Газета "Рыбак Сахалина"
19 марта 2009 года

Открытая трибуна. Доклад в Ванкувере

В феврале 2009 года в г. Ванкувере (Канада) проходила международная конференция «State of The Salmon», посвященная проблемам устойчивого промысла дикого лосося. В работе конференции принимали участие представители пяти государств (Канада, США, Россия, Япония, Республика Корея). С докладом «Некоторые проблемы управления лососевым промыслом на о. Сахалин» выступил кандидат биологических наук, член Совета НКО «Ассоциация рыбопромышленников Сахалина». Доклад вызвал значительный интерес. Предлагаем его читателям с небольшими сокращениями.

Современное управление лососевым промыслом представляет собой довольно сложную структуру, включающую научные исследования, рациональное сочетание естественного и искусственного воспроизводства, ограничение антропогенного воздействия, систему регулирования и контроля промысла, переработку рыбы и маркетинг.

В кратком обзоре трудно отразить в достаточной мере все аспекты этой сложной структуры, поэтому я остановлюсь лишь на наиболее существенных из них для рыбопромышленников.

В советский период управление промыслом лососей осуществлялось централизовано Министерством рыбного хозяйства. Закона о рыболовстве и строгого квотирования вылова лососей в то время не было. Промысел регулировался правилами рыболовства, рекомендациями науки, планами по добыче и наличием перерабатывающих мощностей.

Добычей лососей монопольно занимались рыболовецкие колхозы, а переработкой – государственные предприятия. Приёмо-перерабатывающих мощностей не хватало, что обуславливало перебои в добыче. Сложности в координации добычи и приёмки приводили к недоиспользованию ресурсов даже при относительно малочисленных подходах лососей. Иногда это приводило к перезаполнению нерестилищ и заморным явлениям в реках. В этот период экологическая система рек подвергалась разрушительному воздействию от лесозаготовок, добычи нефти и угля, мелиорации и сельского хозяйства. Весь этот комплекс отрицательных воздействий привёл к сокращению нерестилищ и численности лососей.

В 1990-е годы экологическая ситуация на о. Сахалин начала улучшаться. Сократились промышленная и сельскохозяйственная деятельность. Началось восстановление экосистемы многих рек. Улучшившаяся экологическая обстановка рек и благоприятные условия нагула в океане обусловили увеличение численности охотоморской популяции горбуши во второй половине 1990-х годов. Эта популяция горбуши составляет основу промысла на Сахалине.

Период увеличения численности горбуши совпал с переходом рыбной отрасли на новую систему управления промыслом. Вылов лососей стал строго квотируемым. Квоты определялись на основе рекомендаций науки по расчисленным общим допустимым уловам (ОДУ). Но эта система управления была неэффективной из-за сложной бюрократической цепи, которая не позволяла принимать оперативные решения по управлению промыслом. При возврате лососей больше прогнозной величины и установленного ОДУ невозможно было принять на региональном уровне решение об увеличении вылова. Это решение должно было пройти все бюрократические инстанции, на что требовалось от 15 дней до 2-х месяцев. Промысел на это время останавливался, возникала угроза переполнения нерестилищ.

В 2004 году был принят Закон о рыболовстве. Однако и этот закон и порядок квотирования оказались не совершенными для лососевого промысла. В 2008 году были приняты дополнения и поправки к Закону по промыслу анадромных рыб. Управленческие функции были переданы региональной администрации и территориальным органам Росрыболовства. В результате появилась возможность оперативно решать вопросы по изменению общих объёмов вылова.

В настоящее время отменена система ОДУ для анадромных рыб. Главная роль в регулировании промысла отведена науке и Комиссии по анадромным рыбам. Эта система управления явилась существенным шагом к оптимизации промысла, его стабилизации и сохранению естественного воспроизводства. Но всех проблем лососевого промысла она всё же не решает. Фактически, это бюрократический чиновничий аппарат, в котором очень слабо представлены рыбаки.

Береговая линия Сахалина поделена более чем на 700 промысловых участков. Промысловые участки закреплены за рыбодобывающими компаниями на 20 лет. Многие компании, заинтересованные в стабильности промысла, стали охранять нерестовые реки в пределах своих промысловых участков. Для увеличения промыслового запаса на своём участке некоторые компании начали проявлять интерес к искусственному разведению лососей.

В советский период государственные планы развития искусственного воспроизводства лососей считались одной из важнейших задач рыбной промышленности. Максимальный выпуск молоди лососей с рыбоводных заводов достигал почти 900 млн. штук горбуши и кеты в год.

В постсоветское время искусственному разведению также уделялось большое внимание. Но его бюджетное финансирование значительно сократилось. Для компенсации этого в 1995 году приказом комитета РФ по рыболовству за лососевыми рыбоводными заводами были закреплены рыбопромысловые участки в морских двухкилометровых предустьевых зонах базовых рек. Это давало право рыбоводным заводам на промышленный лов и получение квот. Поэтому многие рыбодобывающие компании начали строить рыбоводные заводы. Заводы строились, как правило, на самых рыбопродуктивных реках и без достаточного научного обоснования. В основном они ориентировались на воспроизводство кеты как наиболее экономически выгодного вида. За последние 15 лет количество рыбоводных лососевых заводов на Сахалине увеличилось более чем в 2 раза, но суммарный выпуск молоди всех видов разводимых лососей к 2006 году сократился до 760 миллионов.

Некоторые из вновь построенных заводов на Восточном Сахалине почти полностью изменили видовую структуру лососей в базовых реках и нанесли вред естественному воспроизводству горбуши. Стали создаваться искусственные стада кеты за счёт перевозок оплодотворённой икры и производителей из других рек.

Принятый Закон о рыболовстве отменил закрепление за рыбоводными заводами промысловых участков и лишил их права на промышленный лов. Тем не менее, сейчас имеется ещё 23 заявки на строительство рыбоводных заводов. В настоящее время невозможно дать репрезентативную оценку искуственному разведению из-за отсутствия мечения заводской молоди и генетических исследований. Сопоставление объёмов выпуска молоди с рыбоводных заводов с численностью возврата свидетельствует об отсутствии положительной корелляции этих величин. Поэтому расширение сети рыбоводных заводов встречает скептическое отношение многих рыбаков.

Важной проблемой управления лососевым промыслом является регулирование вылова по критерию заполнения нерестилищ. Основным регулятором численности заходящих на нерест производителей является промышленный лов в прибрежной зоне. Он позволяет контролировать оптимальное заполнение нерестилищ путём увеличения промыслового изъятия при высокой численности и снижением его или полным прекращением промысла при низкой численности. Правилами рыболовства запрещено промысловое изъятие в приустьевых пространствах и устьях рек для регулирования заполнения нерестилищ. Однако в настоящее время такое регулирование практикуется. Фактически – это промышленный лов лососей компаниями, коррумпированными с руководящими чиновниками. В большинстве случаев при этом промысле река полностью перекрывается сетями и ведётся бесконтрольный лов. В прошлом году этот промысел привёл к тому, что в таких реках нерестилища были заполнены на 30%. В настоящее время комиссией по анадромным рыбам и ассоциацией рыбопромышленников Сахалина внесены предложения по изменению Правил рыболовства в части регулирования пропуска производителей на нерест.

Фактором, препятствующим эффективному управлению промыслом и сохранению численности естественных популяций, является браконьерство, сильно возросшее с начала 1990-х годов в результате экономического кризиса. Борьба с этим явлением осложняется тем, что реформы административного управления привели к сокращению штата рыбинспекторов в 14 раз и ослабили их технические возможности по рыбоохране. Наносимый браконьерством вред естественному воспроизводству оценить практически невозможно. Однако, по экспертным оценкам, нелегальный вылов составляет не менее 25% от официального улова.

Негативным фактором остаётся несовершенная система налогообложения за использование ресурсов. Плата за право вылова всей квоты взимается ещё до начала промысла, независимо от того, будет выловлена квота или нет. При таких условиях добывающая компания стремится выловить свой лимит при любой промысловой обстановке, и в годы низкой численности лососей возникает угроза недозаполнения нерестилищ.

Важное значение в современных условиях имеет рыночная стратегия правительства, ориентирующая рыбаков на переработку и поставку добытого в прибрежной зоне лосося на внутренний рынок. Такая стратегия обусловила интенсивное развитие перерабатывающей базы и холодильных мощностей. Сейчас на Сахалине производственные мощности рыбопромышленных компаний позволяют переработать до 100 тысяч тонн лосося в год. Холодильные мощности рассчитаны на 70-75 тысяч тонн единовременного хранения рыбы, что эквивалентно среднему вылову лососей за последние несколько лет.

В настоящее время экспортные поставки рыбопродукции составляют не более 5%. Малый объём экспорта объясняется большими потребностями внутреннего рынка и более высокими, по сравнению с внешним рынком, ценами на рыбопродукцию и экспортными правилами. Повышению интереса внешнего рынка к сахалинской рыбопродукции и увеличению экспорта, по мнению многих предпринимателей и ассоциаций рыбопромышленников, будет способствовать организация устойчивого рыболовства и сертификация промысла лососей по критериям MSC.

В 2008 году Центр дикого лосося (The Wild Salmon Centеr) совместно с Сахалинской лососевой инициативой организовали проведение предварительной сертификации лососевого промысла на соответствие стандартам МSC. Экспертами MRAG Americas проведён анализ промысла и рекомендованы меры по выводу промысла на уровень устойчивого рыболовства. Надо сказать, что этот проект был воспринят рыбопромышленниками как будущая гарантия их благополучия.

Многие проблемы управления сахалинским лососевым промыслом, по мнению, рыбопромышленников вполне разрешимы, но для этого потребуется:

- Усовершенствование и упрощение системы управления промыслом, более широкое привлечение к управлению рыбопромышленных ассоциаций и общественности, расширение полномочий Комиссии по анадромным рыбам.

- Усовершенствование системы квотирования или замены её на гибкую лицензионную систему. Главным критерием при этом должно быть оптимальное заполнение нерестилищ.

- Расширение мониторинга за состоянием популяций лососей и их пресноводного периода жизни во всех районах естественного воспроизводства.

- Организация научных исследований влияния искусственного воспроизводства лососей на естественные популяции.

- Оптимизация системы промыслового регулирования численности лососей. Совершенствование правил рыболовства.

- Восстановление органов рыбоохраны с достаточной численностью инспекторов и техническими возможностями.

- Снижение антропогенного воздействия, ликвидация браконьерства и коррупции.

- Совершенствование налогообложения и экспортных правил.

Насколько полно и как скоро эти предложения будут претворены в жизнь, зависит от чиновников и политики правительства в области рыбного хозяйства.