Газета "Рыбак Сахалина"
19 марта 2009 года

Обзор недели. По последнему льду

Минувшая неделя (со среды 11-го по вторник 17 марта) для большинства корюшатников прошла под лозунгом-предупреждением: «В заливе Мордвинова продолжается разрушение ледового припая. Выходить на лед крайне опасно!». Иначе говоря, как предупреждал еще Остап Бендер, - «Лед тронулся, господа присяжные заседатели!». Тем не менее, по вредной привычке чихать на всё, многие из нас провели эти дни, «заседая» у лунок на отжимном ветру. Один глаз – на удочку, другой – на берег. Оправдывая и поговорку, и нашу рубрику: рыбалка (как и охота) пуще неволи.

В среду эпицентр зубаревой «путины» оказался в районе Лесного – правее рыбцеха до двух километров в сторону протоки Изменчивого озера. Хотя понемногу еще «дербанили» корюшку по всему охотскому побережью. Но у Лесного ловили ее сотнями, остальные – десятками. Почувствуйте разницу.

Что со льдом? Где оторвало, где остался? С четверга эти вопросы в преддверии выходных, да еще в обстановке противоречивой информации, не мучили, вспоминая слова сатирика, только «язвенников и трезвенников».

В пятницу решил разобраться в ситуации лично. С утра пораньше приезжаю к Свободному, у ворот предъявляю пропуск, но охранник – ни в какую: «Лед весь переломан, гендиректор распорядился никого не пропускать, кроме пограничников». Аргумент понятен: у некоторых работников местного предприятия, включая руководителя, медали за спасение утопавших уже вешать некуда. Но тут подъезжают еще несколько машин. Оказывается, вчера здесь неплохо ловили зубатку – до полутора сотен, небольшая льдина оставалась. Уговорили идти пешком. Дурное дело нехитрое – пошли, увидели сплошное ледяное крошево, почесали репу и повернули оглобли на 180 градусов.

На обратном пути обнаружил только два места, где еще можно выйти на какой-то лед. Основная масса рыбаков сосредоточилась на довольно ограниченном ледовом поле у карьера. Вдоль дороги на протяжении километров двух машину не куда было приткнуть. Да и незачем, в чем я убедился с помощью бинокля. Небольшую группку фанатов (20 – 30 человек) увидел также совсем близко от берега на 2-м км. Ловили мелкую навагу. Говорят, что некоторые умудрились рыбачить на живом льду в ковше Охотского, но это уж отъявленные камикадзе. Такая корюшка нам не нужна.

В выходные дни, по уже надоевшей традиции, юг острова посетил очередной циклон. И разумный народ, опасаясь на море сильных отжимных ветров, устремился главным образом на Изменчивое. Где чуть ли не по колено в воде и снежной каше многие героически едва добирались до берега с увесистыми уловами отменного зубаря. И вновь проблема припарковаться поближе к озеру, и снова отдельные моральные уроды (хоть кол на голове теши!) бросают авто прямо на дороге, нагло игнорируя рыбацкое сообщество.

К моему изумлению, знакомые рыболовы в субботу, не солоно хлебавши у карьера, уже возвращаясь домой, после обеда тормознули на

2-м километре и на упомянутом выше «пятаке» до вечера поймали 390 зубаток (на троих). Везет же людям!

Мы с моим генеральным партнером по рыбалкам Олегом в воскресенье повторили поездку на Санго (Шишкевича), заодно преследуя цель проверить Большое Буссе. На речке в этот раз клевало значительно хуже (возможно, причина в низком давлении), не было и крупняка. По мнению завсегдатаев водоема, кунджа покрупнее будет заходить сюда в конце марта – начале апреля. На льду лагуны несколько десятков наиболее упертых рыбарей, кого еще не унесло ветром, неплохо ловили мелкую и среднюю малоротку, ни одного зубаря в уловах не замечено.

В понедельник и вторник на Изменчивом вновь наблюдалось столпотворение рыбаков и автотранспорта. Информация взаимоисключающая – от «порожняк» до «еле дотащил». С этим озером, как и с Большим Буссе, у нас еще будет не одна возможность разобраться. А вот с морем уже, похоже, все ясно. Заглянул в свой рыбацкий дневник: никогда рыбалка на морском припае ни финишировала столь рано – в марте. Обычно середина или вторая половина апреля, а в 2000 году удалось половить зубаря вперемешку с крупной малороткой и навагой на остатках льда у Свободного аж 6 мая.

В чем дело? В глобальном кризисе или глобальном потеплении? Оставим эти вопросы для философов-натуралистов и будем потихоньку готовиться к весенне-летнему сезону, не забывая, впрочем, о ближайших выходных.