Газета "Рыбак Сахалина"
15 сентября 2016 года

​Морская душа

Рыбстан в бухте Первухина на охотской стороне Кунашира для Геннадия Дмитриевича Дияшкина как второй дом. Возглавляемая им бригада из пяти человек обычно обрабатывает один ставной невод на горбуше и два – на осенней кете. Управляются на двух кунгасах, под его началом переоборудованных еще лет 10 назад в подобие малых мотоботов благодаря установке лебедки с 5,5-метровой стрелой, японским цилиндрическим дизельком и редуктором для подъема и маневрирования сети с уловом. Старший рыбак шутит: надел седло на кобылу, никто не надевал, а он попробовал и получилось.

На берегу жилое помещение, кухня, баня. Рядом озеро Лагунное.

Если первые гонцы красной рыбы появляются на западном Сахалине, то на Кунашире подходы горбуши – самые поздние. Но готовятся к путине всегда заранее, всегда напряженно: выносят в море центральный с рамой, крепят арматуру, обеспечивают надежность снастей. Главное же – подбор и настрой «свежих» рыбаков. Они не новички в профессии, но важно рационально распределить обязанности и каждому действовать с максимальной отдачей.

А для бригадира работа, пусть тяжёлая и в чём-то нудная, всё равно в радость. Потому что привлекает преодолением трудностей и продвижением к искомому результату.

Вспоминается, как в прошлом году выловили всего 110 тонн горбуши. Слабые подходы и уловы были в 2013-м, и в 2014-м. Обратили внимание, что в течение трех лет происходит смещение косяков рыбы с севера на юг, чему несказанно рады рыбаки на соседнем рыбопромысловом участке. Приходится навёрстывать упущенное за счёт проходной кеты, промысел которой обычно начинается 8-12 сентября и продолжается до конца октября. Но и в отношении её нынче успех не гарантирован. Хотя в разные годы итоговые показатели колебались от 180 до 300 тонн и порою даже больше.

Дияшкин в рыбной отрасли и на Кунашире 37 лет. По рождению и первым годам трудовой деятельности на оборонном предприятии – амурчанин, по службе на Тихоокеанском флоте (довелось с Камчатки ходить и к африканскому побережью) – радиометрист поиска и разведки. Наверное, оттуда у него в характере целеустремленность, хладнокровие, высокая работоспособность, тяга к новизне и корректное отношение к окружающим.

На Курилы переехать его сагитировал земляк, окончивший Невельскую «мореходку». Да и романтика потянула. Попал в известный тогда рыболовецкий колхоз «Родина», освоил специальность матроса-лебёдчика, бригадирил.

Из года в год за профессиональное мастерство отмечался Почётными грамотами и званиями, его портрет был помещён на колхозную Доску почёта и в альбом Трудовой славы Министерства рыбного хозяйств.

Когда «Родина», как и многие другие хозяйства и предприятия рыбной отрасли в 90-е, оказались не востребованными и экономически нежизнеспособными, пришлось трудоустраиваться заново. Благо Геннадия Дмитриевича в 1993-м пригласили в «Дельту», и он согласился. С одной стороны, на прежнем месте были некие гарантии от проловных дней и твердый оклад. А в бизнесе – строгая дисциплина, и никто не раздаёт рыбу направо и налево. Строгий учёт и контроль: что поймал, то и получи. Зато морским остался.

Несколько лет назад был награждён Почетной грамотой департамента по рыболовству Сахалинской области, а в честь прошлогоднего профессионального праздника Дня рыбака – Почётной грамотой правительства Сахалинской области.

И в личной жизни повезло. Дочь Алина получила университетское и институтское образование (иностранные языки, финансы и кредит), работает бухгалтером в Южно-Сахалинске. Будучи там по делам производства, обязательно с ней общается. С женой, Заидой Дотдиевной, уроженкой Северной Осетии, бывшей сотрудницей редакции районной газеты «На рубеже» и радиовещания, в браке более 30 лет. Среди его друзей и партнёров по теннису и бильярду есть водители, пожарные, предприниматели. В числе увлечений и занятия лыжами – самый доступный вид спорта на островах.

Приходилось Геннадию Дияшкину рыбачить на Итурупе и отвозить на ПТРах рыбопродукцию в Японию. Проблемы рыбной отрасли знает изнутри. Удовлетворён, что ввели запрет промысла лососей дрифтерными сетями, в первую очередь для японских рыбаков. Потому что подходы горбуши практически иссякают. Радует и то, что Южно-Курильский рыбокомбинат собрался строить на озере Лагунном рыборазводный завод. Через несколько лет большое подспорье рыбакам с возвратом красной рыбы будет.

Кстати, этот объект – из перечня Федеральной Курильской программы, а она именно в последние годы активно работает. Все центральные улицы Южно-Курильска закатаны в асфальт, и его продолжают укладывать по трассе в сторону аэропорта. Строятся 2-3-этажные жилые дома из монолита, шлакоблока и бруса. Действуют морвокзал и пирс для пассажирских и грузовых судов, и осталась в прошлом рейдовая погрузка – выгрузка. В реконструированный аэропорт стали летать комфортабельные «дэшки». Приглашает на разные мероприятия большой Дом культуры – бывшая «незавершёнка» нескольких десятилетий. Ремонтируются котельные и теплосети.

А федеральное правительство продлило реализацию программы социально-экономического развития дальних островов ещё на 10 лет.

Словом, отрадные перемены налицо, и жизнь становится явно лучше и веселее.

А. БОБКОВ. «Рыбак Сахалина» № 36 от 15 сентября 2016 г.