Новости
Владимир РОМАНОВ

Эффективность и безопасность рыболовства – неразделимы

Полемика о проблемах развития рыболовства России в новых экономических и правовых условиях продолжается уже более десяти лет. При этом обеспечению безопасности морской деятельности уделяется недостаточное внимание, считают специалисты.

В числе основных причин, сдерживающих рациональное ведение рыбохозяйственной деятельности, указываются низкая эффективность государственного управления и поддержки отрасли, отсутствие единой системы контроля безопасности мореплавания, а также недостаточная координация работы федеральных и региональных органов исполнительной власти. Однако обсуждение этих вопросов происходит обособленно и вдобавок значимость обеспечения безопасности морской деятельности, связанной с рыболовством, явно занижена, отмечают директор ОАО «Гипрорыбфлот» Владимир Романов, начальник отдела безопасности мореплавания Валерий Сараев и начальник отдела морского радиоэлектронного и промыслового оборудования Валерий Кондратенко.

«По инерции мышления девяносто процентов обсуждений касаются квот, тары, увеличения уровня уловов, лизинга, роста потребления рыбы и рыбопродуктов на душу населения и т. п. Но нигде не говорится о влиянии на показатели эффективности работы добывающих судов непроизводственных потерь, связанных с такими факторами, как аварийность, объем предотвращенного ущерба, упущенной выгоды, компенсаций за потерю человеческой жизни, и т.д.», – отмечают они в статье, подготовленной для РИА Fishnews.ru.

Добывающие суда имеют ограниченную маневренность из-за находящихся за бортом орудий лова, часто сближаются, осуществляют совместное траление, перегрузку рыбы, получение снабжения в море в условиях сильного ветра и волнения. «Это индустрия, где работа судов характеризуется пространственной разобщенностью и рассредоточенностью по всему Мировому океану, что осложняет не только стратегическое управление ими, но и оказание оперативной помощи. В то же время, в зависимости от сезона лова, сосредоточение судов в районах промысла, например Баренцева и Норвежского морей, достигает 150-200 единиц, а в районах Охотского и Берингова морей – 400-500 единиц, что существенно повышает вероятность возникновения аварий и инцидентов», – привели данные специалисты.

По мнению авторов статьи, без оценки соответствия рыбопромыслового флота современным требованиям безопасности не удастся подготовить обоснованные предложения по его развитию, а значит и достоверный прогноз развития рыбохозяйственной отрасли. «Сегодня любое добывающее судно, обладающее высокими промысловыми характеристиками, может быть задержано в порту из-за выявленных несоответствий международным и национальным нормам безопасности, и его простой, так же как и сбой в работе любого механизма во время промысла, приведет к потере продукции, т.е. к серьезным прямым убыткам», – рассказали эксперты.

Специалисты обратили внимание, что ряд стран, в том числе членов ЕС, давно ввели процедуру освидетельствования рыболовецких компаний и их судов на предмет соответствия современным требованиям безопасности на море. Такое внимание мирового сообщества к исследуемой проблеме вызвано тем, что масштабы негативных последствий от аварийности рыболовных судов не ограничиваются материальным ущербом судовладельцев, а затрагивают интересы государства, в первую очередь в обеспечении охраны человеческой жизни на море.

«Однако мы начинаем говорить об этом только после очередной катастрофы. К сожалению, за примером далеко ходить не надо. В конце января произошло кораблекрушение рыболовного судна «Шанс-101», которое перевернулось в Японском море во время шторма», – напомнили собеседники информагентства.

Специалисты считают, что сейчас Росрыболовство не может уделить достаточное внимание вопросам безопасности судов из-за неопределенности и противоречивости современной структуры управления и надзора в области торгового мореплавания. «Сложившаяся ситуация стала результатом многократной реорганизации федеральных органов исполнительной власти, ликвидации администраций морских рыбных портов и внесения изменений в положения базовых правовых актов, регулирующих отношения в данной сфере, которые привели к возникновению череды противоречий», – заявили они.

Полный текст читайте в разделе «Крупным планом» на сайте РИА Fishnews.ru.

НазадМетки: росрыболовство
Поиск по дате / Календарь новостей
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • 31