Газета «Рыбак Камчатки»

Андрей МИРОНЕНКО:"Труд капитана - это, прежде всего, ответственность"

В этом году лучшим судоводителем края признан капитан-директор ЗАО «Акрос» Андрей МИРОНЕНКО. Мой собеседник отдал морям 13 лет жизни, но часто любит повторять, что капитан он совсем еще молодой и вообще обычный рыбак. Однако уже после нескольких минут общения понимаешь, что это человек, однажды осознанно сделавший профессиональный выбор, хорошо знающий свое дело и, без сомнения, умеющий побеждать.

- Андрей Григорьевич, расскажите, как связали свою жизнь с морем.

- Я родился в 1973 году в поселке Рыбачий. Потом с 7 до 17 лет жил в Запорожье на материке. А после окончания средней школы вернулся на Камчатку поступать в мореходное училище. Сначала хотел стать военным, как отец. И даже думал учиться в Ленинграде в нахимовском училище. Но уже там, приехав сдавать вступительные экзамены, понял, что это совершенно не мое, и военным я не стану. А так как отец был офицером ВМФ, я все равно решил связать свою жизнь с морем. И поступил на судовождение.

- Учиться на моряка было престижно?

- Конечно. Получилось, что учился я в два захода. Сначала получил среднетехническое судоводительское образование и решил, прервав через 4 года обучение, пойти поработать, чтобы прочувствовать морской труд на практике. Так я устроился работать в частную компанию третьим помощником капитана. Затем – в Корякгеолдобычу на краболов «Одиссей-1» вторым помощником капитана. А через 7 месяцев вернулся доучиваться в мореходку. В 1998 году «выпустился» инженером-судоводителем и сразу устроился в «Акрос» – до сих пор здесь и работаю, уже 13 лет.

- Капитан – главный человек на судне?

- Безусловно. На нем лежит вся ответственность за экипаж, судно. Прежде чем принять какое-то решение, нужно сто раз подумать, так как ошибки чреваты всевозможными последствиями. А вообще, от работы каждого моряка зависит общая слаженность работы, поэтому никого нельзя исключить из этой цепочки. Однако в итоге все равно спросят с капитана.

- А правду говорят, что капитан на судне обычно ведет себя довольно обособленно?

- Я бы так не сказал. Все равно приходится постоянно общаться. К примеру, с помощником по обработке мы по несколько раз в день разговариваем на предмет качества обработки рыбы. То же и со старшим механиком. Кроме того, есть и постоянный круг общения, где можно поговорить на темы, не касающиеся непосредственно работы. Однако это происходит не слишком часто, так как разговаривать на судне особо некогда. Какие могут быть разговоры, когда матросы работают по 12 часов? А я большую часть времени провожу на капитанском мостике, так что меня в каюте редко застанешь.

- Какой обычно у капитана график работы?

- Как правило, каждый капитан вырабатывает свой график. Тут все зависит от опыта помощников. Я, к примеру, позволяю себе отдыхать, когда вахту несет старший помощник капитана – человек, на которого можно положиться. Конечно, вахту третьего и второго помощника я всегда контролирую, поскольку уверен, что опыт работы приходит в общении, а я, находясь рядом, всегда могу что-то подсказать. К тому же, как молодой капитан, стараюсь все контролировать сам, поэтому в среднем на мостике провожу около 14 часов в сутки.

- Как часто приходится заниматься с молодыми ребятами?

- Довольно часто. Обычно сразу видно, кто из моряков еще «сырой». Тогда, конечно, приходится объяснять, показывать на собственном опыте. К тому же, молодые ребята и сами признаются, что основные знания они получают во время непосредственной работы. Правда, отношение у всех разное. Особенно это видно у выпускников, которые выходят на преддипломные практики. В одних сразу виден азарт. Они постоянно поднимаются на мостик, чтобы что-то спросить, уточнить, написать отчет о практике. А некоторые – вообще не приходят. И в принципе уже в этот период можно сказать, кто из них в будущем свяжет свою жизнь с морем, а кто нет.

- Сегодня в КамГТУ есть девушка, которая учится на судоводителя. Как вы считаете, насколько эта профессия перспективна для представительниц прекрасного пола?

- Я, к примеру, знаю, что в Приморье есть женщина-капитан. И это, конечно, неординарно. Потому что нужно обладать очень волевым и мужественным характером, чтобы управлять таким количеством мужчин. Скорее всего, лишь в единичных случаях женщина действительно способна с этим справиться.

- Некоторые думают, что единственная задача капитана – стоять на мостике…

- Круг его обязанностей гораздо шире. Капитан получает задачу от руководства на освоение определенного количества лимитов. И параллельно следит за тем, чтобы судно было своевременно подготовлено в рейс (отремонтировано, получило материально-техническое снабжение, укомплектован экипаж и т. д.). Затем всем экипажем приступаем к выполнению рейсового задания. Места и продолжительность лова, выбор способа переработки рыбы – задачи капитана. Много внимания приходится уделять качеству продукции, так как в последнее время очень ужесточились требования по данному пункту. Но главная задача – сохранить человеческие жизни и выловить рыбу, чтобы люди могли заработать.

- Вы допускаете, что однажды вам придется искать работу на берегу?

- Конечно, допускаю. Что уж там говорить, здоровья работа в море не прибавляет. К тому же, мало капитанов, которые в бравом состоянии доживают до преклонного возраста. Однако пока я готов работать и альтернативы на берегу, если честно, не искал.

- Зато молодежь ищет…

- Я считаю, что за последние годы интерес к морскому труду среди молодежи сильно упал. К примеру, когда я учился, две трети группы устраивались работать по специальности. Теперь – меньшинство. Во-первых, приоритеты поменялись, престиж профессии упал. Во-вторых, сегодня на полуострове открылось довольно много разных специальностей, а следовательно, и выбор будущих профессий увеличился.

- Значит, в рыбной отрасли существует проблема притока «свежей крови»?

- Особенно это стало заметно в последние 2–3 года. Если раньше мы легко справлялись своими силами, и люди, уходя в отпуск, возвращались, то сегодня все иначе. Многие – особенно молодые – уходят с концами, видимо, находят какую-то работу на берегу. И ситуации во всех компаниях примерно одинаковые. Повысить зарплату нет возможности, потому что просто неоткуда брать деньги. Поэтому сегодня активно привлекаются специалисты с материка. И все же жаль, когда уходят камчатские ребята, которых уже знаешь, на которых можно было всегда положиться…

- Наверное, в жизни моряка всегда есть неординарные случаи, которые испытывают его на прочность. Расскажите хотя бы один из них.

- В 2008 году (я тогда впервые вышел в море капитаном) мы работали на Курилах на промысле кальмара. Шли с тралом, и в это время портилась погода. Ситуация была еще не критическая, и мы могли без проблем пройти. Однако неожиданно произошел зацеп трала за скалистый грунт. Мы просто не могли сдвинуться с места – стояли, как привязанные! В то же время погода стремительно ухудшалась – ветер достигал скорости 28 метров в секунду! Безусловно, мандража было не избежать. Потому что люди знали, что делать, но не могли по независящим от них причинам. Я уже приял решение обрезать трал, но каким-то чудом через час борьбы с обстоятельствами нам удалось его выдернуть. Шторм был уже колоссальный, волны захлестывали палубу. Слава богу, все остались живы и здоровы! В такие моменты понимаешь, что можешь даже на 100% исключить все возможные риски, но все равно в любой момент может произойти нечто, от тебя не зависящее.

- Интересен ваш взгляд на ситуацию с «Аметистом»…

- Я знакомился с материалами дела, когда проходил в мореходке курсы переподготовки. И судить, конечно, сложно, так как виновников могло быть много. Однако мне в первую очередь непонятно, как капитан мог допустить ситуацию, при которой на судне не оказалось необходимых запасов топлива – жидкого балласта, призванного обеспечивать безопасность судна. А без топлива оно становится неустойчивым, особенно когда происходит обледенение… Хотя, конечно, не мне судить. Но вообще, любая подобная ситуация разбирается между капитанами, делаются выводы. Потому что каждый знает: с морем шутить нельзя.

- В таком случае какие качества, на ваш взгляд, море воспитывает в человеке?

- Думаю, люди, проверенные морем, – надежные ребята. На них можно всегда положиться. И если у кого-то что-то случается, все без разговоров оказывают помощь. Никого не приходится уговаривать – это я вам точно могу сказать.

- Чем увлекаетесь в свободное от работы время?

- В последние годы мне нравится отдыхать и работать на даче. И, конечно, всегда с нетерпением ждешь окончания рейса. Так приятно, когда родные встречают тебя у причала. Все же для моряка главное, чтобы было куда возвращаться.

Дарья ЧЕРНЕНКО.