Новости

Флота хватит ненадолго

На подавляющем большинстве российских верфей строить современный торгово-промысловый флот сегодня нельзя. По словам руководителя Росрыболовства Андрей Крайнего, виной тому как технические, так и экономические причины.

Председатель Правительства РФ Владимир Путин провел в Комсомольске-на-Амуре совещание по вопросам развития судостроительной отрасли в Дальневосточном регионе. В повестку были включены вопросы финансово-экономического состояния предприятий региона. Рассматривались возможные меры государственной поддержки приоритетных программ, составляющих основу Стратегии развития судостроения до 2020 г. Обсуждались и производственные планы предприятий с учетом возможностей государственного заказа и спроса со стороны крупных корпоративных структур, а также возможности оптимизации структуры производственных мощностей в рамках «Дальневосточного центра судостроения и судоремонта».

Как сообщили РИА Fishnews.ru в пресс-службе Правительства РФ, с оценкой возможностей отечественного гражданского судостроения выступил руководитель Росрыболовства Андрей Крайний, «взорвав» общую атмосферу совещания. «На сегодняшний день, во всяком случае, на Амурском заводе строить современный торгово-промысловый флот нельзя», – категорически заявил он.

По словам главы отрасли, причины этого можно разделить на две составляющие – технические и экономические.

Прежде всего, необходима глобальная модернизация российских верфей, поскольку они элементарно не соответствуют современным техническим характеристикам и требованиям промыслового флота.

Что касается экономики, к своему большому сожалению, Андрей Крайний отметил, что все дальневосточное судостроение исторически было «заточено» под нужды военно-морского флота. «Следовательно, с издержками предприятия Дальнего Востока (равно как и Запада») работать не умеют, – констатировал он. – Когда мы ставим на стапель рыбопромысловое судно, все общезаводские издержки наваливаются на одно судно, в результате оно получается золотым. Мы неконкурентоспособны сегодня по срокам строительства и по цене».

По этой же причине отечественные заводы отказываются участвовать в тендерах на строительство, объявляемых государством: «год и два месяца – срок, который не укладывается у завода в сознании, и завод не может построить судно за это время. Мы уже неконкурентоспособны. Корейцы строят за 8 месяцев», – пояснил руководитель Федерального агентства.

«Поэтому нам предстоит глобальная модернизация – как техническая, так и перестройка сознания, – заявил он. – Нужно отдельно выделять гражданское судостроение. Должна быть отдельная бухгалтерия».

Конечно, в стране еще можно найти сегодня судостроительные заводы, которые смогут справиться с поступающими заказами для нужд рыбопромысловой отрасли. Но таких – единицы. «У нас сегодня может строить только Восточная верфь во Владивостоке. И есть проект в Находке, он стартовал, на базе Приморского судостроительного завода – «Роскоршипбилдинг», – сообщил участникам совещания Андрей Крайний. – Это совместное российско-корейское предприятие. В декабре мы ставим там на стапель первое судно. Два стапеля будут для судов среднетоннажного и малотоннажного флота. В марте 2010 г. там будет крупнотоннажный стапель».

По его словам, отрасль также намерена поддержать идею по использованию судостроительных мощностей завода «Звезда» в Большом камне для гражданских нужд, поскольку ситуация в отрасли по состоянию промыслового флота на сегодняшний день – критическая.

«У нас сегодня в Дальневосточном регионе 2125 судов рыбопромыслового флота, из них 902 судна с превышением сроков эксплуатации. При существующей скорости выбывания судов у нас в 2012 г. останется 1223 единицы, в 2017-м – 998, а к 2020 г. – 818 судов, то есть менее половины ныне действующих. Из них конкретно в Приморском крае 3 судна, если ничего не делать. И мы к 2020 г. не будем добирать, технически не сможем вылавливать около 2 млн. тонн водных биоресурсов, если не будем строить».

Анализируя существующую перспективу, руководитель отрасли спрогнозировал следующие темпы строительства, необходимые для поддержания жизнеспособности отрасли: «За 5 лет, начиная с 2009 г. до 2013 г., нам нужно построить 34 крупнотоннажных судна, 51 среднетоннажное, 136 малотоннажных судов. А всего для Дальневосточного бассейна до 2020 г. нам нужно построить 562 судна – от малотоннажных до крупнотоннажных».

В противном случае, отметил глава Росрыболовства, Россия попросту не сможет осваивать ресурсы даже в своей экономической зоне. А это в свою очередь уже чревато нарушением конвенция ООН по морскому праву, которая подразумевает принудительную «помощь соседей» в освоении ресурсов страны, которая самостоятельно справиться с ними не в состоянии. Не говоря уже о присутствии российских рыбаков в Мировом океане.

Уже сегодня, имея весьма оптимистичные перспективы по объемам вылова главных промысловых объектов, Россия проигрывает в технических возможностях своим иностранным коллегам. Показательным примером может служить Баренцево море, промысловым запасом которого РФ управляет совместно с Норвегией. На промысле мойвы у российских судов, стоящих в 100 метрах от норвежских промысловиков, себестоимость вылова – на 25% выше. Причина – из-за морально устаревших судовых энергетических установок на судах 1975-1978 гг. постройки на тонну вылова отечественные рыбаки тратят на 205 кг топлива больше, чем норвежцы.

Однако, по словам Андрей Крайнего, ситуация не безнадежна. «У нас подписаны соглашения с ОСК. Мы, проведя ряд консультаций, пришли к общему выводу, что нам нужно создавать консорциумы. То есть брать зарубежных проектантов (они есть, они известны, в основном, это норвежские компании) и строить на своих верфях по проектам, которые разработали норвежцы. Они лучшие рыболовы в мире».

Правда, для реализации задуманного глава отрасли предложил внести поправку в федеральную целевую программу развития гражданской морской техники до 2016 г., которая подразумевает создание концептуальных проектов рыбопромысловых судов. «Хотел бы сказать, что нам нужны не концепты, нам нужны класс-проекты с рабочей документацией. И не к 2016 г., а к 2009-2010-му. Иначе мы просто не успеем. У нас флот выходит из строя быстрее, чем мы шевелимся».

Также руководитель Федерального агентства обратился с просьбой внести в протокольное решение предложение о готовности Росрыболовства выступить госзаказчиком в данной ФЦП в части проектирования судов рыбопромыслового флота.

Андрей Крайний также напомнил о необходимости внесения в таможенную политику изменений, подразумевающих обнуление таможенно-тарифных ставок на судовое техническое оборудование для рыбопромыслового флота, которое в России не производится.

В качестве дополнительной инициативы Росрыболовством была предложена идея строительства под государственные гарантии через лизинговую компанию серии судов (порядка 10-12 единиц) для освоения высоколиквидных объектов, таких как минтай. «Компании, которые эти суда будут получать, должны будут заложить в залог все свое имущество, чем владеют, и доли квот. Тогда эта схема будет работать», – уверен глава отрасли.

Единственное, отметил он, для реализации подобной схемы необходимо специально создавать эту лизинговую компанию (поскольку прежний опыт работы через оффшоры оказывался неудачным) либо воспользоваться возможностями Росагролизинга. Результат – верфи получают загрузку, рыбаки – современный рыбопромысловый флот. «Потребуется примерно 10 лет – 2-3 года строить и примерно 7 лет окупаемости этого проекта», – оценил перспективы Андрей Крайний.

РИА Fishnews.ru

НазадМетки: владивостокдальний востокминтайнорвегияправительстворосрыболовствосудостроение
Поиск по дате / Календарь новостей
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • 31