Новости
Олег БРАТУХИН

Олег Братухин: Подход госорганов к обновлению рыбацкого флота нуждается в изменениях

По большому счету никто из государственных органов вопросами обновления рыбопромыслового флота системно не занимается, считает эксперт в области промышленного рыболовства и судостроения Олег Братухин.

То, что делают Росрыболовство и Минпромторг по вопросам обновления рыбацкого флота, – лишь видимость работы, поделился наблюдениями в интервью Fishnews председатель совета директоров «Русской пелагической исследовательской компании» и «Морской инженерной компании» Олег Братухин.

«В целом именно эти госорганы ответственны за то, что мы не можем реализовать один из принципов развития национальных экономик: деятельность, базирующаяся на национальных ресурсах, должна осуществляться национальными компаниями с использованием техники, произведенной на национальных предприятиях», – заявил эксперт.

По его мнению, Росрыболовство, «кроме общих невнятных рассуждений о том, что в связи со списанием флота рыбу просто нечем будет ловить и поэтому в нашу экономическую зону придут иностранцы», так и не сформулировало, почему и для чего необходимо обновление рыбопромыслового флота. «Хотя очевидно, что всегда будет чем ловить, поскольку это высокорентабельный бизнес, только квоты давайте», – добавил председатель совета директоров «Русской пелагической исследовательской компании» и «Морской инженерной компании».

По мнению Олега Братухина, государство одновременно с передачей водных биоресурсов для использования рыболовным компаниям должно оговаривать и условия их освоения на основе современных стандартов промысла, соответствующих тем, что приняты в мире. Потребуется введение современной системы учета вылова – вместо устаревшей, но до сих пор действующей в России.

«Современные системы учета вылова, являясь частью современных стандартов промысла, стимулируют рыбаков произвести больше продукции из каждого килограмма сырья, поднятого на борт», – рассказал эксперт. Он напомнил, что закрепление квот минтая в экономической зоне США за американскими компаниями в таких условиях привело к увеличению выпуска продукции из каждого килограмма квот более чем в 1,5 раза.

По словам Олега Братухина, организационно вопрос решаем и даже не требует изменений закона о рыболовстве – достаточно заранее объявить о внесении изменений в правила рыболовства. «И этим определить самое современное обновление флота для совершенно определенных, прагматичных и понятных целей и, кстати, в интересах нынешних рыбаков», - комментирует председатель совета директоров «Русской пелагической исследовательской компании» и «Морской инженерной компании».

По его мнению, Росрыболовство по большому счету озабочено хорошей отчетностью по вылову, показателем, принятым в СССР еще в послевоенную разруху, когда фактически не было рыболовного флота и стояли совсем другие задачи. «А для отчетности нужна самая малость – чтобы ОДУ не падал. Вот и идет битва за ОДУ, – продолжает тему Олег Братухин. – Ведущие экономики давно думают не о том, чтобы поймать, а о том, чтобы с наибольшей отдачей использовать пойманное – в этом отношении мы пока в «каменном веке». Идет глобальная борьба за ресурсы Мирового океана, а мы наблюдаем за этим со стороны. Важнейшие не только для отрасли, но и для страны показатели в виде потери миллионов тонн ресурсов открытого океана не просто замалчиваются, а их даже не учитывают». Тема возврата в Мировой океан как будто бы действительно закрыта или по крайней мере отошла на дальний план – на последних совещаниях на высшем уровне она среди проблем отрасли даже не звучала, обратил внимание эксперт. Между тем возвращение российского рыболовного флота в Мировой океан обозначено как одна из ключевых задач отрасли в «Морской доктрине РФ», подписанной Президентом еще в 2001 г. «Но за 12 лет ничего не сделано. А ведь благодаря новым техническим достижениям и технологиям экспедиционный промысел остался в прошлом, промысел в Мировом океане можно вести по другим принципам, и тогда этот вопрос не потребует существенного финансирования. И, главное, имеются современные, превышающие западные аналоги российские проекты, которые способны обеспечить нам лидерство в открытом океане в условиях жесткой конкуренции с ведущими глобальными игроками», – заявил председатель совета директоров «Русской пелагической исследовательской компании» и «Морской инженерной компании».

Не лучше, считает собеседник Fishnews, обстоит ситуация с решением вопросов обновления рыбацкого флота в Минпромторге: не может по определению непрофильное министерство являться заказчиком концептуальных проектов рыбопромысловых и научно-исследовательских судов. «Эта работа выполняется в рамках ФЦП «Развитие гражданской морской техники на 2009-2016 годы» с объемом финансирования из бюджета более 90 млрд. рублей. Минпромторг не имеет профильных специалистов и не способен определить приоритеты по тому или иному типу судна либо объекту промысла и соответственно поставить задачи для разработчика. Это никакой заказчик. Такие же будут и проекты», – обозначил суть проблемы Олег Братухин. По его словам, часть проектов, на которые расходуются государственные средства, уже заранее никому не нужна: например, тунцеловов, которые уже невозможно никуда ввести, либо концептуальный проекта траулеров для добычи ставриды – Россия уже не имеет квот на ее вылов. «То есть это никому не нужные проекты. Можно только гадать, как ведется приемка работ – видимо, по формальным признакам. Есть документ – и отлично, а что в нем, уже не важно. Очень было бы показательно сравнить те проекты, которые уже разработаны по заказу Минпромторга, с лучшими зарубежными аналогами. Одно очевидно, что от такой работы ни государство, ни наша промышленность ничего не получат», – считает эксперт.

Олег Братухин подчеркнул: для того чтобы в стране развивалось строительство рыболовных судов, нашему судостроению придется научиться быть конкурентным – по ценам, срокам и финансовым условиям.

Fishnews


НазадМетки: ОДУросрыболовствосудостроениесша
Поиск по дате / Календарь новостей
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30