Новости

Как разводят лосося и бюджет

Насколько эффективны действующие лососевые рыбоводные заводы? И не проще ли прежде чем строить новые предприятия, избавиться от заведомо убыточных и бесполезных ЛРЗ?

Эксперт WWF Александр Моисеев анализирует шаги, предпринятые российским правительством в направлении рационализации пользования морскими биоресурсами. Разбору подвергся раздел Федеральной целевой программы «Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009-2013 гг.», предусматривающий строительство и реконструкцию лососевых рыбоводных заводов на Дальнем Востоке.

«Программа помимо всего прочего предусматривает строительство и реконструкцию 58 рыбоводных заводов в 27-ми субъектах РФ. На Дальнем Востоке РФ планируются к постройке новые лососевые рыборазводные заводы, сокращенно – ЛРЗ: два на Камчатке (753,3 млн. руб.), два на Сахалине (417,9 млн. руб.) и один в Ванинском районе Хабаровского края (347 млн. руб.). Все указанные суммы – из федерального бюджета», – отмечает собеседник РИА Fishnews.ru.

Кроме того, предполагается масштабная реконструкция существующих заводов с увеличением объемов выпуска: по два завода в Приморье, Магаданской области и Хабаровском крае, один на Камчатке. На Сахалине реконструкции подвергнется один завод, на четырех планируется увеличение мощности за счет строительства дополнительных выростных прудов, и на трех построят плотины, чтобы гарантировать «плановое изъятие производителей».

Эти действия, вкупе с остальными, по мнению разработчиков программы, должны к 2014 г. увеличить уловы лососевых (с горбушей) на 15,5%, лососевых (без горбуши) – на 36,5%. Затраты на перечисленные работы в целом должны составить 4 055,8 млн. рублей. Это примерно треть всех затрат ФЦП на строительство и реконструкцию объектов аквакультуры по стране. «Есть ли связь между затратами и целями?» – задается вопросом эксперт WWF. И каким образом можно определить эффективность нового ЛРЗ, если цифры планируемого возврата рыбы у разных оценщиков могут отличаться в десятки раз?

«В Программе есть «Ожидаемые результаты на год внедрения» по каждой из строек. Есть-таки возможность оценить деятельность? Нет, перечисленные результаты поражают однообразностью формулировок – «увеличение выпуска молоди». Давно уже ученые разных стран требуют не считать «выпуск» результатом. Это лишь один из показателей работы, далеко не главный в таком сложном деле, как попытка имитировать природу. Все равно, что на птицефабрике будут радоваться – не важно, что цыплята передохли, зато почти из каждого яйца вылупились! У нас, однако, успешность пастбищного лососеводства до сих пор привязана к количеству выпущенной молоди, которая, возможно, погибнет тут же, не успев скатиться в океан», – говорит Александр Моисеев.

По его словам, улучшать и совершенствовать технологию производства необходимо. Только делать это нужно не ради самого процесса, но имея в виду позитивный результат. Каким образом собираются оценивать связь ЛРЗ с увеличением улова, а не с чем угодно другим, если будет, как уже бывало, урезано финансирование научно-исследовательских работ? На ряд лососевых заводов икру приходится завозить из других водоемов, подрывая популяции этих рек. Отсюда не только полное отсутствие какой-либо пользы, но и на лицо существенный вред, наносимый деятельностью ЛРЗ природным популяциям.

Между тем мировой опыт пастбищного разведения лососей говорит о его экономической целесообразности. Япония на 90% заводами себе уловы лососевых обеспечивает, Аляска – на 31%. Значит, мы просто что-то не так делаем? Может, пора себе в этом признаться? «Возможно, не реконструировать с повышением мощности нужно эти заводы, как предлагает Программа за 358,1 млн. рублей, а закрыть неэффективные? После ревизии деятельности, конечно, с привлечением независимых экспертов», – предлагает эксперт.

Полный текст размещен в рубрике «Крупным планом» на сайте РИА Fishnews.ru

НазадМетки: аквакультурадальний востокикракамчаткалососьмагаданская областьправительствосахалиняпония
Поиск по дате / Календарь новостей
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • 31