Новости

В Курильском озере нашли новые группы лососевых

Ихтиологи обнаружили две ранее не изученные группы озерных гольцов – представителей семейства лососевых. Важное для эволюционной биологии открытие ученые сделали на территории Южно-Камчатского федерального заказника.

Ученые обобщили результаты последних исследований глубоководной фауны озер Европы и Северной Америки. На основе этих данных они предположили, что в водах Курильского озера также могут существовать до сих пор не изученные обитатели. Гипотеза подтвердилась: в водоеме обнаружили сразу две группы гольцов, на которые разделился вид в процессе эволюции.

Голец — рыба семейства лососевых. Науке знакомы две ее формы — проходная, часть жизни которой проходит в море, и жилая, или озерная. Две ранее не известных группы жилой формы ученые и обнаружили в Курильском озере.

Как рассказали Fishnews в пресс-службе ФГБУ «Кроноцкий государственный заповедник», одна группа рыб обитает на глубине от 20 до 80 м, другая – более 100 м. Отдельные особи попали в ловушки ученых на глубине более 220 м. Находки достаточно похожи внешне, но отличаются размерами, скоростью роста, временем полового созревания и сроками нереста.

«Длина тела взрослых особей жилого гольца со средних глубин — 22–27 см, весят они в среднем 90–160 г, – сообщил научный сотрудник Кроноцкого заповедника Григорий Маркевич. – Мелкая глубоководная форма имеет длину до 22 см и массу до 80 г. Самки обеих форм в среднем крупнее самцов».

Обрабатывать собранные материалы ученые будут в лабораторных условиях после завершения полевого сезона. «Мы взяли необходимые пробы, результаты анализов которых, возможно, подтвердят, что обнаруженные гольцы не могут скрещиваться с проходной формой, а значит, являются новым сформировавшимся видом», — сказал ведущий научный сотрудник Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии Евгений Есин.

Научные работы по комплексному изучению экосистем Кроноцкого озера в одноименном заповеднике и Курильского озера в Южно-Камчатском заказнике ведутся с 2010 г. Нынешнему открытию предшествовало другое — в Кроноцком озере ученые обнаружили кокани. Это жилая форма нерки, которая, в отличие от своих сородичей, не проводит часть жизни в океане.

Fishnews