Новости
Олег БРАТУХИН

Минпромторг подготовил программу провала

Новая программа развития судостроения до 2030 г., как и прежняя стратегия от Минпромторга, не только не будет выполнена, но и нанесет непоправимый вред развитию и судостроительной, и рыбной отраслей, уверен эксперт в области судостроения Олег Братухин.

В России практически нет гражданского судостроения и полностью отсутствует сегмент строительства сложных специализированных судов – вершины гражданского судостроения, констатирует председатель совета директоров ЗАО «Русская пелагическая исследовательская компания», ЗАО «Морская инженерная компания» Олег Братухин. Поэтому, полагает он, следует говорить не о развитии отечественного судостроения, а о его создании , «особенно когда мы говорим об узком высокотехнологичном секторе строительства самой сложной гражданской техники, к которой относятся и рыболовные суда».

- В связи с тем, что практически все суда на российских верфях строятся по проектам зарубежных КБ, а производство основных видов судового оборудования в стране отсутствует, можно констатировать следующее: российское судостроение занимается фактически строительством корпусов и монтажом на них импортного оборудования.

Сегодня наша судостроительная отрасль не просто не конкурентна, она осталась практически в позапрошлом веке: ведь удельная трудоемкость ее производства в 3-5 раз выше, чем за рубежом, а продолжительность постройки судов в 2-2,5 раза больше. Это характеристика отрасли, которая дана в «Стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу» (утверждена 6 сентября 2007 года). Если к этим данным приплюсовать высокую стоимость долгосрочных российских заемных средств для покупателя и использование лизинговой схемы приобретения рыболовных судов, то общая стоимость российского рыболовного судостроительного проекта будет выше зарубежного аналога на 70-80-100%, - обрисовал ситуацию собеседник РИА Fishnews.ru.

По словам эксперта, сегодня не более десятка судостроительных предприятий в России занимаются граждански флотом: «Адмиралтейские верфи», «Красное Сормово», «Окская верфь», «Выборгский судостроительный завод», «Ленинградский судостроительный завод «Пелла», «Балтийский завод», «Онежский судостроительный завод», «Ярославский судостроительный завод», «Невский судостроительно-судоремонтный завод». Это те верфи, которые еще строят хотя бы несколько судов в год на одно построечное место: главным образом, продуктовозы, танкеры высоких ледовых классов, ледоколы, среднетоннажные сухогрузные и наливные суда и буксиры. «Суммарно же наш общий объем производства во много раз меньше, чем строит одна современная зарубежная верфь», - отметил Олег Братухин.

- Известно о начале строительства на заводе «Пелла» 47-метрового ярусолова и неудачной попытке ОСК, несмотря на заключение контракта в 2011 году, начать строительство корпуса 120-метрового (именно корпуса, поскольку фактическое строительство должно было быть на зарубежной верфи) траулера-завода для добычи минтая. Это крайне дорогостоящее, неоптимальное во всех отношениях, неликвидное судно, имеющее значительные риски при работе в нашей экономической зоне и не удовлетворяющее современным стандартам промысла.

Если к этому добавить морально устаревшее и физически изношенное оборудование, устаревшие технологии, отсутствие проектного менеджмента, общий дефицит профессиональных кадров, совершенно устаревшую организацию производства и технологические схемы строительства судов, то станет понятно, почему, по нашему мнению, необходимо говорить о создании нового сегмента отечественного судостроения, - привел доводы эксперт.

Пока же государственные усилия последних лет, направленные на модернизацию отрасли, не дали результата, отметил собеседник информагентства. Так, в 2011 г. Счетная палата провела проверку использования средств федерального бюджета, выделенных для развития отечественного судостроения в предыдущие годы. В рамках «Стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу» от 2007 г. были выделены три программных периода, ближний из которых, рассчитанный до 2010 г., закончился. Планировалось увеличить годовой объем выпуска продукции судостроения в полтора раза, должны были быть выполнены широкомасштабные работы по разработке новых технологий в сфере гражданского судостроения, разработаны конкурентоспособные перспективные проекты и т. д.

«Результат плачевный. Десятки миллиардов рублей потрачены впустую, цели не достигнуты, задачи не выполнены. Ответственность за это Счетная палата возлагает на Минпромторг, со стороны которого осуществлялся «низкий уровень контроля при использовании средств федерального бюджета». Провалив первый этап «Стратегии», Минпромторг разработал новую государственную программу развития судостроения на период с 2013 по 2030 годы, которая и была представлена на заседании Правительства Российской Федерации 8 ноября 2012 года. Именно она предусматривает разработку механизма выделения квот под строительство рыбопромысловых судов на российских верфях.

Все идет к тому, что и новая программа, как и предыдущая Стратегия развития судостроительной промышленности, не только не будет выполнена, но и нанесет непоправимый вред развитию и судостроительной, и рыбной отрасли, - уверен Олег Братухин. - Особенно если квоты будут переданы ОСК. Неконкурентоспособные предприятия, с устаревшими технологиями, оборудованием и устаревшим мышлением не смогут создать ничего конкурентоспособного».

Огромный урон при таком подходе будет нанесен и рыбной отрасли, отметил председатель совета директоров ЗАО «Русская пелагическая исследовательская компания», ЗАО «Морская инженерная компания»: Россия остается аутсайдером среди ведущих рыболовных стран, с малой эффективностью осваивая собственные биоресурсы и гарантированно проигрывая борьбу за биоресурсы в глобальном масштабе.

РИА Fishnews.ru


НазадМетки: правительствосудостроение

Похожие новости

29 ноября 2012 года

Посетителей «Мирового океана 2012» ждут сюрпризы

В Москве стартует II Международная комплексная выставка судостроения, использования и исследования водных ресурсов «Мировой океан 2012». Организаторы форума подготовили для гостей и участников насыщенную деловую и развлекательную программу.

27 ноября 2012 года

«Мировой океан 2012» предлагает обсудить развитие рыболовного судостроения

29 ноября в Москве, в МВЦ «Крокус Экспо», откроется II Международная комплексная выставка судостроения, использования и исследования водных ресурсов «Мировой океан 2012».

КМНС пожертвовали квотами ради сохранения рыбных запасов

Одна из родовых общин Камчатки решила отказаться от квот на добычу чавычи в пользу спортивного рыболовства. По словам председателя общины, такая инициатива вызвана желанием сохранить популяцию этой рыбы, а также содействовать развитию туризма в крае.

Силовики объединят усилия против браконьеров

На Ямале подвели итоги охраны водных биоресурсов во внутренних морских водах Карского моря в 2012 г. В рамках окружной программы власти намерены ужесточить меры противодействия браконьерству.

26 ноября 2012 года

Минтранс работает над доступностью перевозок

В Правительстве обсудили проект программы по развитию транспортной системы на период с 2013 по 2020 гг. В планах – строительство новых железнодорожных линий и автомобильных дорог, а также увеличение производственной мощности морских портов.

Фактический вылов лосося разошелся с прогнозом

Подводя итоги путины на Дальневосточном бассейне, участники ДВНПС вновь подняли проблему недостаточного финансирования исследований отраслевой науки. Это является основной причиной расхождения между прогнозом и фактическим выловом.

Лента новостей

17 августа 2017 года

ФАС оценила административные барьеры для рыбы

По мнению Федеральной антимонопольной службы, устранение административных барьеров приведет к снижению себестоимости рыбной продукции. Новые предложения по ограничению роста цен на рыбу направлены в администрацию президента.

Ведомствам поручили помогать Волге

Премьер-министр Дмитрий Медведев дал ведомствам поручения по сохранению и рациональному использованию Волги. В числе задач – финансирование приоритетного проекта по оздоровлению реки и увеличение численности инспекторов рыбоохраны.

Росрыболовство форсирует восстановление омуля

В этом году в воспроизводстве омуля будут задействованы три байкальских рыборазводных завода Федерального агентства по рыболовству. Объемы инкубации икры планируется увеличить почти в 7 раз по сравнению с прошлым годом.

16 августа 2017 года

Премьер поторопил с законом о возмещении ущерба рыбным запасам

Глава правительства Дмитрий Медведев поручил министерствам завершить согласование законопроекта, позволяющего заменять возмещение ущерба, нанесенного водным биоресурсам, в натуральной форме денежной компенсацией.

СМИ Южной Кореи сообщили о проблеме с промыслом в российских водах

Южнокорейская пресса пишет, что добыча кальмара в исключительной экономической зоне России начнется с задержкой. Причиной названа неготовность судна к размещению контролеров из РФ.

Начальник ЦСМС ответит на вопросы судовладельцев

Руководитель Центра системы мониторинга рыболовства и связи Артем Вилкин в рамках поездки на Дальний Восток в конце августа – сентябре проведет встречи с рыбопромышленниками и представителями отраслевых ассоциаций.

Запасы Енисея пополнили хариусом и сигом

Около 800 тыс. мальков хариуса выпустили в Енисей в нижнем течении вблизи города Дудинка. Также в реку отправили примерно 600 тыс. мальков сига на Прутовском мелководье в районе Енисейска.

Рыбе уделят больше места на ВЭФ

На Восточном экономическом форуме, который пройдет в столице Приморья в сентябре, будет представлен объединенный стенд рыбопромышленников и Росрыболовства. По сравнению с прошлым годом, площадь экспозиции увеличится вдвое – до 120 квадратных метров.

Зарубежные поставщики слишком щедро глазируют рыбу

За полгода в России снято с продажи более 3 тыс. партий рыбы и морепродуктов. Наиболее частые причины - нарушение сроков реализации и условий хранения, несоответствие требованиям по глазури и отсутствие маркировки.

На Сахалине обновили правила поддержки производителей консервов

Порядок предоставления субсидий на возмещение затрат, понесенных предприятиями рыбохозяйственного комплекса на производство консервов из водных биоресурсов, утвержден постановлением правительства Сахалинской области от 11 августа 2017 г. № 371.

Поиск по дате / Календарь новостей
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30