Новости

Судостроению быть

При продуманном подходе к вопросу развития отечественного судостроения, с учетом имеющихся возможностей и привлечения мирового опыта, Россия может получить конкурентоспособный высокотехнологичный сектор гражданского судостроения, полагает эксперт в области судостроения Олег Братухин.

В нынешнем варианте новая программа развития судостроения до 2030 г. способна нанести серьезный вред развитию и судостроительной, и рыбной отрасли , но у России есть все возможности для того, чтобы иметь свой конкурентоспособный сектор технически сложного гражданского судостроения, уверен председатель Совета директоров ЗАО «Русская пелагическая исследовательская компания», ЗАО «Морская инженерная компания» Олег Братухин. Однако для этого нашим рыбакам и нефтяникам необходимо осознать один из принципов развития национальных экономик, который работает и в условиях ВТО, – деятельность, базирующаяся на национальных ресурсах, должна осуществляться национальными компаниями с использованием техники, произведенной на национальных предприятиях, добавил собеседник РИА Fishnews.ru.

Для того чтобы не получилось в очередной раз подтвердить на практике принцип «хотели как лучше, а получилось как всегда», российское судостроение необходимо развивать с учетом имеющихся возможностей и мирового опыта. В этом случае даже существующие недостатки можно грамотно вписать в рабочий план отрасли, что в итоге позволит выйти отечественному гражданскому флоту на конкурентный уровень:

- Безусловно, Россия обязана иметь конкурентоспособный высокотехнологичный сектор гражданского судостроения и войти в элитный клуб судостроителей, поскольку именно этот сектор является лакомым кусочком всех судостроителей в мире, где тонна тоннажа в несколько раз дороже, чем в обычном транспортном судостроении. Мы имеем для этого возможности.

Представляется, что есть очень много аргументов, чтобы этой работой занимались относительно небольшие частные верфи. Впрочем, об этом прямо говорил и экс-президент ОСК – о том, что строительство рыболовных судов – это не рынок ОСК, корпорация не способна объемно и компетентно взяться за этот рынок», - отметил Олег Братухин.

Прежде всего с позиции общего судостроения рыбопромысловые суда относятся к малотоннажным судам, пояснил собеседник информагентства. «Подавляющее большинство – 99,9% судов имеют дедвейт до 8 тыс. тонн. Напомню, что обычно в судостроении к среднетоннажным судам относят суда с дедвейтом от 10 до 80 тыс. тонн, а к крупнотоннажным – суда дедвейтом от 100 до 300 тыс. тонн. Видимо, ОСК все-таки нацеливается на «среднетоннажное» и «крупнотоннажное» судостроение».

Во-вторых, убежден эксперт, нужно забыть о крупносерийной постройке:

- Крупные серии современных рыбопромысловых судов не строились нигде, кроме СССР, когда не думали об экономике их работы, а просто дотировали ее. Сегодня мировая практика свидетельствует о том, что современные рыбопромысловые суда строятся максимум мелкосерийно, а в подавляющем большинстве индивидуально (это не относится к совсем небольшим маломерным судам). Это объясняется тем, что за счет использования современных технологий проектирования и новых технических и технологических решений в судостроении влияние серийности постройки на стоимость судна резко упало, и сегодня, по данным OECD, себестоимость головного судна отличается от пятого в серии на 23%, а от десятого в серии на 34%. Все компании имеют разные объекты промысла, квоты, разные условия, выпускают разную продукцию, и поэтому понятно их желание строить наиболее оптимальное судно именно под себя даже с учетом относительно небольшого удорожания постройки, - привел данные председатель Совета директоров «Русской пелагической исследовательской компании» и «Морской инженерной компании».

Также необходимо понимать, что при строительстве рыбопромыслового флота работать необходимо в рыночных, конкурентных условиях, а значит, о монополии в судостроении говорить нельзя – «это губительно для судостроения», добавил Олег Братухин.

- По нашему мнению, единственной возможностью создания технически сложного сегмента гражданского судостроения является привлечение в Россию ведущих мировых игроков на рынке строительства технически сложных судов. Они, создав на территории РФ относительно небольшие (200-300 работающих) частные верфи либо СП, помимо инвестиций, принесут главное – новые судостроительные технологии и организацию производства, в чем мы безнадежно отстали.

Сегодня для этого сложилась крайне благоприятная ситуация. Во-первых, целый ряд ведущих мировых концернов, прежде всего норвежских, осуществляет и/или планирует перевод своих производственных мощностей в другие страны, во-вторых, глубокий кризис в мировом судостроении и, в-третьих, создание новых технологий строительства судов, которые на порядок уменьшают объем инвестиций, необходимых для начала работы предприятий. И, наконец, самое главное – как привлечь? Крупным портфелем заказов, - отметил эксперт.

Портфель заказов в сотни судов, который может образоваться за счет постепенного введения новых стандартов промысла в рыбной отрасли, направленных на бережное, рациональное и наиболее эффективное использование биоресурсов, и портфель заказов, например, за счет необходимости строительства оффшорного флота на российских верфях, по словам Олега Братухина, неизбежно привлечет в Россию ведущих мировых игроков в этом узком сегменте судостроения. «Ключевыми элементами облика этих верфей будет профессиональный проектный менеджмент, опытные, высококвалифицированные ключевые кадры, новейшая организация производства и современные технологические схемы, среди которых – новые технологии формирования и спуска на воду судов методом причальной либо полной береговой сборки с их последующим спуском без традиционных доков, стапелей и слипов. При этом самую простую и дешевую работу по изготовлению металлических блоков, а возможно и целых корпусов, возможно отдать применительно к Дальнему Востоку китайским и корейским верфям, реализовав норвежскую технологию постройки сложных специализированных судов, где как известно по экологическим соображениям законодательно запрещено строительство корпусов судов», - считает эксперт.

При этом, говоря о развитии отечественного судостроения, следует по умолчанию подразумевать необходимость одновременного создания производства основного судового оборудования за счет выпуска лицензионной продукции. «Желающих из числа ведущих мировых производителей в настоящих условиях найдется достаточно», - отметил собеседник информагентства. И, конечно, нельзя забывать о том, что строительство любого судна – это всегда вопрос кредитования в том или ином виде. «Без решения этого вопроса никакое движение невозможно – решение вопроса кредитования отечественных судовладельцев обязательно», - подчеркнул он.

«Даже в нынешней ситуации и при имеющихся сегодня решениях многие задачи, связанные с развитием рыбной отрасли, полностью совместимы с задачей, поставленной Правительством, – с помощью портфеля заказов создать сектор технически сложного, высокотехнологичного судостроения», - заключил Олег Братухин.

РИА Fishnews.ru


НазадМетки: дальний востокправительствосудостроение

Похожие новости

30 ноября 2012 года

Президент предложил дальневосточному бизнесу особые условия

На заседании президиума Госсовета, состоявшемся 29 ноября, глава государства Владимир Путин выдвинул ряд предложений по созданию налоговых преференций для предприятий Дальнего Востока и Забайкалья.

Совет высказался против «понятийной эквилибристики»

28 ноября в Министерстве сельского хозяйства России состоялось первое заседание Совета по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса.

Разрешение на неоднократное пересечение госграницы можно продлить

Пограничная служба ФСБ России поддержала предложение пролонгировать разрешения на неоднократное пересечение госграницы, выданные рыбакам на 2012 г., до 31 марта 2013 г. Мера направлена на создание благоприятных условий для промысла.

Госпрограмма поможет перенаправить рыбные потоки

Одним из важнейших аспектов будущей госпрограммы по развитию рыбохозяйственного комплекса в Приморском крае является создание и развитие береговой инфраструктуры для приема рыбы, отмечает вице-губернатор Сергей Сидоренко.

Выставка «РОСТ» оправдала ожидания гостей и участников

С 11 по 14 сентября в Ижевске проходила XI Международная выставка-ярмарка «Российские Охотничье-Спортивные Товары» (РОСТ). Мероприятие было приурочено к 1150-летию зарождения российской государственности, 200-летию победы России в Отечественной войне 1812 г. и Году оружейной славы Удмуртии.

В Москве обсуждают условия промысла в Северо-Восточной Атлантике

Участники 36-й сессии смешанной российско-фарерской комиссии по рыболовству договорятся о порядке выдачи разрешений на промысел водных биоресурсов в Северо-Восточной Атлантике, а также об объемах взаимных квот на 2013 г.

Лента новостей

21 апреля 2017 года

О проблемах высшего образования в России

В высшем образовании РФ до сих пор доминируют традиционные технологии обучения, не позволяющие сформировать у выпускников практическую способность эффективно действовать в быстро меняющемся мире, отмечает заместитель первого проректора по научной работе Дальрыбвтуза Игорь Ким.

Глава Росрыболовства поручил не тормозить путину

Федеральный центр и дальневосточные регионы обсудили подготовку к предстоящей лососевой путине. Глава Росрыболовства Илья Шестаков уже в начале совещания дал поручения, которые должны обеспечить оперативность регулирования промысла.

Проект по «прибрежке» ушел в Госдуму

Законопроект, который должен исключить разночтения новых правил регулирования прибрежного рыболовства, поступил в Госдуму. В случае принятия, поправки вступят в силу с 1 января 2019 г.

Камчатка ждет от «красной» путины хороших уловов

В Камчатском крае, согласно прогнозу науки, рыбаки смогут добыть в этом году 187 тыс. тонн лосося. Заседание расширенного штаба путины провел на полуострове глава Росрыболовства Илья Шестаков.

Отряду морских спасателей Дальнего Востока – 55 лет

Дальневосточному экспедиционному отряду аварийно-спасательных работ Росрыболовства исполнилось 55 лет. За это время он прошел большой и славный путь, отмечает председатель рыбацкого профсоюза Приморья Владимир Нагорный.

Поставки в Корею пойдут по новому сертификату

С 24 апреля вводится новая форма «сертификата здоровья» на экспортируемых из России в Южную Корею живых водных животных. Образец размещен на сайте ФГБУ «Нацрыббезопасность».

В Мировой океан – через пороги и барьеры

Проблемы, сдерживающие развитие океанического промысла, и меры по упрощению и сохранению доступа российских рыбаков к ресурсам Мирового океана обсуждались на круглом столе в Совете Федерации.

Канадский рыбак пытается достучаться до министерства голодовкой

Знаменитый канадский рыбак Ричард Джилетт объявил голодовку неделю назад, требуя разговора с министром рыболовства и океанов. Представитель отрасли хочет обсудить с чиновником сокращение квот на вылов креветки и краба, вызвавшее широкое недовольство.

Минсельхоз и ФСБ проработают вопрос учета улова

Вице-премьер Аркадий Дворкович поручил Министерству сельского хозяйства и ФСБ изучить возможность распространения опыта Сахалинской области по организации рыболовства в 6-мильной зоне и упрощения учета уловов прибрежного промысла.

Южной Корее выделили российские квоты

В этом году рыбакам Республики Корея разрешено освоить в исключительной экономзоне России 36,25 тыс. тонн биоресурсов, в том числе 20,5 тыс. тонн минтая. Суда смогут выйти на промысел уже с мая.

Поиск по дате / Календарь новостей
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30