Газета «Рыбак Камчатки»

Кого выбирает море?

- Удивительно, но мою судьбу еще в детстве предсказали. Мне тогда зашить что-то надо было, и я длинную-предлинную нитку в иголку вдел (неохота было несколько раз с короткими возиться). А сестра моей тети посмотрела на меня внимательно и сказала: «Далеко поплывешь… Дальняя дорога будет». Это я теперь, вспомнив данный эпизод из жизни, понимаю, что она все предвидела наперед.

Так рассуждает о своей судьбе Виктор Павлович Забелин – человек, всю свою жизнь посвятивший морям. Он не считает свой путь особенным. Но вспоминает о прожитых годах не без благодарности и тайной грусти.

Раз и навсегда

Виктор, как и многие ребята того времени, на работу пошел рано – в 15 лет. После учебы в ремесленном училище работал на ковровском военном заводе имени Дегтярева, где приходилось точить детали для оружейников. Там, кстати, жил и трудился Калашников, впоследствии прославившийся на весь мир своим автоматом. Но и тяга к новым знаниям была для Виктора нечуждой, поэтому он без отлагательств поступил в вечернюю школу рабочей молодежи там же – в городе Ковров Владимирской области.

- А потом пришло время армии. Сначала нас на полгода отправили в Казахстан, где мы убирали зерно на полях – в конце 50-х был дан клич осваивать целину. Вот мы и осваивали. По 18–20 часов работали, спали по 4–6 часов в сутки! – с задумчивой улыбкой вспоминает Виктор Забелин. – А затем нас эшелоном перебросили в Приморский край. И после года обучения в танковом батальоне (я, кстати, был командиром танка) кинули на Сахалин осваивать боевую технику в тяжелых условиях. Там так снегом заметало – на Камчатке такого не видывал!

А затем, по возвращении в родной Ковров, встал вопрос о выборе дальнейшего пути – нужно учиться, но на кого? В кармане после армии ни гроша… Тогда Виктор занял у знакомых 200 рублей и заплатил за подготовительные курсы в Московском машиностроительном институте. Но учиться заочно 6 лет и работать где-то надо – стали грызть сомнения: «Потяну ли все это? И мой ли это путь вообще?» Но судьба, как это часто бывает, неожиданно помогла все разрешить. Друг предложил Виктору поступить в Мурманское высшее мореходное училище. Там и кормят, и одевают, и стипендию дают… Да и вообще интересно – морская специальность полна романтики. Выбор, впоследствии определивший весь жизненный путь будущего стармеха, был сделан. Раз и навсегда.

- Ехали мы тогда часть пути до Мурманска на крыше поезда, – смеется мой собеседник. – Как сейчас помню: черные, как черти, от дыма, что нам прямо в лицо дует! Но счастливые, молодые… А потом все же в поезд нас пустили, и мы ехали вместе с бывалыми моряками. Мы, 20-летние парни, расспрашивали их о суровых морских буднях, а они нас поправляли: «Не Мурманск, а Мурманск!»…

И рассказывает Виктор Павлович все это с таким воодушевлением, словно стерлись все придуманные человечеством границы между прошлым и настоящим. И смеются двадцатилетние глаза под мохнатыми бровями доброжелательного человека. Прошлое – бессмертно, а значит, живо навсегда.

Пять лет учебы и практики на БМРТ, которая проходила в ловле сельди между айсбергами, пронеслись как один день.

- А после окончания учебы нам, как молодым специалистам, дали направление на Камчатку в Камчатрыбпром (затем – Океанрыбфлот). Так сюда и попал: думал на 3 года, а получилось на всю жизнь, – задумчиво рассуждает Виктор Павлович. – Друг остался в училище преподавать, а мне хотелось практики, попробовать себя в бою, поэтому я и пошел на флот. И тут начались морские походы…

Начинал Виктор Забелин с должности четвертого механика на БМРТ «Восход». Так, за 40 лет морей дорос до стармеха. А старший механик, по словам Виктора Павловича, – второй человек после капитана. Другими словами, ответственность на нем лежит порою просто колоссальная (особенно если учесть 75–100 человек экипажа!). Да и случаи из трудовой жизни бывалого моряка говорят об этом более чем красноречиво.

- Да, штормы морские забыть невозможно. Ветер, огромные волны, судно как будто идет вперед, но его одновременно относит назад, поэтому складывается впечатление, что просто стоишь на месте, – рассказывает бывалый стармех. – И в такие моменты приходилось выручать товарищей. Представьте, шторм под 6 баллов, а тебе надо больного на базу в срочном порядке доставить. Вот опускаешь шлюпку, на нее носилки с человеком и поплыли… А если винт оголится, то мотор может и остановиться от отсутствия нагрузок. Жутко бывало, но надо – значит надо.

Больше чем судьба

Что и говорить, попутешествовать ветерану морского флота выпало немало. Новая Зеландия с аккуратными строениями, удивительная Канада, Индия со слонами и голодными детьми, которых подкармливали русские моряки и шпыняли американские… Все моря и океаны земного шара за 40 лет морских странствий прошел Виктор Забелин со своими товарищами. Но один рейс оставил особенно яркий след в воспоминаниях моряка:

- Примерно в 1980 году мы шли на криль в Антарктиду. Судно наше было довольно старенькое. Но сначала мы удачно обходили льды и айсберги, то и дело встречавшиеся нам на пути. Однако неожиданно мне доложили, что произошла авария, – лопнул картер главного двигателя, откуда стремительно стало утекать машинное масло. Возвращаться – нет смысла, так как на месяц ходу масла бы не хватило. И вообще было непонятно, на сколько времени его хватит, – запасы стремительно истощались. Было решено остановиться на ремонт, заварить трещину и залить в картер масло, которое, вытекая, скопилось в днище судна. Но тут меня вызывает к себе на капитанский мостик капитан Владимир Кузьмич Косолапов и сообщает: «На нас идет большой айсберг. Что будем делать?» Сначала, конечно, была паника. Никто не хотел умирать и губить экипаж. А вызывать ближайший пароход на помощь – это 9 часов ходу до нас! И тут пришла идея – вытащить на воду 2 моторные шлюпки и оттащить ими судно в сторону – пока айсберг не пройдет. Так мы и сделали.

Но и на этом история не кончилась. Однажды судно на время все той же рыбалки пришвартовалось к ледяным берегам Антарктиды, откуда прямо на палубу стали взбираться пингвины, оказавшиеся на редкость дружелюбными существами. Они с благодарностью принимали рыбные гостинцы из человеческих рук. Пока люди вдруг не осознали, что вновь попали в беду. Пробитый ранее путь снова затянуло ледяной коркой, и капитан боялся, что они, закованные в белый плен, не смогут развернуться, чтобы взять обратный курс. А это означало погибнуть во льдах. Но непривыкшие сдаваться, камчатские рыбаки все-таки решили рискнуть. Разворачивались еле-еле, часа четыре, борясь за каждый сантиметр и… справились.

- В такие моменты сполна ощущаешь весь груз наваливающейся на тебя ответственности, – говорит Виктор Павлович. – И эта мысль: неужели мы не справимся? Неужели погибнем? Наверное, в такие часы становится больше седых волос. Так нам запомнилось море Росса.

Большую часть жизни Виктора Забелина занимала и общественная деятельность. Что ж, лидерские качества не остались невостребованными.

Сначала в Океанрыбфлоте выбрали председателем управления молодых специалистов – приходилось решать бытовые вопросы молодежи, приезжавшей на полуостров из разных уголков России. А ведь прибывали с семьями, детьми, которым первое время приходилось жить не в самых комфортным условиях.

- И это еще что! Тогда членов экипажа с высшим образованием обязывали прямо во время рейсов обучать рыбаков, порою имевших лишь 5–7 классов общеобразовательной школы – чтобы они потом могли получить аттестат о среднем образовании, – добавляет стармех. – Этим я после вахт и занимался. Поспал оставшиеся 4 часа – и снова вахта, а потом преподавание…

Конечно, как бы ты ни любил свою профессию, а находиться по 6–8 месяцев в море (с перерывом между рейсами в месяц) – тяжело, с этим не поспоришь. Тяжело не только рыбаку, но и близким, которые обречены на постоянное ожидание… Что ж, судьба близких моряка – тоже особенная. «Особенная» – часто означает непростая, понуждающая на мужество. Наверное, в этом и заключается красота таких судеб…

Но и на пенсии о покое для Виктора Забелина не могло быть речи. Знакомая пригласила поработать на БМРТ «Серов» инструктором плавсостава по технике безопасности. Так еще 2 года, инструктируя экипаж, проработал старшим механиком.

Потом и другие предприятия звали к себе на ту же должность. Но всему свое время, и мудрый человек это принимает. К тому же, у энергичного и жизнелюбивого стармеха появились новые – не менее занимательные заботы – внуки, дача и катание на лыжах в компании с супругой.

А море? Море – это больше чем просто судьба. Это почти нематериальная стихия, которая навеки с моряком, в его усердном, благодарном, задумчивом сердце.

Дарья ЧЕРНЕНКО.