Новости

Судостроению быть

При продуманном подходе к вопросу развития отечественного судостроения, с учетом имеющихся возможностей и привлечения мирового опыта, Россия может получить конкурентоспособный высокотехнологичный сектор гражданского судостроения, полагает эксперт в области судостроения Олег Братухин.

В нынешнем варианте новая программа развития судостроения до 2030 г. способна нанести серьезный вред развитию и судостроительной, и рыбной отрасли , но у России есть все возможности для того, чтобы иметь свой конкурентоспособный сектор технически сложного гражданского судостроения, уверен председатель Совета директоров ЗАО «Русская пелагическая исследовательская компания», ЗАО «Морская инженерная компания» Олег Братухин. Однако для этого нашим рыбакам и нефтяникам необходимо осознать один из принципов развития национальных экономик, который работает и в условиях ВТО, – деятельность, базирующаяся на национальных ресурсах, должна осуществляться национальными компаниями с использованием техники, произведенной на национальных предприятиях, добавил собеседник РИА Fishnews.ru.

Для того чтобы не получилось в очередной раз подтвердить на практике принцип «хотели как лучше, а получилось как всегда», российское судостроение необходимо развивать с учетом имеющихся возможностей и мирового опыта. В этом случае даже существующие недостатки можно грамотно вписать в рабочий план отрасли, что в итоге позволит выйти отечественному гражданскому флоту на конкурентный уровень:

- Безусловно, Россия обязана иметь конкурентоспособный высокотехнологичный сектор гражданского судостроения и войти в элитный клуб судостроителей, поскольку именно этот сектор является лакомым кусочком всех судостроителей в мире, где тонна тоннажа в несколько раз дороже, чем в обычном транспортном судостроении. Мы имеем для этого возможности.

Представляется, что есть очень много аргументов, чтобы этой работой занимались относительно небольшие частные верфи. Впрочем, об этом прямо говорил и экс-президент ОСК – о том, что строительство рыболовных судов – это не рынок ОСК, корпорация не способна объемно и компетентно взяться за этот рынок», - отметил Олег Братухин.

Прежде всего с позиции общего судостроения рыбопромысловые суда относятся к малотоннажным судам, пояснил собеседник информагентства. «Подавляющее большинство – 99,9% судов имеют дедвейт до 8 тыс. тонн. Напомню, что обычно в судостроении к среднетоннажным судам относят суда с дедвейтом от 10 до 80 тыс. тонн, а к крупнотоннажным – суда дедвейтом от 100 до 300 тыс. тонн. Видимо, ОСК все-таки нацеливается на «среднетоннажное» и «крупнотоннажное» судостроение».

Во-вторых, убежден эксперт, нужно забыть о крупносерийной постройке:

- Крупные серии современных рыбопромысловых судов не строились нигде, кроме СССР, когда не думали об экономике их работы, а просто дотировали ее. Сегодня мировая практика свидетельствует о том, что современные рыбопромысловые суда строятся максимум мелкосерийно, а в подавляющем большинстве индивидуально (это не относится к совсем небольшим маломерным судам). Это объясняется тем, что за счет использования современных технологий проектирования и новых технических и технологических решений в судостроении влияние серийности постройки на стоимость судна резко упало, и сегодня, по данным OECD, себестоимость головного судна отличается от пятого в серии на 23%, а от десятого в серии на 34%. Все компании имеют разные объекты промысла, квоты, разные условия, выпускают разную продукцию, и поэтому понятно их желание строить наиболее оптимальное судно именно под себя даже с учетом относительно небольшого удорожания постройки, - привел данные председатель Совета директоров «Русской пелагической исследовательской компании» и «Морской инженерной компании».

Также необходимо понимать, что при строительстве рыбопромыслового флота работать необходимо в рыночных, конкурентных условиях, а значит, о монополии в судостроении говорить нельзя – «это губительно для судостроения», добавил Олег Братухин.

- По нашему мнению, единственной возможностью создания технически сложного сегмента гражданского судостроения является привлечение в Россию ведущих мировых игроков на рынке строительства технически сложных судов. Они, создав на территории РФ относительно небольшие (200-300 работающих) частные верфи либо СП, помимо инвестиций, принесут главное – новые судостроительные технологии и организацию производства, в чем мы безнадежно отстали.

Сегодня для этого сложилась крайне благоприятная ситуация. Во-первых, целый ряд ведущих мировых концернов, прежде всего норвежских, осуществляет и/или планирует перевод своих производственных мощностей в другие страны, во-вторых, глубокий кризис в мировом судостроении и, в-третьих, создание новых технологий строительства судов, которые на порядок уменьшают объем инвестиций, необходимых для начала работы предприятий. И, наконец, самое главное – как привлечь? Крупным портфелем заказов, - отметил эксперт.

Портфель заказов в сотни судов, который может образоваться за счет постепенного введения новых стандартов промысла в рыбной отрасли, направленных на бережное, рациональное и наиболее эффективное использование биоресурсов, и портфель заказов, например, за счет необходимости строительства оффшорного флота на российских верфях, по словам Олега Братухина, неизбежно привлечет в Россию ведущих мировых игроков в этом узком сегменте судостроения. «Ключевыми элементами облика этих верфей будет профессиональный проектный менеджмент, опытные, высококвалифицированные ключевые кадры, новейшая организация производства и современные технологические схемы, среди которых – новые технологии формирования и спуска на воду судов методом причальной либо полной береговой сборки с их последующим спуском без традиционных доков, стапелей и слипов. При этом самую простую и дешевую работу по изготовлению металлических блоков, а возможно и целых корпусов, возможно отдать применительно к Дальнему Востоку китайским и корейским верфям, реализовав норвежскую технологию постройки сложных специализированных судов, где как известно по экологическим соображениям законодательно запрещено строительство корпусов судов», - считает эксперт.

При этом, говоря о развитии отечественного судостроения, следует по умолчанию подразумевать необходимость одновременного создания производства основного судового оборудования за счет выпуска лицензионной продукции. «Желающих из числа ведущих мировых производителей в настоящих условиях найдется достаточно», - отметил собеседник информагентства. И, конечно, нельзя забывать о том, что строительство любого судна – это всегда вопрос кредитования в том или ином виде. «Без решения этого вопроса никакое движение невозможно – решение вопроса кредитования отечественных судовладельцев обязательно», - подчеркнул он.

«Даже в нынешней ситуации и при имеющихся сегодня решениях многие задачи, связанные с развитием рыбной отрасли, полностью совместимы с задачей, поставленной Правительством, – с помощью портфеля заказов создать сектор технически сложного, высокотехнологичного судостроения», - заключил Олег Братухин.

РИА Fishnews.ru


НазадМетки: дальний востокправительствосудостроение

Похожие новости

30 ноября 2012 года

Президент предложил дальневосточному бизнесу особые условия

На заседании президиума Госсовета, состоявшемся 29 ноября, глава государства Владимир Путин выдвинул ряд предложений по созданию налоговых преференций для предприятий Дальнего Востока и Забайкалья.

Совет высказался против «понятийной эквилибристики»

28 ноября в Министерстве сельского хозяйства России состоялось первое заседание Совета по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса.

Разрешение на неоднократное пересечение госграницы можно продлить

Пограничная служба ФСБ России поддержала предложение пролонгировать разрешения на неоднократное пересечение госграницы, выданные рыбакам на 2012 г., до 31 марта 2013 г. Мера направлена на создание благоприятных условий для промысла.

Госпрограмма поможет перенаправить рыбные потоки

Одним из важнейших аспектов будущей госпрограммы по развитию рыбохозяйственного комплекса в Приморском крае является создание и развитие береговой инфраструктуры для приема рыбы, отмечает вице-губернатор Сергей Сидоренко.

Выставка «РОСТ» оправдала ожидания гостей и участников

С 11 по 14 сентября в Ижевске проходила XI Международная выставка-ярмарка «Российские Охотничье-Спортивные Товары» (РОСТ). Мероприятие было приурочено к 1150-летию зарождения российской государственности, 200-летию победы России в Отечественной войне 1812 г. и Году оружейной славы Удмуртии.

В Москве обсуждают условия промысла в Северо-Восточной Атлантике

Участники 36-й сессии смешанной российско-фарерской комиссии по рыболовству договорятся о порядке выдачи разрешений на промысел водных биоресурсов в Северо-Восточной Атлантике, а также об объемах взаимных квот на 2013 г.

Лента новостей

24 мая 2017 года

Рыбаки готовятся к походу на скумбрию

Южно-Курильский рыбокомбинат в этом году продолжит добычу скумбрии. Для того чтобы современный флот мог спокойно работать на промысле перспективных объектов, нужно внести изменения в законодательство, отмечает руководитель компании Константин Коробков.

На Камчатке составили план борьбы с лососевыми браконьерами

Рыбоохрана и силовые структуры Камчатского края договорились о совместной работе в период хода лососей. На постах и в рейдах инспекторам будут помогать полицейские, пограничники и Росгвардия.

ГТС предлагают сдавать в концессию

Министерство сельского хозяйства утвердило Стратегию развития морских терминалов для комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота до 2030 г. В документе прописана возможность сдачи ГТС в концессию. Ожидается, что это поможет привлечь в модернизацию портов больше частных инвестиций.

Норвежская семга получила шанс вернуться в Китай

Норвегия ожидает скорого возобновления поставок своего лосося в КНР. 23 мая представители двух стран подписали соглашение по этому вопросу.

Рыбный бизнес Сахалинской области решил выступать единым фронтом

Рыбопромышленные компании Сахалинской области поддержали решение о создании единой ассоциации. Предполагается, что она объединит все основные предприятия отрасли, работающие на островах.

У «Нацрыбресурса» новый руководитель

Временно исполняющим обязанности генерального директора ФГУП «Нацрыбресурс» назначен Сергей Харьков. Ранее он был заместителем гендиректора по управлению нефинансовыми активами предприятия.

Аквакультуре предложили «рецепты» научной поддержки

Росрыболовству необходимо разработать единый стратегический документ, направленный на комплексное ускоренное развитие товарной аквакультуры – к такому выводу пришли участники состоявшейся в Москве конференции.

Юрию Блинову смягчили меру пресечения

Первого заместителя директора ТИНРО-Центра Юрию Блинова отпустили из-под стражи под домашний арест. Постановление вынесено Приморским краевым судом 23 мая.

НАО возродил рыбохозяйственный совет

В Ненецком автономном округе вновь создан территориальный рыбохозяйственный совет. В состав совещательного органа вошли представители рыболовецких колхозов, предприятий, общин КМНС, общественных объединений, и региональных органов власти.

Россия и Экваториальная Гвинея хотят развить «рыбное» сотрудничество

Россия планирует заключить с Экваториальной Гвинеей новое соглашение о сотрудничестве в области рыбного хозяйства. Проект документа предусматривает взаимодействие в сферах управления запасами, борьбы с браконьерством, аквакультуры.

Поиск по дате / Календарь новостей
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30