Газета "Рыбак Сахалина"
25 мая 2017 года

​Домашний арест руководителя ТИНРО-Центра продлен до 9 августа

Директор ТИНРО-Центра Лев Бочаров и его первый заместитель Юрий Блинов, российские ученые с мировым именем, продолжают оставаться под арестом из-за нарушений в конкурсных процедурах на отлов морских животных. Они были задержаны 14 марта по обвинению в превышении должностных полномочий. В начале мая суд во Владивостоке рассмотрел вопрос о продлении срока действия меры пресечения в отношении директора ТИНРО-Центра. Домашний арест продлен до 9 августа. Юрий Блинов находится в изоляторе временного содержания.

Коллектив ТИНРО-Центра и дальневосточное рыбацкое сообщество настаивают на изменении меры пресечения, а также выражают недоумение по поводу непубличности рассмотрения данного дела, которое родилось, как и некоторые другие громкие приморские дела, из проверок вполне публичных конкурсных процедур на выполнение государственного или муниципального заказа.

Майское судебное заседание лишь подтвердило это мнение коллектива научно-исследовательского учреждения. Журналисты федеральных и региональных СМИ, прибывшие на судебное заседание, по ходатайству следствия были удалены из зала и не допущены даже на оглашение решения, словно речь шла не о вполне рутинной конкурсной процедуре, в которой по объективным обстоятельствам были допущены ошибки. Между тем, уголовное дело возбуждено по части 1 статьи 286 УК РФ (превышение должностных полномочий), что свидетельствует об отсутствии отягчающих обстоятельств, и эта завеса тайны, мягко говоря, непонятна.

Напомним, по версии обвинения, в 2015 году ТИНРО-Центр оплатил подрядной организации отлов и транспортировку касаток для научных исследований. Следствие утверждает, что размещение аукционной документации и фактическая оплата были произведены «задним числом», когда собственно работы уже были выполнены. Именно это и ставят в вину руководителю института и его первому заместителю.

Как прокомментировали сотрудники ТИНРО-Центра, следственные мероприятия и задержание ученых были шумными и демонстративными. Два этажа здания были оцеплены, и десятки людей проводили обыски и выемки документов. Сотрудники ТИНРО расценили тогда действия силовиков как откровенное запугивание. Первые два дня после задержания руководства причины силовых действий не объяснялись. Секретность с дела ТИНРО была снята лишь в суде - тогда-то и выяснилось, что речь идет о нарушениях при проведении конкурсной процедуры на работу по отлову двух касаток.

Животных в соответствии с научной программой поймали во второй половине 2015 года – еще до того, как завершились конкурсные процедуры по отбору подрядчика. За данную работу ТИНРО-Центр по заключенному договору заплатил ООО «Морские животные» 13 млн. рублей. В этом и кроется суть деяний, послуживших возбуждению уголовного дела.

Но всякий, кто хоть раз сталкивался с работой по 44-му федеральному закону, регламентирующему госзакупки, знает, насколько сложно уложиться во временные рамки всей процедуры – с объявлением торгов, подведением итогов, заключением договора и т.д. На исполнение самого контракта порой времени почти не остается. А в деле ТИНРО-Центра предмет контракта – не банальный ремонт или поставка мебели, которая может подождать на складе, а отлов китов. Его можно производить лишь в жесткие сроки, когда животные вслед за рыбой заходят в определенные акватории. И далеко не каждому в этой непростой работе улыбается удача.

Об этом говорил Лев Бочаров на первом судебном заседании, которое было открыто. Открытость процесса тогда не вызывала у следствия вопросов. Общество имеет право знать, что происходит в его в судебных заседаниях, так как арест ученых с мировым именем является резонансным делом, и внимание общественности будет способствовать объективному рассмотрению и разбирательству дела. И ученые, выступая в суде, не скрывают: научный эксперимент был ограничен в сроках – отлов касаток производится в июле, когда они подходят к берегу за лососем. Исследования науки необходимо было упаковать в конкурсную процедуру отбора заказчика согласно 44 ФЗ, что, по данным следствия, правильно сделать не удалось.

Именно на нестыковку условий проведения аукциона и реальную научную ситуацию в эксперименте и ссылались арестованные руководители ТИНРО-Центра. «Что касается умысла, у меня его не было. Я не знал, что конкурсные процедуры не были окончены, когда касаток уже отловили, – пояснил Лев Бочаров в суде и добавил, что как руководитель организации, выполняющей в год различные работы примерно на 1,5 млрд. рублей, он не имеет возможности детально отслеживать исполнение каждого договора. – Со спокойной совестью подписал данный договор и целый год об этом не вспоминал, пока не начались проверки прокуратуры, которая указала, что конкурсные процедуры были нарушены».

Пояснения руководителей ТИНРО-Центра подтверждаются документами ранее проведенной проверки. Оказывается, данное нарушение 44 ФЗ было выявлено природоохранной прокуратурой ещё год назад. Тогда по результату проверки было подготовлено и направлено в ТИНРО представление природоохранной прокуратуры. При этом надзирающий орган квалифицировал его как административное правонарушение (халатность). Ответственность за него – штраф до 50 тысяч рублей.

Но самое главное, что этой проверкой документально подтверждено, что все животные были пойманы и перевезены в бухту Средняя, запланированные в рамках научной программы исследования проведены. По мнению представителей защиты, работы по государственному заданию были выполнены: касатки отловлены и научные исследования проведены. Интересы государства не пострадали – техническое задание аукциона было исполнено.

Между тем, арестованным вменяется часть 1 статьи 286 УК РФ. Согласно этой статье действия должностного лица, явно выходящие за пределы его полномочий, должны повлечь «существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства…». Но ведь к стоимости работ нет вопросов. Результаты изучения пойманного животного вошли в программу и, возможно, помогут решить проблему нейтрализации морских хищников, коими и являются касатки, при ярусном лове палтуса. Так что на вопрос «почему же руководитель ТИНРО-Центра под домашним арестом, а его заместитель в изоляторе временного содержания?» у сотрудников научного учреждения внятного ответа нет. Коллектив не видит в административном правонарушении преступления, о котором твердит следствие.

Коллеги Льва Бочарова и Юрия Блинова 4 мая пришли в суд. Пришли, чтобы поддержать своих руководителей, которые десятки лет служили отраслевой науки. Общаться арестованным с ними было нельзя, но даже присутствие в коридорах суда рядовых тинровцев говорит о том, что они намерены бороться за своих руководителей. И были шокированы состоянием Юрия Блинова. «Юрий Григорьевич шел, натыкаясь на стены. Такое ощущение, что у него сильно село зрение. Мы были крайне расстроены и обеспокоены за его состояние здоровья», – поделились с журналистами своими переживаниями коллеги Юрия Блинова.

Лев Бочаров в суде выглядел бодрее. Ему запрещено было общаться с журналистами, но его супруга рассказала, что его здоровье также сильно пошатнулось. «Мой муж всю жизнь посветил развитию рыбной науки в России. И теперь эти обвинения ударили по нашей семье. Но меня радует, что сотни людей выражают солидарность нам и они уверены в том, что эти обвинения в преступлении беспочвенны».

А пока адвокаты тинровцев готовятся обжаловать продление под стражей в апелляционной инстанции.

При решении вопроса о мерах пресечения обычно изучается личность подследственного. Не лишне напомнить о том, кем являются фигуранты данного дела. Так, директор ТИНРО-Центра Лев Бочаров сумел сохранить институт в тяжелые 90-е годы, приумножив и укрепив его научный потенциал. 30 лет он руководит основными научно-исследовательскими программами, в 2010 году избран академиком РАЕН. Он – уважаемый член рыбацкого и научного сообществ, постоянный участник и модератор Всероссийского конгресса рыбаков, многие годы представляет Россию в международной организации по морским наукам в северной части Тихого океана (PICES), на международных переговорах и комиссиях по рыбным ресурсам со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Не меньшими заслугами перед рыбной отраслью и наукой обладает и Юрий Блинов. Заместитель директора института неоднократно защищал интересы отечественных рыбаков и возглавлял делегации ученых на международных комиссиях по рыбным ресурсам. Лев Николаевич и Юрий Григорьевич имеют ряд значимых государственных наград и почетных званий и заслуженно считаются авторитетными экспертами в рыбной отрасли.

Надо отметить, что рыбацкая общественность поднялась на защиту ученых.

«Благодаря профессиональной деятельности руководства ФГБНУ «ТИНРО-Центр» обеспечивается комплексная научная поддержка наиболее рационального использования общенациональных водных биологических ресурсов. Работа ФГБНУ «ТИНРО-Центр» имеет заслуженное признание не только в российском, но и в мировом научном сообществе», – говорится в письме Ассоциации добытчиков минтая. И письма, в которых известные эксперты и главы крупных ассоциаций выражают искреннюю поддержку и доверие ученым, высоко оценивают их работу на благо отрасли, дают положительные характеристики их деятельности и настаивают на объективном расследовании, продолжают поступать в институт.

Сегодня много говорится о гуманизации уголовного законодательства, о смягчении наказаний за преступления, не связанные с большой общественной опасностью. По этому поводу не раз выступал и председатель Верховного суда РФ Вячеслав ЛЕБЕДЕВ, подчеркивая, что у нас в местах лишения свободы находится достаточно большое количество людей, которые совершили незначительные по современным меркам правонарушения. В целях исправления ситуации, по его словам, «идет выработка параметров уголовной политики государства, носящей гуманистическую окраску».

Но сдается, что этот ориентир на гуманизацию уголовного процесса в некоторых регионах пока остается лишь на словах. Иначе как объяснить, что два уважаемых ученых, имеющих перед страной и обществом неоспоримые заслуги, два человека преклонного возраста, которым далеко за шестьдесят, находятся под арестом. Причем по такому делу, на которое у юристов, в том числе и надзорных органов, имеются диаметрально противоположные взгляды.

Впереди долгое расследование. Часто в России следствие длится годами. Юрий Блинов, находящийся в изоляторе, уже имеет проблемы со здоровьем. Защита утверждает, что при отсутствии злого умысла и реального ущерба государству нужно незамедлительно смягчить принятую в отношении Блинова меру пресечения. Ведь хронические заболевания ученого в возрасте отражаются на его здоровье. А коллеги Льва Бочарова и Юрия Блинова надеются, что честное расследование и объективное рассмотрение дела в предстоящем суде вернут руководителей научно-исследовательского института на их рабочие места.

Ю. РОГОВ. «Рыбак Сахалина» № 20 от 25 мая 2017 г.

P.S. Когда печатался номер, постановлением Приморского краевого суда Льву Бочарову домашний арест заменен на залог в 2 миллиона рублей, а Юрия Блинова выпустили из под стражи под домашний арест.