятий и капитанов судов пойти нам навстречу и согласиться на добровольных началах (как это было всегда) вести метеонаблюдения. Кстати, одна из последних судовых станций, открытая мною, была на пропавшем «Аметисте», принадлежавшем КамчатНИРО.

- По каким причинам судовладельцы не спешат идти вам навстречу?

- Потому что они считают, будто это отвлекает моряков от рыбалки. Это раз. Во-вторых, за передачу сводок с самих судовладельцев берутся деньги (раньше это в России было бесплатно, а у иностранцев – так было всегда). Сами посудите: те, кто в теплом кабинете центров цунами Дальнего Востока сидит за столом и ждет цунами за бюджетные деньги, не отвечают за последствия ложных тревог или гибель людей от катастроф, как в Северо-Курильске, Индонезии, Чили или Японии. Штурману же бесплатно ежедневно надо наблюдать в любую погоду, за свои деньги подавать сводку в эту же службу, где цунами, и отвечать за качество наблюдений, рискуя попасть в зону урагана или обледенения. Так уже случалось с гибелью рыболовецких судов в Беринговом море («Ключевской» и др., 1962, 1966 гг.), на Курилах (танкер «Сахалин», «Владимир», «Лаперуз», «Бийск», «Одесса»), у юго-восточного побережья Камчатки («Восток», «Карага» и др.), в Беринговом море 19 января 1966 года («Севск», «Себеж», «Нахичевань» и др.) и Охотском («Аметист», 2011 г.).

В итоге нам пришлось пойти на компромисс: теперь вместо прежних 4-х раз передачи погодных данных эти суда-добровольцы передают информацию по 2 раза в сутки, а «ХХVII съезд КПСС» вообще 1 раз. Ну о каком должном качестве прогноза можно говорить при таких условиях, если погода на Камчатке меняется даже в течение дня? Кроме того, и судовое оборудование сегодня давно устарело. А за новейшие станции, типа «MIDAS», ясное дело, судовладельцы платить не хотят. Нужна ФЦП правительства РФ для возрождения и модернизации СДН, и вот за эту модернизацию я намерен стоять до конца.

- Как происходил сбор метеорологической информации на судах?

- Наблюдения выполняют третий и второй штурманы под руководством старпома. Перед каждым выходом в море, до перестройки, судно в обязательном порядке проходило аттестацию. Штурманов специально обучали навыкам наблюдения за погодой – раньше этому учили в высшем мореходном училище. Сейчас подобные знания дают студентам в КамчатГТУ, и даже мне пришлось преподавать метеонаблюдения по безопасности мореплавания на судоводительском факультете студентам СВ-98. На мой взгляд, отведенные часы недостаточны и практика слабая. Я предлагал в свое время М.И. Ишонину создать базу для обучения будущих штурманов у нас в УГМС, использовав для этого пустующий зал, однако никто на это предложение не откликнулся…

- А как же современные способы составления прогнозов? Снимки из космоса, например?

- Благодаря судовым наблюдениям можно значительно улучшить прогнозы погоды. Если у нас после перестройки возникли проблемы развала судовой сети, то у иностранцев судовые наблюдения не прекращались никогда и продолжаются в том же режиме по сей день! Я и прогнозисты, за исключением начальника гидрометцентра В.В. Ковбасюка, уверены, что несмотря на современные спутниковые наблюдения, необходимо возрождать судовую сеть! Ведь судно, находящееся непосредственно в морской среде, может подтвердить или в значительной степени уточнить «космический» прогноз. К тому же, наши синоптики и сегодня используют сводки с иностранных судов, т. к. Россия входит в программу Всемирной метеорологической организации, существующей уже более 50 лет.

- Насколько важна работа судовой сети в международном плане?

- Еще в 1853 году передовые морские державы организовали первое официальное метеорологическое совещание с целью добровольного координирования наблюдений на море. И вот, начиная с этого времени, наблюдения с судов обеспечивают важный вклад в прогнозы погоды и предупреждения. Сегодня ВМО координирует круглосуточный мониторинг с целью слежения за погодой над всеми океанами и континентами, основываясь на метеорологических наблюдениях, получаемых с судов, дрейфующих заякорных буев, нефтяных платформ и спутников, а также со станций наблюдений на суше. Весь мир по сей день следует данной программе ВМО. Еще в 1989–1991 годах только в портах Англии проведено 189 инспекций портовыми метеорологами на 132 российских судах, к сожалению, камчатских среди них не было. Локальные соглашения на международное сотрудничество по добровольному проведению на судах гидрометеорологических наблюдений заключались между Росгидрометом, министерством транспорта РФ и комитетом РФ по рыболовству, но только в прошлом веке.

- Анатолий Васильевич, как вы полагаете, ситуация с развалом судовой сети на Камчатке обратима?

- Я надеюсь, но только необходимо, как мною отмечалось выше, создание ФЦП, а также единой общероссийской службы безопасности мореплавания (по типу Росаэроконтроля) с привлечением морских радиоцентров, которая обязывала бы судовладельцев, независимо от форм собственности, вести попутные СДН регулярно 4 раза в сутки. Одновременно утвердить статус портового метеоролога в правительстве РФ, определив организацию, которая обязана снабжать судовладельцев гидрометеорологическими приборами за счет бюджета РФ.

Кстати, 18 февраля 2011 года руководителям морских управлений, где есть судовые наблюдения, пришло указание из Росгидромета прислать отчет о состоянии судовой сети со списком судовых инспекторов. Что на этот счет предоставило Камчатское УГМС – я не знаю, т. к. в декабре 2008 года ликвидировал группу судовых инспекторов, а отдел гидрометеорологии моря, существовавший с 1937 года, превратил в группу. Если говорить о списке судовых инспекторов, которые раньше занимались тем, что проверяли судовые сводки, состояние метеорологических приборов и знания штурманов, то его нет. В других регионах такие группы работают до сих пор. И я все еще надеюсь, что в данной плачевной ситуации что-нибудь еще можно изменить к лучшему.

Добавлю, что Камчатское УГМС в период работы судового инспектора Марии Редкодубской, которую помнят многие капитаны судов до сих пор, несло пальму первенства по судовым наблюдениям на дальневосточных морях. Эту славу нужно возрождать.

Марина ЗОЛОТАРЕВА.