Газета "Рыбак Сахалина"
14 апреля 2016 года

Дары моря или смертоносный яд?

Очередной скандал, поднятый французскими журналистами, потряс мировую индустрию фермерской рыбы. Репортеры проделали длинный путь от Норвегии до Вьетнама и сняли фильм, после просмотра которого становится дурно от одного только вида фермерского лосося.

Экологи говорят о существования мирового рыбного лобби, которое прикрывает изъяны фермерских рыбных хозяйств. Британское Агентство по стандартам пищевых продуктов не раз обвинялось в сговоре с производителями лосося. Оно не замечало в их рыбе отравляющих веществ, вызывающих рак, диабет и дефекты у новорожденных. По данным последнего исследования, самой опасной признана рыба, поступающая с норвежских ферм. В этой стране, являющейся мировым лидером лососевой индустрии, даже в маленьких хозяйствах содержатся до 2 млн. особей. Эта рыба очень часто является больной, страдает от некрозов и инфекционных болезней. Норвежские экологи рассказывают, что подсмотрели, как работники ферм выливают в воду сильнейший пестицид, воздействующий на центральную нервную систему.

Работники ферм носят защитные комбинезоны и респираторы для работы в токсичной среде. «Такую рыбу есть нельзя», – предупреждают норвежские активисты. Потребители не отдают себе отчета в том, что вместе со стейком лосося они поглощают коктейль ядохимикатов, накапливающихся в их организме.

Дно под фермами покрыто 15-метровым слоем отложений. Там, среди остатков комбикорма и экскрементов, размножаются болезнетворные бактерии. Чтобы избавиться от убивающей лосося рыбной вши, применяют пестициды, схожие с химическим оружием. С 2005 года использование этого яда значительно выросло. Фермы превратились в инкубатор паразитов и возбудителей, которые приобретают иммунитет к ранее использовавшимся химикатам. Поэтому приходится применять все более сильнодействующие средства.

У 50% мальков находят генные мутации. Особенно опасен жир лосося, в котором сосредоточиваются токсины. Это самая ядовитая в мире рыба, ведь жира в ней 34%.

До сих пор в ходу опасный химический краситель, придающий рыбе аппетитный красный цвет, так как без него мясо фермерского лосося имело бы неаппетитный серый цвет. Почему? Потому что на ферме лосось не поедает криля, придающего мясу характерный красноватый цвет. Рыбу приходится буквально конструировать с помощью всевозможных химических препаратов и пищевых добавок.

РЫБА ДЛЯ САМОУБИЙЦ

Два года назад британские контролеры заявили, что в фермерском лососе пестицидов больше, чем в любом другом продукте питания, в нём были найдены даже следы давно запрещенного ДДТ. А еще обнаружился мощнейший, находящийся под запретом с 1970-х годов диелдрин.

Норвежские компании сейчас контролируют две трети шотландских ферм, где производят свой фирменный токсичный лосось. Шотландская рыба оказалась настолько опасной, что британские ученые рекомендуют есть ее не чаще трех раз в год.

Вторым в мире после Норвегии производителем лосося считается Чили. Но производство там падает: началась массовая гибель рыбы из-за распространения на фермах ядовитой микроводоросли. К распространению водоросли привело повышение температуры океанской воды.

А до этого индустрию Чили обвинили в использовании рекордных доз антибиотиков – для того, чтобы остановить заражение высоковирулентной бактерией, вызывающей кровотечение и поражение внутренних органов. Против нее нет вакцины, поэтому единственным средством борьбы с бактерией стало повышение доз антибиотиков. Сравните: в 2014 году для производства 895 тыс. тонн рыбы было использовано 563 тонны антибиотиков. Сейчас применение антибиотиков в фермерском рыбоводстве превышает их использование даже в животноводстве. Но об этом производители предпочитают помалкивать.

Но если применение антибиотиков еще как-то регулируется, то совершенно вне этого находятся средства дезинфекции, вызывающие повреждения эндокринной системы человека. То есть любая фермерская рыбина может оказаться для потребителя фатальной.

Несмотря на то, что некоторые противогрибковые препараты запрещено применять для выращивания лосося, их находят то тут, то там. В частности, запрещенный препарат был найден в фермерской рыбе из Канады. В отложениях на дне ферм обнаружено высокое содержание меди.

Фермерскую рыбу кормят гранулами из генетически модифицированных сои и кукурузы, которые не входят в рацион рыбы, обитающей в природе. Вместе с комбикормом рыба начинает накапливать в себе пестициды и прочую сельскохозяйственную химию, лишаясь полезных жирных кислот.

После того как озабоченные своим здоровьем американцы перестали потреблять фермерский лосось неизвестного происхождения, торговцы начали выдавать его за дикий, особенно этот обман распространен в дорогих ресторанах.

НАШЕСТВИЕ КОРОЛЕВСКОЙ КРЕВЕТКИ

Но даже ядовитый норвежский лосось может сойти за здоровое питание, если сравнивать его с тем, что выращивают вьетнамские фермеры в своих креветочных садках в дельте Меконга. От мутной воды, где содержатся креветки, распространяется невыносимая вонь. Побывавшие на одной из таких ферм репортеры насчитали 13 различных банок с химикатами, предназначенными для королевских креветок, известных еще как тигровые. Особенно фермеры ценят ядовитый противогрибковый консервант, запрещенный во Франции и в Австралии. Большая их часть производится в Таиланде – центре мировой креветочной индустрии. Креветок в этой части света разводят уже на протяжении 500 лет, скармливая им все пищевые отходы.

Креветки, кстати, чрезвычайно подвержены разным заболеваниям. Против вирусов вьетнамцы применяют предназначенные для человека, но уже просроченные антибиотики. Фермеры экспериментируют со всевозможными химическими препаратами. И если они дают положительный результат, их начинают использовать повсеместно.

В Европе проверку проходит лишь один процент импортируемых креветок. Это означает, что супермаркеты сегодня могут быть завалены смертельно опасным деликатесом.

Кстати, после введения Россией санкций против стран единой Европы из наших магазинов должны были исчезнуть норвежские и шотландские лосось и форель. Но супермаркеты Москвы по-прежнему забиты крашеной рыбой. Лазейки, через которые норвежцы продолжают сбагривать россиянам свой опасный товар, хорошо известны. Например, через Белоруссию, где разделывают и пакуют подзапретный продукт. Узнать, откуда изначально взялась эта рыба, невозможно. На упаковке нет даже указаний, фермерская она или дикая.

«Рыбак Сахалина» № 14 от 14 апреля 2016 г.