Журнал «Fishnews»
Юрий БАДОДИН, директор Ливадийского ремонтно-судостроительного завода

«Заслуженные» суда начинают новую жизнь

Проблема обновления рыбопромыслового флота превратилась в актуальную тему совещаний по перспективам развития отрасли. Однако пока идет выработка приемлемых механизмов финансирования судостроения и поиски подходящих проектов, рыбопромышленники ищут возможность продлить сроки эксплуатации имеющихся судов.

«Сейчас наступила та самая точка, когда судовое оборудование, как его ни ремонтируй, все равно ломается. И в первую очередь это касается механической части – двигателей, насосов, – делится наблюдениями с журналом «Fishnews – Новости рыболовства» директор Ливадийского ремонтно-судостроительного завода Юрий Бадодин. – Естественно, такие поломки наносят убыток судовладельцу. Особенно в случаях, когда судно находится на промысле и выходит из строя главный двигатель или дизель-генератор, в этом случае судно необходимо отбуксировать к берегу, из-за чего теряется промысловое время».

Не обошли стороной такие трудности и группу компаний «Примрыбснаб», в состав которой входит Ливадийский ремонтно-судостроительный завод: в самый пик хода рыбы одно из судов пришлось снимать с промысла из-за некачественного ЗиП.

Для того чтобы обеспечить бесперебойную работу своего флота – а это на сегодняшний день 12 единиц – группа компаний взяла курс на модернизацию судов. Несколько лет назад на плавзаводе «Капитан Ефремов», восстановленном практически из «металлолома», были заменены все три дизель-генератора. В связи с увеличением производственных мощностей в конце 2007 года было решено установить четвертый дизель-генератор аналогичной мощности (800 кВт). При этом использовались ДГУ марки СUMMINS – крупнейшего мирового производителя двигателей. Время показало, что такое решение было верным: судно благополучно работает на промысле.

Первый успешный шаг подтолкнул к дальнейшей модернизации. Год назад решили установить СUMMINS на СТР «Пластун», принадлежащий ОАО «Южморрыбфлот» – одному из юридических лиц группы компаний. Проект предусматривал замену трех дизель-генераторов 6Ч, в обиходе именуемых «чашками», паспортной мощностью 150 кВт на более мощные ДГУ силой 180 кВт каждая. Если переоборудование «Капитана Ефремова» осуществлялось в Китае, то теперь группа компаний выполняет работы в России – на собственной базе судоремонта под контролем Российского морского регистра судоходства. Все дизель-генераторы CUMMINS имеют сертификат, признанный Регистром. В комплекте к ДГУ были поставлены как воздушные стартеры, так и электрические, дистанционные пульты управления, предназначенные для контроля всех основных параметров работы, удаленного пуска и аварийной остановки любого дизель-генератора с мостика, что так важно во время промысла.

Результат вновь не разочаровал. Как шутят сами рыбаки, третий механик, в ведении которого находится электростанция, практически остался без работы. «Например, вы купили новую машину и на несколько лет забыли, что нужно ремонтировать двигатель – то есть меняете только масло и фильтры. Так же и в случае с судами», – объясняет Юрий Бадодин.

«Нашему траулеру под двадцать лет, – рассказывает старший механик Владимир Ткачук. – Дизели на нем стояли хабаровские, и в последнее время их обслуживание, и особенно ремонт, были мучением: «Дальдизель» ликвидирован, запчастей нет, те, что предлагают – не сертифицированы. Выкручивались как могли. Когда поставили три дизель-генератора CUMMINS, работа пошла по-другому. Каждый из них по 180 кВт (прежние были по 150). Теперь на промысле механики не боятся включать дополнительное электрооборудование. На сайре, например, ставили люстр больше, чем прежде – мощность позволяла. По экономическим показателям эти дизели также выгодны: значительно меньше расход топлива, масла. Стоит добавить, что упростилось вахтенное обслуживание, шум в машине значительно уменьшился – раньше можно было работать только в наушниках».

Общая энерговооруженность судна после установки CUMMINS увеличивается до 540 кВт/ч против 390-450 кВт/ч ранее. Расход топлива, напротив, снижается с 247 г/кВт при использовании советского оборудования до 209 г/кВт. Меньше приходится судовладельцу затрачивать средств на ремонт и МРТО судовой электростанции. Среди преимуществ CUMMINS также возможность агрегатной замены при капитальном ремонте и, соответственно, уменьшение времени берегового ремонта. Эти дизель-генераторы, несмотря на большую мощность, компактнее отечественных, в качестве охлаждающей жидкости используется антифриз. Еще один плюс – минимальный уровень выброса вредных веществ. Особенности конструкции ДГУ этой марки позволяют во время межрейсовой стоянки проводить ее сервисное обслуживание.

Среди преимуществ CUMMINS в группе компаний «Примрыбснаб» выделяют наличие фирменного ЗиП. По словам директора Ливадийского ремонтно-судостроительного завода, некачественные запасные части на сегодняшний день – большая проблема. «С ЗиПом, кончено, сложно. Сейчас все те связи, которые были в Советском Союзе, тот контроль качества, утрачены. Покупаешь ЗиП – внешне все выглядит красиво, а фактически не знаешь, что берешь. Можно, конечно, покупать ЗиП в Германии, но это не всегда выгодно по цене и срокам доставки».

Совсем недавно Ливадийский ремонтно-судостроительный завод успешно переоборудовал еще один добытчик «Южморрыбфлота» – СТР «Ноглики». И вновь экипаж остался доволен. В начале 2011 года Ливадийский ремонтно-судостроительный завод стал официальным представителем CUMMINS. Весной, когда на «Ногликах» сдавалась дизель-электростанция, завод пригласил представителей ведущих рыбодобывающих предприятий Приморского края непосредственно познакомиться с оборудованием. Гости проявили высокий интерес, охотно задавали вопросы.

«Сейчас, в течение ближайших пяти лет, приложив небольшие усилия к модернизации механической части, можно продлить жизнь флоту и в нормальном режиме, без сбоев, ловить рыбу», – делает вывод Юрий Бадодин.

Мария ЖУЧКОВА, журнал «Fishnews – Новости рыболовства»

  • Юрий БАДОДИН, директор Ливадийского ремонтно-судостроительного завода
  • Пока идет выработка приемлемых механизмов финансирования судостроения и поиски подходящих проектов, рыбопромышленники ищут возможность продлить сроки эксплуатации имеющихся судов