Газета «Рыбак Камчатки»

Итоги ОМЭ 2012 года: взгляд камчатских ученых

9 апреля завершилась одна из самых крупномасштабных отечественных путин – Охотоморская минтаевая. Специалисты КамчатНИРО традиционно принимали активное участие в ее информационном обеспечении. Еще задолго до старта путины совместно с учеными ТИНРО-Центра, МагаданНИРО и СахНИРО был подготовлен путинный прогноз: «Охотоморский минтай – 2012».

Как и в 2011 г., данные, собираемые наблюдателями от разных институтов на промысловых судах, ведущих специализированный траловый лов, передавались в ТИНРО-Центр. Сводная информация от всех институтов, дополненная анализом гидрометеорологической обстановки, еженедельно озвучивалась на селекторных совещаниях, проводимых ФАР. Специалисты КамчатНИРО на этом совещании отдельно представляли оперативную сводку о ходе снюрреводного промысла на Западно-Камчатском шельфе, в тихоокеанских водах Восточной Камчатки и Северных Курил.

В 2012 г. в связи с общим снижением запасов минтая в северной части Охотского моря ОДУ еще больше снизился по сравнению с 2011 г. (920 тыс. т) и составил 862 тыс. т. Порядка 799 тыс. т, или 92,7% ОДУ выделено для освоения в режиме промышленного рыболовства (в ИЭЗ РФ); 61 тыс. т, или 7% – прибрежное рыболовство (в территориальном море и внутренних морских водах РФ). Незначительные объемы зарезервированы для научно-исследовательских работ.

Промысел минтая в северной части Охотского моря имеет четко выраженный сезонный характер, связанный как с действующими Правилами рыболовства, так и во многом с экономическими причинами, в частности рентабельностью лова. Наибольший вылов традиционно приходится на специализированный траловый лов, который в Западно-Камчатской и Камчатско-Курильской подзонах разрешен с 1 января до 1 апреля, а в Северо-Охотоморской – 10 апреля (так называемый сезон «А») и далее с 16 октября – в подзоне 61.05.1, со 2 ноября – в 61.05.2 и 61.05.4 – до конца года (сезон «Б»). Лов ведется за пределами основных районов воспроизводства и концентраций молоди. Принимая во внимание высокую рентабельность лова за счет производства дорогостоящей икры, наибольшее предпочтение промышленниками отдается сезону «А», тогда как в осенне-зимний период интенсивность вылова невысока (в 2011 г. – 6,1%) из-за низкого выхода икры, большого прилова молоди. Тем не менее для предприятий, по каким-либо причинам не успевшим освоить квоты в январе–апреле, существует хорошая возможность сделать это в конце года.

Снюрреводный промысел – второй по значимости после тралового вид лова, наиболее развит у Западной Камчатки. Ведется он практически круглогодично, однако наибольший вылов опять-таки по экономическим причинам в последние годы приходится на первые три месяца года, и ведут его в основном среднетоннажные суда типов РС, СТР и СРТМ.

В январе–апреле 2012 г. в путине участвовали 204 единицы добывающего флота, принадлежащие 110 предприятиям из 6 дальневосточных регионов, отработано около 9,3 тыс. судо-суток, выполнено 21,4 тыс. тралений. В отдельные дни суммарный вылов всей флотилии достигал 12,1 тыс. т, а в среднем составлял 7,7 тыс. т – несколько ниже аналогичных показателей прошлого года.

Всего в сезон «А» в трех подзонах северной части Охотского моря было добыто около 770,1 тыс. т минтая (за аналогичный период прошлого года – 847,9 тыс. т), или 89,3% ОДУ (в 2011 г. – 88,8%). Из этого объема 718,5 тыс. т (в прошлом году – 764,9 тыс. т) добыто во время специализированного тралового лова в ИЭЗ РФ, порядка 50,4 тыс. т (в 2011 г. – 48,7 тыс. т) – снюрреводами в основном на Западно-Камчатском шельфе как в режиме прибрежного, так и промышленного рыболовства. Если порядка 25 тыс. т минтая будет добыто в летне-осенний период на других видах промысла, на сезон «Б» останется около 67 тыс. т. Есть все основания надеяться, что освоение ОДУ минтая будет не ниже уровня прошлого года – 97,9%.

В целом Охотоморская минтаевая путина в 2012 г. проходила по достаточно стандартному сценарию, тем не менее были и особенности. Количество предприятий и добывающих судов постепенно увеличивалось, достигнув максимума в марте – 184 и 92 соответственно. В этом же месяце было сделано максимальное количество промысловых операций (3,7 тыс. судо-суток), достигнут наибольший вылов (307,6 тыс. т). Связано это с тем, что в марте, как правило, все предприятия, имеющие квоты, уже приступают к промыслу, возрастает результативность лова за счет образования плотных преднерестовых скоплений, увеличивается рентабельность промысла из-за высокого выхода икры.

Что касается районов промысла, то традиционно в январе путина проходила в основном у Юго-Западной Камчатки, где минтай раньше, чем в других районах, образует пригодные для облова скопления. Суммарный вылов вида за месяц в подзоне 61.05.4 составил 108,469 тыс. т, в т. ч. 108,3 тыс. т (99,9% общего вылова) освоено на специализированном траловом промысле и лишь 0,1 тыс. т – снюрреводном. Последнее связано с действовавшим до 5 февраля запретом на этот вид лова в данной подзоне в январе–апреле.

В результате акцент снюрреводного промысла сместился на Западно-Камчатскую подзону, при этом результативность лова была выше прошлогодней. В подзоне 61.05.2 в январе минтай также был основным объектом лова. Его добыто 31,819 тыс. т (освоение ОДУ – 10,4%), в т. ч. 18,8 тыс. т – на специализированном траловом промысле, 12,996 тыс. т – снюрреводном. В подзоне 61.05.1 объемы изъятия минтая в январе были не велики. Всего на траловом и снюрреводном видах промысла за месяц добыто 5,1 тыс. т (освоение ОДУ – 1,6%) – почти на порядок ниже показателя за аналогичный период прошлого года (43,466 тыс. т).

В феврале интенсивность вылова минтая во всех районах промысла в северной части Охотского моря возросла, однако по-прежнему основным районом лова оставалась Камчатско-Курильская подзона. За месяц здесь добыто около 124 тыс. т минтая. В Западно-Камчатской подзоне неплохая промысловая обстановка в феврале сложилась на акватории между 56 и 58 параллелями. Всего за месяц выловлено порядка 51,6 тыс. т минтая. Существенно возросла интенсивность промысла в феврале и в Северо-Охотоморской подзоне. Промысел велся на акватории, граничащей с Камчатско-Курильской подзоной, и в районе к западу от желоба Лебедя. Общий вылов за месяц составил 83,5 тыс. т.

В марте районы промысла значительно расширились, а акцент вылова сместился на Западно-Камчатскую подзону. Промысел минтая здесь велся вдоль всей запретной линии, но наиболее интенсивно – к северу от 57-й параллели вплоть до горла залива Шелихова. Суммарный вылов за месяц составил 139,2 тыс. т. На втором месте по общему вылову минтая в марте была Северо-Охотоморская подзона – 126,7 тыс. т. Наиболее интенсивный промысел велся в районе 52-й параллели, западнее желоба Лебедя и в притауйском районе. В Камчатско-Курильской подзоне районы промысла остались те же, однако интенсивность вылова снизилась по сравнению с февралем почти в 3 раза – до 41,7 тыс. т.
К числу особенностей нынешней путины можно отнести значительное увеличение интенсивности промысла минтая в Западно-Камчатской подзоне по сравнению с путинами прошлых лет. Напомним, что, как и в 2010–2011 гг., в 2012-м в подзонах 61.05.2 и 61.05.4 разрешен вылов в счет общего ОДУ, равного 548,1 тыс. т. В итоге к концу марта суммарный вылов минтая в этих районах составил около 496,8 тыс. т, или 90,6% ОДУ. При этом если в 2010 г. на Камчатско-Курильскую подзону пришлось 81,5% общего вылова вида у Западной Камчатки, в 2011 г. – 69%, то в 2012 г. – 55.

Три сотрудника лаборатории морских промысловых рыб КамчатНИРО работали в экспедиции практически с первых дней ее начала. Общими усилиями наблюдателей со всех дальневосточных отраслевых институтов собраны данные во всех основных районах промысла минтая. Огромный массив промысловой и биостатистической информации еще предстоит обработать и тщательно проанализировать, однако некоторые предварительные итоги уже можно подвести.

В Камчатско-Курильской подзоне качественный состав минтая в траловых уловах на протяжении всей путины традиционно был достаточно стабильным и благоприятным для производства всех видов продукции, особенно филе. При этом если в январе основу уловов составляли особи длиной 39–44 см при среднем значении 41 см, то в феврале–марте – 41–47 см и 43,9 см соответственно. Средняя доля рыб непромысловой длины (менее 37 см) в первом случае не превышала 17%, во втором – 9%. В снюрреводных уловах в феврале–марте на шельфе доминировали рыбы тех же размерных групп, что и в траловых уловах, но было меньше малоразмерных особей. Соответственно, средняя длина рыб оказалась выше – 45 см. Доля рыб менее промысловой меры была невысока (не более 2%).

Достаточно благоприятным был количественный и качественный состав уловов минтая и в Северо-Охотоморской подзоне. Как и в предыдущем районе, в марте–апреле основу траловых уловов составляли рыбы размерных групп 40–46 см, а средняя длина была равна 43,6 см.

К числу особенностей прошедшей путины можно отнести повышенный выход икры. По нашим данным, уже в январе биологический выход достигал 4,4% вместо разрешенных 2,7%, феврале – 5,2% (вместо 4%), марте – 6,4% (вместо 5%). В ситуации, когда икры в избытке, чтобы не выйти за установленные Правилами рыболовства рамки, отбираются наиболее ценные сорта продукции.

В заключение хочется выразить благодарность руководству и экипажам судов предприятий: ОАО «Океанрыбфлот» (БАТМ «Иртышск»), ООО «Камчатимпэкс» (РТМК-С «Василий Каленов»), ОАО «Рыболовецкий колхоз им. Бекерева» (ПЗ «Святой Владимир»), принявших сотрудников КамчатНИРО для проведения исследований на промысле минтая в Охотском море. В результате мы располагаем полным объемом необходимой биостатистической информации, которая ляжет в основу оценки запасов охотоморского минтая и прогноза ОДУ на 2014 г.

И. о. заведующего лабораторией морских промысловых рыб КамчатНИРО Александр ВАРКЕНТИН.

газета "Рыбак Камчатки"