Газета "Рыбак Сахалина"
05 мая 2016 года

​Блестят картины…чешуей и плавниками

Волгоградская пенсионерка Евгения Писанская, завершившая войну в Румынии в батальоне связи в звании сержанта, с годами нашла себе весьма необычное увлечение – «рисовать» картины из рыбьих косточек, плавников, рыбьей кожи и чешуи.

Кто сказал, что художник должен создавать свои шедевры, работая исключительно только кисточкой на холсте, бумаге? Волгоградская пенсионерка Евгения Писанская в зрелые годы решилась опровергнуть этот незыблемый, по мнению многих, постулат. Объективности ради замечу, что столь «крамольная» идея пришла в голову Евгении Павловны, которая никогда не причисляла себя к «ниспровергателям основ», совершенно случайно. А конкретно, в тот день, когда вместе со своими домашними ела рыбу путассу, тушенную в сметане, и нашла во время трапезы в её голове две косточки, похожие на лепесток ромашки

«А ведь если соединить вместе несколько таких «лепестков», – пришла в голову пожилой женщины неожиданная мысль, то получится цветок весьма оригинальной расцветки. – А если к нему добавить еще несколько ромашек, то они составят букет, которого ни у кого никогда не было. Конечно, чтобы он тут же не рассыпался, его надо будет наклеить на какую-то твердую основу. Слабо тебе, Евгения Павловна, попробовать свои силы в экспериментальном творчестве?!».

Уже первые попытки «нарисовать» картину с помощью рыбных косточек, плавников, хребтов и чешуи показали пенсионерке, что она взялась за чрезвычайно трудное дело, и с наскоку овладеть таким видом искусства ей не удастся. Несколько часов в день напряженной работы всякий раз заканчивались «пшиком». Однако, памятуя о том, что не боги горшки обжигают, пенсионерка продолжила свои попытки «впрячь в одну упряжь коня и трепетную лань» и в последующие дни.

Постепенно стало приходить понимание структуры изобразительного «материала» и как с ним надо работать. А вот когда из-под её рук появилась на свет первая «картина» – шиповник из сазаньих чешуек, который уже не стыдно было показать домашним, радости мастерицы-художницы не было предела. Ведь она лишний раз доказала своей работой всем и себе в первую очередь справедливость известной русской пословицы «Терпение и труд все перетрут».

Первый творческий успех окрылил Евгению Павловну, и она с утроенной энергией взялась создавать новые «рыбьи шедевры». И постепенно, с наработкой опыта, ей удалось разработать специфическую технологию превращения, как она весьма ёмко и образно выражается, «ничего в нечто».Мало того, что процесс сей сам по себе весьма трудоемкий и требует предельной аккуратности и терпения, он ещё занимает очень много времени на подготовку к собственно творчеству. Ведь перед тем, как сесть за стол творить, самобытной художнице надо сначала набрать необходимое количество «созидательного материала», то бишь, рыбьих отходов. А на это уходят порой и недели, и месяцы: семья-то не каждый день лакомится жареной или тушеной рыбой.

Замечу, что перед тем, как пустить рыбные кости и чешую в дело, их надо соответствующим образом обработать. К примеру, косточки, плавники и хребты Евгения Павловна сначала отделяет, потом моет с моющим средством, а затем сушит. С чешуей дела обстоят сложнее, поскольку при высыхании она сразу сворачивается. Вот если лепесток розы нужен, то здесь проблем нет, а вот если надо изобразить ягоду черешни, то чешуйку следует намочить и сразу наклеивать на нужный фон. Иногда особенно мелкие чешуйки пенсионерке иголочкой приходится подцеплять и пинцетом придавливать. А ежели косточки той или иной рыбы не отвечают авторскому замыслу художника, их приходится «усовершенствовать» кусачками, щипчиками, напильником.

- Обычно для основы своих картин, я использую картон или ткань темных тонов, – чётко вводит меня в тему Евгения Павловна. – К этому времени у меня уже созревает задумка будущей картины, чаще всего цветов, которую я собираю, точнее сказать, выкладываю как мозаику. Для бутона розы лучше всего подходят щечки карасей, для астры – кости в виде вилочки, из головных костей лучше всего получаются ромашки. «Хрустальные» вазы изготавливаются из чешуи. Причем, мелкая ярче всего играет на свету…

После того как творение волгоградской пенсионерки из рыбных косточек, плавников, рыбной кожи, шёчек и чешуи обретает зримые черты ёе творческого замысла, Евгения Павловна приступает к наиболее трудному этапу – своеобразной борьбе художника с клеем ПВА. Я не оговорился. Дело в том, что ПВА – очень цепкий клей и нередко «схватывает» очень мелкие и крохотные детали выложенного «рисунка» не там, где нужно его автору. В этом случае Писанской приходится отрывать их специальным ножичком и приклеивать заново. Поистине ювелирная работа, требующая предельной собранности и терпения.

А вот когда собранные в нужном порядке рыбные косточки «нарисовали» картину, её покрывают сначала лаком, а затем обыкновенными акварельными красками. Иногда Евгения Павловна обходится без красок, и в этом случае ее рисунок будет перламутровым. А теперь самое время поинтересоваться, что же может создать самый обычный человек пожилого возраста из костей и косточек сазанов, судаков, путассу и щук, если он «вооружен» лезвиями, ножницами, пинцетом, тюбиком с клеем ПВА, магнитом для придавливания «деталей» картины к ее основе и творческой фантазией самобытного художника?

К примеру, самое большое панно Писанской показывает загадочный тропический берег с пальмой и лодочкой, выполненных из сазана. Ствол диковинного дерева здесь – из хребта рыбы, пальмовые листья – из плавников, три птицы, парящие в небе, – «родом» из головы речного обитателя. Надо сказать, что в этой свое картине волгоградская пенсионерка впервые в своей практике применила рыбью кожу – лицевая её сторона стала песчаным берегом, а из внутренней получился бескрайний океан.

Впечатляют зрителя и «нарисованные» Евгений Павловной хрустальная ваза со спелой черешней, букеты красных тюльпанов и красивых роз, связка желтых колосков и другие работы. Сознание отказывается верить, что все эти картины сделаны из обыкновенной рыбной чешуи, хребтов и плавников различных обитателей рек и морей, кожицы леща горячего копчения.

Кстати сказать, с тех пор как Писанская занялась экспериментальным творчеством, для неё исчезла проблема с подарками для своих близких. Дети, внуки и правнуки – все хотят получить ко дню своего рождения ту или иную авторскую работу мамы, бабушки и прабабушки, у которой на сегодняшний день имеется четверо внуков и семеро правнуков. Спрашивается, как же удается женщине, возраст которой уже перевалил за 90 лет, из бросового материала создавать, по сути дела, своеобразные произведения искусства?

- Для этого нужно только одно: вдохновение и много-много терпения, говорит мастерица. – Если это есть, то всё получится…

На этом творческий портрет можно было бы считать вполне законченным. В конце концов, ей пока еще далеко до мастерства китайской пенсионерки Ли Хуронг, которая вот уже 20 лет творит удивительные мозаичные картины из рыбьих костей, создав в том числе из почти 100 тысяч рыбьих костей свою всемирно известную работу «Весна возвращается», копию работы художника Юйан Цзяна, написанную им 300 лет тому назад. Но, с другой стороны, может быть, в чём-то далеко и пожилой китаянке до волгоградской пенсионерки? В частности, в патриотизме и любви к своей Родине, которые проявила комсомолка Женя в «роковые, сороковые» отправившись в армейской форме защищать железные и шоссейные дороги Северного Кавказа. Известие о победе она встретила в звании сержанта батальона связи в Румынии, но по-настоящему отпраздновать нашу Победу в кругу родных смогла только в августе 1945 года.

В. ЖУРАВЛЕВ. «Рыбак Сахалина» № 17 от 5 мая 2016 г.