Газета «Рыбак Камчатки»

Память в сердце храним!

11 февраля 2012 года исполнился год со дня исчезновения судна «Аметист». В этот день ровно в полдень все суда, находящиеся на рейде в Авачинской бухте, дали гудок, а в 10.30 в храме состоялся молебен в память обо всех не вернувшихся рыбаках и моряках. Его провел епископ Петропавловский и Камчатский Артемий.

Год назад в заливе Шелихова пропало научно-исследовательское судно «Аметист». Как рассказал краевой министр специальных программ и по делам казачества Сергей Хабаров, сейчас все специалисты морского дела сходятся во мнении, что причиной гибели мог стать оверкиль – опрокидывание из-за обледенения и малого запаса топлива в его танках и быстрое затопление. Об этом говорит то, что экипаж не успел воспользоваться ни одним из средств связи, находившихся на борту. Последняя точка позиционирования по системе космического наблюдения – южная часть залива Шелихова. Накануне происшествия «Аметист» вел переговоры с капитанами судов, которые находились рядом, о бункеровке. Но по техническим причинам пополнить запасы топлива судно не смогло. Похоже, что «Аметист» умышленно направлялся во льды, чтобы сохранить устойчивость и приступить к обкалыванию льда. Что произошло дальше, неизвестно.

После того как стало известно, что «Аметист» не вышел на связь, была созвана комиссия по ЧС, создан оперативный штаб по поиску, использованы все силы и средства как расположенные на Камчатке, так и имеющиеся у ТОФ – авиация, суда в море, обследовавшие береговую черту на Камчатке и в Магаданской области группы спасателей. Активный поиск велся две недели. Поисковые работы велись до тех пор, пока была надежда найти что-либо, и официально завершились в первой декаде марта. Но кроме разорванных плотов и буев с борта «Аметиста» не удалось найти ничего.

В заливе Шелихова гидрографическим судном ГС-296 ТОФ на глубине 247 метров был обнаружен объект, по очертаниям похожий на НИС «Аметист». Были две попытки выяснить, что же покоится на дне. Но первая, по словам директора КамчатНИРО Олега Лапшина, была крайне плохо подготовлена. Для второй попытки СахНИРО выделил судно и подводный аппарат среднего типа. Но залив Шелихова – крайне неблагоприятный район не только для рыбалки, но и для других подводно-технических работ из-за очень сильных течений. Подводный аппарат просто не смог уйти на глубину – течением начало «парусить» кабель, и утяжеление аппарата справиться с этой проблемой не помогало (к тому же были опасения обрыва кабеля, если аппарат и дальше утяжелять). Также были трудности с определением места судна, поскольку на Дальнем Востоке судов с точной системой позиционирования просто нет.

Сейчас начата подготовка к третьей попытке исследования объекта, лежащего на дне залива Шелихова. По словам Олега Лапшина, подписан договор на ведение работ там научно-исследовательского судна ТИНРО-Центра. Достигнута договоренность с управлением аварийно-спасательных работ ТОФ о выделении тяжелого подводного аппарата гаражного типа. Изготовлены специальные якоря, разрабатывается система позиционирования, чтобы зависнуть над объектом и идентифицировать его. В конце апреля подводный аппарат уже должен находиться на борту НИС во Владивостоке, а 2–3 мая оно должно выйти в Охотское море. На месте предполагаемой гибели «Аметиста» аппарат должен работать 3–4 дня. На дно опускается контейнер, из которого выйдет подводный аппарат, с помощью видеокамер исследующий объект.

Долгое время родственники членов экипажа не хотели признавать гибель своих родных. Спустя год после трагедии лишь 13 семей из 23-х согласились с этим фактом. В отношении других руководство КамчатНИРО, как работодатель, подало коллективный иск в суд о признании членов экипажа «Аметиста» умершими.

- Несмотря на трагедию, – продолжил Олег Лапшин, – родственникам погибших моряков необходимо продолжать жить: растить детей, учить их. И в суд мы обратились исключительно ради них – признание факта гибели позволит родственникам получить причитающиеся им компенсации и страховку.

Ранее, не дожидаясь решения суда, родственникам членов экипажа «Аметиста» из краевого бюджета была выделена материальная помощь – по 250 тыс. рублей.

В этом году начнется строительство часовни в память о моряках и рыбаках, не вернувшихся из моря, сказал губернатор Владимир Илюхин. Два раза уже были попытки сбора средств и начала строительства такой часовни и оба раза – неудачно. Губернатор думает, что на этот раз планы будут реализованы. Сюда же будут перенесены памятные доски, которые находятся на Аллее флота, поскольку она, считает Владимир Илюхин, сейчас не очень приспособлена к проведению памятных мероприятий. Также вместе с депутатами краевого парламента принято решение о том, чтобы в марте принять краевой закон об установлении единого дня памяти о погибших моряках и рыбаках.

Максим ТРУШ.