Журнал «Fishnews»
Современное состояние морского хозяйства Республики Корея

Современное состояние морского хозяйства Республики Корея

Малая территория, плотное население, скудные природные ресурсы Республики Корея и одновременно протяженная береговая линия (протяженность морских границ составляет 11 540 км) определяют важность морских пространств и ресурсов для этой страны. Однако до недавнего времени осознание корейским обществом высокой значимости морей и океанов было недостаточным. Морская политика и соответствующие институты государства были фрагментарными и слабыми. В результате в области морской деятельности Республики Корея возникали проблемы, включая инциденты в прибрежных водах и открытом океане.

На этом фоне появилось понимание необходимости учреждения единого государственного органа, ответственного за океаническую политику(1). Такой орган – Министерство морских дел и рыболовства – был создан в 1996 г. Созданное Министерство объединило Национальную Администрацию по рыбному хозяйству, Корейскую Администрацию моря и портов и Национальную Администрацию морской полиции. В последующее десятилетие морская политика Кореи усилилась, она стала более успешной, а также более тесно интегрированной в международное морское сообщество.

В ходе административной реформы, проведенной новым президентом Республики Корея Ли Мён Баком в феврале 2008 г., Министерство морских дел и рыболовства было расформировано, а его функции распределились между двумя вновь созданными ведомствами. На Министерство продовольствия, сельского, лесного и рыбного хозяйств Республики Корея была возложена ответственность за развитие рыбопромышленного сектора экономики, а в функции Министерства земельных ресурсов, транспорта и морских дел были переданы вопросы морских территорий, транспортных водных путей и охраны окружающей морской среды. В состав этого Министерства было включено Управление морской полиции (Береговая охрана) Республики Корея. Причины таких изменений связаны с проведением административной реформы и не означают отхода от генерального курса проведения комплексной морской политики.

Важность морских пространств для Республики Корея объясняется зависимостью от транспортных связей с внешним миром. Эта страна расположена на полуострове, но все ее внешние торговые связи осуществляются путем морских перевозок либо воздушным транспортом, так как на севере сообщение с материком пока практически невозможно из-за закрытой границы с КНДР. Потеря контроля над выходом в море и авиасообщением равнозначна для Республики Корея потере суверенитета.

Составными частями морского хозяйства Республики Корея являются: рыболовство, морской транспорт, судостроение. Основными направлениями морской политики – распространение влияния на морские пространства открытых районов Мирового океана и 200-мильные зоны зарубежных стран для расширения доступа к живым, минеральным и углеводородным ресурсам, разработка нефте- и газоносных месторождений и других видов ресурсов морского дна, развитие морских наук и технологий, сохранение окружающей среды прибрежных акваторий(2).

Республика Корея в проведении морской политики ориентируется на поддержку своего стратегического партнера США, с которыми совместно реализуется ряд государственных программ и проектов.

Морское и рыболовное законодательство Республики Корея в основном базируется на следующих правовых актах:

- Закон о рыболовстве 1990 г., положениями которого регулируются порядок лицензирования промысловой деятельности, транспортировка рыбной продукции, переработка уловов, порядок определения ОДУ, сохранение ресурсов рыболовства, компенсации рыбопромышленникам и пр. (Последняя редакция принята в мае 2010 г. и вступила в силу в ноябре 2010 г.) Кроме этого, действуют законы о рыболовстве во внутренних водах, об охране ресурсов рыболовства и контроле качества рыбной продукции и некоторые другие.

Разработка минеральных ресурсов континентального шельфа базируется на акте 1970 г. – Законе об ускорении разработки минеральных ресурсов морского дна. Политика в области охраны морской среды и побережий проводится в соответствии с Законом о предотвращении загрязнения морской среды 1977 г. и Законом о контроле над побережьями 1999 г.

Центральным научно-исследовательским органом Республики Корея в области морской деятельности является Корейский институт океанических исследований и развития (KORDI: Korea Ocean Research and Development Institute), созданный в 1973 г. и реорганизованный в 1990 г. Основными направлениями исследований этого органа определены: морская среда, изменения климата, разработка ресурсов рыболовства, использование морских пространств, исследования полярных районов.

Мозговым политическим центром в области морских дел является Корейский морской институт (KMI: Korean Maritime Institute). Сфера его деятельности также достаточно широка: от изучения морской среды до судостроения. Государственные решения в области морской деятельности (административные, законодательные реформы и пр.) принимаются на основе результатов деятельности этого органа(3).

Широкий спектр рыбохозяйственных исследований осуществляется в Национальном институте рыбохозяйственных исследований и развития (NFRDI: National Fisheries Research and Development Institute), созданном в 1921 г., и его филиалах.

Продукция рыболовства является важнейшим источником белков животного происхождения в рационе южнокорейского населения, его доля в последние годы превышает 42 %. Хотя доля рыбной промышленности в ВВП не превышает 0,3 %.

Объем годового потребления рыбы и морепродуктов в Корее в 2006 г. составил 56,56 кг на душу населения, из которых 43,54 кг приходилось на долю рыб и моллюсков и 13,02 кг на морские водоросли. В 2007 г. было отмечено снижение потребления рыбы и морепродуктов до 54,99 кг в первую очередь за счет снижения в рационе рыб и моллюсков до 40,62 кг при росте потребления морских водорослей до 14,37 кг(4). В последующие годы уровень потребления сохраняется примерно на одном уровне (в 2010 г. – 54,9 кг).

Морские и рыболовные ресурсы рассматриваются как потенциальный источник для создания биологически активных веществ, сырье для медицинских препаратов, источник биоэнергии и альтернативных видов топлива и энергии(5). Такой подход реализуется в рамках национальной программы «Маринбио-21». Ее целью является разработка уникальных технологий промышленного освоения неиспользуемых морских организмов, включая микроорганизмы больших глубин, и получение принципиально новых материалов для использования в первую очередь в медицине, фармакологии и парфюмерной промышленности.

Политика в области управления ресурсами рыболовства осуществляется в следующих направлениях(6):

- регулирование рыбопромысловых усилий путем разграничения районов по видам промыслов, выдачи разрешений (лицензий) лишь на определенный вид промысловой деятельности, ограничения числа выдаваемых рыболовных лицензий и установления периодов, запретных для промысла;

- регулирование вылова с помощью системы ОДУ (с 1996 г.) и развитие пастбищного рыболовства (создание искусственных рифов, морских ранчо, выпуск подращиваемой молоди и пр.).

Кроме того, государством активно поощряются самостоятельные действия рыбаков по самоограничению промысловых усилий и другие методы управления, направленные на повышение доходности рыболовства (Рисунок 1).

В рамках совершенствования системы ОДУ рассматриваются перспективы включения в нее индивидуальных квот (Individual Quotas – (IQ), индивидуальных судовых квот (Individual Vessel Quotas – IVQ), индивидуальных передаваемых квот ловушечного промысла (Individual Transferable Traps – ITT), общинных квот (Community Quotas – CQ) и индивидуальных передаваемых квот (Individual Transferable Quotas – ITQ).

Система ОДУ применяется в отношении видов, промысел которых имеет наибольшее экономическое значение. Также учитывается качество и доступность информации о них, включая состояние запасов. К таким видам относятся: скумбрия японская, ставрида, кальмар (тихоокеанский), три вида крабов (стригун-опилио, красный стригун, краб плавунец), три вида моллюсков (ракушки), волосозуб и другие, всего 11 наименований.

Рост суммарной добычи морских биоресурсов во всех секторах рыбной промышленности Республики Корея наблюдался до 2008 г. В 2010 г. он немного снизился, составив 3,11 млн. т (Таблица 1.). Лидирующее положение в последние годы занимает продукция марикультуры, объем производства которой превышает 1,3 млн. т, или около 40% национального производства рыбной продукции. Уровень общего вылова был обеспечен также за счет морского прибрежного рыболовства. Важную роль продолжает играть океаническое рыболовство. Районы промысла океанического рыболовного флота Республики Корея находятся во многих акваториях Мирового океана (Рисунок 2).

Правительство Республики Корея проводит политику сокращения своего рыболовного флота с целью снижения промыслового пресса на биоресурсы прилегающих вод. Численность судов сократилась с 86 113 единиц в 2006 г. до 80 776 единиц в 2008 г.

Основу рыболовного флота Республики Корея составляют суда тоннажем до 5 б.р.т. (87%). Удельный вес судов 5 б.р.т. и выше составляет около 13% от общего количества флота. Численность судов тоннажем свыше 200 б.р.т. в 2008 г. составляла 492 единицы (525 судов в 2007 г.) или 0,6% от общей численности.

Рыболовные суда по видам промыслов в 2008 г. распределялись следующим образом(7):

прибрежное рыболовство – 66,6% (53 792 судна);

марикультура – 21,2% (17 104 судна);

морское рыболовство – 4,2% (3 385 судов);

внутренние водоемы – 5,0% (4 040 судов);

океанический промысел – 0,5% (448 судов);

другие виды деятельности – 2,5% (1 997 судов).

Численность хозяйств, занятых в рыбной отрасли Республики Корея, сократилось с 77 тысяч в 2006 г. до 71 тысячи в 2008 г. Численность работающих в отрасли человек также сократилась с 212 тысяч в 2006 г. до 192 тысяч в 2008 г. Численность работников, занятых рыболовством на судах, сократилась с 56 743 человек в 2006 г. до 54 510 человек в 2007 г. Численность населения, занятого марикультурой, также сократилась с 45 524 человек в 2006 г. до 44 951 человек в 2007 г.

Необходимость действий по сокращению численности рыболовного флота вызвана избытком рыбодобывающих мощностей в прибрежном рыболовстве, который составляет от 16 до 45%. При сокращении и утилизации промыслового флота рыбопромышленники, как правило, получают от правительства 100-процентную стоимость изъятых из промышленного использования рыболовных судов(8).

В последнее десятилетие произошли заметные изменения во внешней торговле рыбной продукцией Республики Корея. Импорт рыбной продукции в Корею стал заметно превышать экспорт. Причин тому несколько. Основные из них: кризис рыбной отрасли, снижение числа занятых в ней, падение объемов производства собственной продукции рыболовства при одновременном росте спроса на нее.

Так, в первой половине 2000-х гг. отмечен скачкообразный рост импорта рыбной продукции. Если в 2000 г. ввоз морепродуктов в страну был на уровне 750 тыс. т, то в 2005 г. этот показатель достиг 1,26 млн. т. Таким образом, прирост составил 69,3%. Увеличилась и стоимость импорта рыбной продукции в страну: в 2000 г. она достигла 1,411 млрд. долларов США, а в 2005 г. – 2,384 млрд. долларов США. Рост составил более 71%. Импорт продолжал увеличиваться и в 2008 г. и составил 4,187 млн. т, а в денежном выражении – 3,097 млрд. долларов(9).

Основными факторами увеличения импорта являются растущие потребности населения в рыбной продукции и достижение промыслового предела запасов ВБР в прибрежной зоне (экологическая емкость среды). Вопросы внешней торговли, так же как и проблемы сохранения среды и обитающих в ней водных биоресурсов, накладывают на государство дополнительные обязанности – отстаивать интересы отечественного производителя и осуществлять программы сохранения и восстановления промысловых районов.

В 1990-е гг. продукция рыболовства была одной из основных статей национального экспорта, поэтому в настоящее время правительство Республики Корея уделяет этому сегменту хозяйства повышенное внимание.

С этой целью в течение 2007-2011 гг. в рыбную отрасль планируется инвестировать около 100 млрд. вон (примерно 108,7 млн. долл. США), чтобы к 2015 году добиться роста экспорта морепродуктов до уровня 2 млрд. долл. США(10).

Увеличения планируется достичь также путем проведения кампаний по повышению популярности корейских морепродуктов за рубежом, активных маркетинговых действий и расширения торговых площадей, инфраструктуры холодильного хранения и перевалки рыбных грузов в порту Пусан. Особые усилия будут направлены на экспорт не только традиционных видов продуктов, но и новых. В рамках общей стратегии увеличения экспорта должен быть увеличен вклад в расширение экспорта каждого отдельно взятого морского района Южной Кореи.

Морские ресурсы становятся важным источником энергоносителей для страны, рыбаки и транспортный флот которой так же, как и в других странах, испытывают определенные трудности в результате колебаний мировых цен на нефть. Чувствительность данного фактора для корейской экономики связана и с тем, что Республика Корея начинает позиционировать себя как центр морской логистики(11), являясь к тому же одним из лидеров мирового судостроения. Основным конкурентом корейских судостроителей является Китай.

Экономика Республики Корея – одна из самых зависимых от внешних поставок углеводородного сырья как источника энергии. С целью стимулирования нефтедобывающих отраслей правительство страны выделяет кредиты своим компаниям для освоения природных ресурсов за рубежом на шельфах других стран. В частности, в 2008 г. было выделено 400 млн. долл. США на строительство двух специализированных судов глубоководного бурения морского дна на верфях «Самсунг Хэви Индастриз»(12), которые, возможно, будут использованы и за пределами корейской исключительной экономической зоны (ИЭЗ).

В 2009 г. впервые в корейской практике принят 10-летний План освоения ресурсов морского дна, рассчитанный до 2018 г. В соответствии с Планом предполагается разведать и освоить около 20 месторождений природного газа на континентальном шельфе страны. Часть месторождений выходят за пределы ИЭЗ Республики Корея в районах, где корейская ИЭЗ граничит с зонами Китая и Японии. Не исключено, что это может создать спорные ситуации с соседними странами из-за конкуренции на разработку углеводородов морского дна и газогидрантов. Достигнуты успехи в разработке залежей метангидрата на шельфе Японского моря, промышленное освоение которых предполагается начать в 2015 г.(13)

Таким образом, Республика Корея последовательно ведет морскую ресурсную политику, постепенно совершенствуя законодательную, административную основу морской деятельности с целью занять лидирующие позиции в мировом сообществе как морская держава.

Александр КУРМАЗОВ, к. э. н, ведущий научный сотрудник лаборатории обоснования новых проектов и программ ФГУП «ТИНРО-Центр»

Виталий САМОНОВ, инженер Отдела международного научно-технического сотрудничества ФГУП «ТИНРО-Центр»

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Cho, Dong Oh. Evaluation of the ocean governance system in Korea // Marine Policy. – 2006. – Vol. 30. – Iss. 5. – р. 570-579.

2. Hong, Seoung-Yong. Marine policy in the Republic of Korea // Marine Policy. – 1995. – Vol. 19. – Iss.2. – р. 97-113.

3. Камэи С. Морская держава – Республика Корея // MRI TODAY. – 2001. – март (пер. с яп.)

4. 2007 Food Balance Sheet, KREI,- 2008, – 287 pp.

5. Park M.S. Building a Bright Future for the Fishing Indu8stry // Tamgu News. NFRDI. – 2009. – Vol. 1. – p. 22-23.

6. Ryu, Jeong-Gon, Nam, Jongoh, Gates, John M. Limitations of the Korean conventional fisheries management regime and expanding Korean TAC system toward output control system // Marine Policy. – 2006. – Vol. 30. – Iss. 5. – р. 510-522.

7. Food, agriculture, forestry and fisheries statistical yearbook, 2009, – MIFAFF, 2009, 453 pp.

8. http://www.fishnews.ru/news/494

9. 2009 Yearbook of fisheries products export & import statistics, – MIFAFF, – 2010, – 567 pp.

10. Корейское правительство намерено в вдвое увеличить экспорт морепродуктов к 2015 году // 2007.-31 января. http://www.fishnews.ru/news/1388

11. Ким Ен Ун, Асмолов К., Суслина С. Республика Корея в 2005 году.// Проблемы Дальнего Востока. 2006. № 3, с. 109-117.

12. Wachter S. Changing the oil sector is a goal, but it won’t to be easy // The International Herald Tribune. 2008, – June 30.

13. Активизация разработки ресурсов морского дна // Хоккайдо симбун. – 2009. – 26 февраля (пер. с яп.).

Журнал «Fishnews – Новости рыболовства»

  • Современное состояние морского хозяйства Республики Корея
  • Современное состояние морского хозяйства Республики Корея. Рисунок 1
  • Современное состояние морского хозяйства Республики Корея. Рисунок 2
  • Современное состояние морского хозяйства Республики Корея. Таблица 1