Газета «Рыбак Приморья»

Обновление рыбопромыслового флота – стратегическая государственная задача

Государство должно создать лизинговую компанию и заказывать серийное строительство, считает председатель Совета директоров ОАО «Преображенская база тралового флота» Сергей Саксин.

При серийном производстве суда получатся лучше и дешевле, поскольку индивидуальный заказ является, по сути, «кустарщиной», потому что некий «шедевр» для конкретного рыбопромышленника создается методом проб и ошибок, пояснил РИА Fishnews.ru Сергей Саксин.

Современный эффективный рыбопромысловый флот можно получить только в результате серийного производства по согласованным с рыбаками проектам. По словам собеседника информагентства, каждый такой проект должен подвергнуться экономической экспертизе с точки зрения условий будущей работы судна – погодных, сырьевых, затрат на ремонт, удаленности от берега и прочих нюансов. Может оказаться, что не всегда оправдан выбор большого парохода, поскольку главное – объем вылова и состав экипажа. Проект должен быть соотнесен с конкретным районом промысла и конкретным объектом лова.

«Минтая и креветку невозможно ловить одним и тем же судном, – соглашается Сергей Саксин, – но если мы говорим о добыче в миллион тонн, например минтая, то можно смело заказывать серию из 20 судов под этот объект. В этом случае не только у кораблестроителей, но и у поставщиков оборудования будет получена значительная скидка, поскольку те понимают, что таким образом обеспечивают себя работой на несколько лет».

Схема лизинга должна быть простой, уверен председатель Совета директоров ПБТФ: государство объявляет тендер на постройку серии, на поставку оборудования под заданные параметры. Компании-поставщики благодаря конкуренции между собой обеспечат надлежащую прозрачность этих сделок. Контроль за своевременностью лизинговых платежей должна выполнять государственная власть. Все построенные таким образом суда будут принадлежать лизингодателю до момента их полного выкупа рыбопромышленниками.

По словам Сергея Саксина, стоимость каждого судна – это примерно 60 млн. американских долларов или евро в зависимости от насыщения судна аппаратурой и оборудованием. Таким образом, в масштабах государственного бюджета сумма, которая может решить проблему обновления рыбопромыслового флота и дать толчок отрасли, несопоставима с теми объемами средств, которые были выделены, например, на поддержку автопрома или банковской системы. К тому же средства не будут потрачены впустую – они вернутся в виде лизинговых платежей и, кроме того, дадут мультипликативный эффект в виде сокращения аварийности, создания современных рабочих мест, повышения квалификации кадров и создания инфраструктуры. То есть запускается механизм индустриализации отрасли.

Однако сначала надо рассчитать количество судов, которые должны быть задействованы при освоении прогнозируемых объемов ВБР. И детально проанализировать количество и состояние всего флота, который есть в реестре. И уже на основе этих данных, исходя из потребностей, заказывать судостроителям серии судов. Собеседник агентства уверен в том, что все рыбопромышленники готовы обновить свой флот и все они его купят. Новый флот – менее затратный и более производительный, способный закрыть на многие годы вопрос продовольственной безопасности страны.

«Ведь сегодня мы находимся в той стадии, когда уже лет через десять рыбопромысловый флот России не сможет осваивать те природные запасы, которыми мы сегодня обладаем, – предостерегает Сергей Саксин. – Поэтому обновление флота – это стратегическая задача государства, ибо внутренний рынок должен быть насыщен дешевыми и качественными продуктами питания».

Газета "Рыбак Приморья"