Новости

Судостроению быть

При продуманном подходе к вопросу развития отечественного судостроения, с учетом имеющихся возможностей и привлечения мирового опыта, Россия может получить конкурентоспособный высокотехнологичный сектор гражданского судостроения, полагает эксперт в области судостроения Олег Братухин.

В нынешнем варианте новая программа развития судостроения до 2030 г. способна нанести серьезный вред развитию и судостроительной, и рыбной отрасли , но у России есть все возможности для того, чтобы иметь свой конкурентоспособный сектор технически сложного гражданского судостроения, уверен председатель Совета директоров ЗАО «Русская пелагическая исследовательская компания», ЗАО «Морская инженерная компания» Олег Братухин. Однако для этого нашим рыбакам и нефтяникам необходимо осознать один из принципов развития национальных экономик, который работает и в условиях ВТО, – деятельность, базирующаяся на национальных ресурсах, должна осуществляться национальными компаниями с использованием техники, произведенной на национальных предприятиях, добавил собеседник РИА Fishnews.ru.

Для того чтобы не получилось в очередной раз подтвердить на практике принцип «хотели как лучше, а получилось как всегда», российское судостроение необходимо развивать с учетом имеющихся возможностей и мирового опыта. В этом случае даже существующие недостатки можно грамотно вписать в рабочий план отрасли, что в итоге позволит выйти отечественному гражданскому флоту на конкурентный уровень:

- Безусловно, Россия обязана иметь конкурентоспособный высокотехнологичный сектор гражданского судостроения и войти в элитный клуб судостроителей, поскольку именно этот сектор является лакомым кусочком всех судостроителей в мире, где тонна тоннажа в несколько раз дороже, чем в обычном транспортном судостроении. Мы имеем для этого возможности.

Представляется, что есть очень много аргументов, чтобы этой работой занимались относительно небольшие частные верфи. Впрочем, об этом прямо говорил и экс-президент ОСК – о том, что строительство рыболовных судов – это не рынок ОСК, корпорация не способна объемно и компетентно взяться за этот рынок», - отметил Олег Братухин.

Прежде всего с позиции общего судостроения рыбопромысловые суда относятся к малотоннажным судам, пояснил собеседник информагентства. «Подавляющее большинство – 99,9% судов имеют дедвейт до 8 тыс. тонн. Напомню, что обычно в судостроении к среднетоннажным судам относят суда с дедвейтом от 10 до 80 тыс. тонн, а к крупнотоннажным – суда дедвейтом от 100 до 300 тыс. тонн. Видимо, ОСК все-таки нацеливается на «среднетоннажное» и «крупнотоннажное» судостроение».

Во-вторых, убежден эксперт, нужно забыть о крупносерийной постройке:

- Крупные серии современных рыбопромысловых судов не строились нигде, кроме СССР, когда не думали об экономике их работы, а просто дотировали ее. Сегодня мировая практика свидетельствует о том, что современные рыбопромысловые суда строятся максимум мелкосерийно, а в подавляющем большинстве индивидуально (это не относится к совсем небольшим маломерным судам). Это объясняется тем, что за счет использования современных технологий проектирования и новых технических и технологических решений в судостроении влияние серийности постройки на стоимость судна резко упало, и сегодня, по данным OECD, себестоимость головного судна отличается от пятого в серии на 23%, а от десятого в серии на 34%. Все компании имеют разные объекты промысла, квоты, разные условия, выпускают разную продукцию, и поэтому понятно их желание строить наиболее оптимальное судно именно под себя даже с учетом относительно небольшого удорожания постройки, - привел данные председатель Совета директоров «Русской пелагической исследовательской компании» и «Морской инженерной компании».

Также необходимо понимать, что при строительстве рыбопромыслового флота работать необходимо в рыночных, конкурентных условиях, а значит, о монополии в судостроении говорить нельзя – «это губительно для судостроения», добавил Олег Братухин.

- По нашему мнению, единственной возможностью создания технически сложного сегмента гражданского судостроения является привлечение в Россию ведущих мировых игроков на рынке строительства технически сложных судов. Они, создав на территории РФ относительно небольшие (200-300 работающих) частные верфи либо СП, помимо инвестиций, принесут главное – новые судостроительные технологии и организацию производства, в чем мы безнадежно отстали.

Сегодня для этого сложилась крайне благоприятная ситуация. Во-первых, целый ряд ведущих мировых концернов, прежде всего норвежских, осуществляет и/или планирует перевод своих производственных мощностей в другие страны, во-вторых, глубокий кризис в мировом судостроении и, в-третьих, создание новых технологий строительства судов, которые на порядок уменьшают объем инвестиций, необходимых для начала работы предприятий. И, наконец, самое главное – как привлечь? Крупным портфелем заказов, - отметил эксперт.

Портфель заказов в сотни судов, который может образоваться за счет постепенного введения новых стандартов промысла в рыбной отрасли, направленных на бережное, рациональное и наиболее эффективное использование биоресурсов, и портфель заказов, например, за счет необходимости строительства оффшорного флота на российских верфях, по словам Олега Братухина, неизбежно привлечет в Россию ведущих мировых игроков в этом узком сегменте судостроения. «Ключевыми элементами облика этих верфей будет профессиональный проектный менеджмент, опытные, высококвалифицированные ключевые кадры, новейшая организация производства и современные технологические схемы, среди которых – новые технологии формирования и спуска на воду судов методом причальной либо полной береговой сборки с их последующим спуском без традиционных доков, стапелей и слипов. При этом самую простую и дешевую работу по изготовлению металлических блоков, а возможно и целых корпусов, возможно отдать применительно к Дальнему Востоку китайским и корейским верфям, реализовав норвежскую технологию постройки сложных специализированных судов, где как известно по экологическим соображениям законодательно запрещено строительство корпусов судов», - считает эксперт.

При этом, говоря о развитии отечественного судостроения, следует по умолчанию подразумевать необходимость одновременного создания производства основного судового оборудования за счет выпуска лицензионной продукции. «Желающих из числа ведущих мировых производителей в настоящих условиях найдется достаточно», - отметил собеседник информагентства. И, конечно, нельзя забывать о том, что строительство любого судна – это всегда вопрос кредитования в том или ином виде. «Без решения этого вопроса никакое движение невозможно – решение вопроса кредитования отечественных судовладельцев обязательно», - подчеркнул он.

«Даже в нынешней ситуации и при имеющихся сегодня решениях многие задачи, связанные с развитием рыбной отрасли, полностью совместимы с задачей, поставленной Правительством, – с помощью портфеля заказов создать сектор технически сложного, высокотехнологичного судостроения», - заключил Олег Братухин.

РИА Fishnews.ru


НазадМетки: дальний востокправительствосудостроение

Похожие новости

30 ноября 2012 года

Президент предложил дальневосточному бизнесу особые условия

На заседании президиума Госсовета, состоявшемся 29 ноября, глава государства Владимир Путин выдвинул ряд предложений по созданию налоговых преференций для предприятий Дальнего Востока и Забайкалья.

Совет высказался против «понятийной эквилибристики»

28 ноября в Министерстве сельского хозяйства России состоялось первое заседание Совета по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса.

Разрешение на неоднократное пересечение госграницы можно продлить

Пограничная служба ФСБ России поддержала предложение пролонгировать разрешения на неоднократное пересечение госграницы, выданные рыбакам на 2012 г., до 31 марта 2013 г. Мера направлена на создание благоприятных условий для промысла.

Госпрограмма поможет перенаправить рыбные потоки

Одним из важнейших аспектов будущей госпрограммы по развитию рыбохозяйственного комплекса в Приморском крае является создание и развитие береговой инфраструктуры для приема рыбы, отмечает вице-губернатор Сергей Сидоренко.

Выставка «РОСТ» оправдала ожидания гостей и участников

С 11 по 14 сентября в Ижевске проходила XI Международная выставка-ярмарка «Российские Охотничье-Спортивные Товары» (РОСТ). Мероприятие было приурочено к 1150-летию зарождения российской государственности, 200-летию победы России в Отечественной войне 1812 г. и Году оружейной славы Удмуртии.

В Москве обсуждают условия промысла в Северо-Восточной Атлантике

Участники 36-й сессии смешанной российско-фарерской комиссии по рыболовству договорятся о порядке выдачи разрешений на промысел водных биоресурсов в Северо-Восточной Атлантике, а также об объемах взаимных квот на 2013 г.

Лента новостей

17 августа 2017 года

ФАС оценила административные барьеры для рыбы

По мнению Федеральной антимонопольной службы, устранение административных барьеров приведет к снижению себестоимости рыбной продукции. Новые предложения по ограничению роста цен на рыбу направлены в администрацию президента.

Ведомствам поручили помогать Волге

Премьер-министр Дмитрий Медведев дал ведомствам поручения по сохранению и рациональному использованию Волги. В числе задач – финансирование приоритетного проекта по оздоровлению реки и увеличение численности инспекторов рыбоохраны.

Росрыболовство форсирует восстановление омуля

В этом году в воспроизводстве омуля будут задействованы три байкальских рыборазводных завода Федерального агентства по рыболовству. Объемы инкубации икры планируется увеличить почти в 7 раз по сравнению с прошлым годом.

16 августа 2017 года

Премьер поторопил с законом о возмещении ущерба рыбным запасам

Глава правительства Дмитрий Медведев поручил министерствам завершить согласование законопроекта, позволяющего заменять возмещение ущерба, нанесенного водным биоресурсам, в натуральной форме денежной компенсацией.

СМИ Южной Кореи сообщили о проблеме с промыслом в российских водах

Южнокорейская пресса пишет, что добыча кальмара в исключительной экономической зоне России начнется с задержкой. Причиной названа неготовность судна к размещению контролеров из РФ.

Начальник ЦСМС ответит на вопросы судовладельцев

Руководитель Центра системы мониторинга рыболовства и связи Артем Вилкин в рамках поездки на Дальний Восток в конце августа – сентябре проведет встречи с рыбопромышленниками и представителями отраслевых ассоциаций.

Запасы Енисея пополнили хариусом и сигом

Около 800 тыс. мальков хариуса выпустили в Енисей в нижнем течении вблизи города Дудинка. Также в реку отправили примерно 600 тыс. мальков сига на Прутовском мелководье в районе Енисейска.

Рыбе уделят больше места на ВЭФ

На Восточном экономическом форуме, который пройдет в столице Приморья в сентябре, будет представлен объединенный стенд рыбопромышленников и Росрыболовства. По сравнению с прошлым годом, площадь экспозиции увеличится вдвое – до 120 квадратных метров.

Зарубежные поставщики слишком щедро глазируют рыбу

За полгода в России снято с продажи более 3 тыс. партий рыбы и морепродуктов. Наиболее частые причины - нарушение сроков реализации и условий хранения, несоответствие требованиям по глазури и отсутствие маркировки.

На Сахалине обновили правила поддержки производителей консервов

Порядок предоставления субсидий на возмещение затрат, понесенных предприятиями рыбохозяйственного комплекса на производство консервов из водных биоресурсов, утвержден постановлением правительства Сахалинской области от 11 августа 2017 г. № 371.

Поиск по дате / Календарь новостей
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30