Газета "Рыбак Сахалина"
01 июня 2017 года

​Жизненный курс проложен точно

4 июня 2017 года Анатолий Михайлович КНЫШ встречает своё 80-летие. Друзья, коллеги, те, кто работал с ним в прежние годы, сердечно поздравляют юбиляра с этой славной датой и желают ему доброго здоровья и долгих лет жизни!

Когда я спросил Анатолия Михайловича, что ему помогало и помогает в жизни, он ответил не задумываясь: «Труд». А потом объяснил: «Я родился и вырос в простой крестьянской семье, с самого раннего детства трудился на земле. Что такое безделье – не знал».

Вообще-то, Анатолий Михайлович вполне мог родиться и в городе. Но в ноябре 1929 года ЦК партии принял постановление «Об итогах и дальнейших задачах колхозного строительства», в соответствии с которым решено было направить в колхозы и МТС на постоянную работу 25 тысяч передовых городских рабочих для руководства созданными колхозами и совхозами. Среди этих двадцатипятитысячников был и его будущий отец.

Там, в селе Пантелеймоновка Шмаковского района Приморского края, в семье председателя колхоза и родился Анатолий. Он был пятым-шестым ребёнком. Почему пятым-шестым? Потому что вместе с ним родилась и его сестрёнка, у которой 4 июня тоже 80-летний юбилей. Это были младшие дети в семье председателя колхоза Кныша.

В то время, конечно, никто не знал, что его сын Анатолий отчасти повторит судьбу отца – спустя годы тоже станет председателем колхоза. Но не сельскохозяйственного, а рыболовецкого.

Шесть детей – это серьёзно и в мирное время при здоровых родителях. Но в 41-м, когда младшим было по четыре года, началась война. Отца на фронт не взяли – надо было кормить страну.

Но в 1943 году он умер, и мать с шестью детьми в эту тяжёлую годину осталась одна… Что это значит, думаю, разъяснять не надо. Тут и начался для Анатолия Кныша тот самый труд, который выковал его характер, дал капитальную закалку и помогал в жизни.

Труд и, видимо, гены отца дали Кнышу целеустремлённый характер. Все мы знаем, что далеко не все дети войны смогли реализовать свои желания, многие недоучились – и основную причину этого видели в войне, в том, что было трудно жить. Не думаю, что матери, оставшейся на руках с шестью детьми, было легко. Но Анатолий закончил среднюю школу и в 1954 году, чтобы осуществить мечту, поступил в городе Имане (ныне Дальнереченск) в мореходную школу, которая готовила рядовые кадры для управления вспомогательных судов и гаваней Тихоокеанского флота.

Решение пойти на флот, как это обычно бывает, пришло случайно: соседский парень, обучавшийся там, приехал домой во всей морской красе, в бескозырке. Форма очень понравилась, затем понравились рассказы о мореходной школе и жизни там. И вопрос, где дальше учиться, был практически решён.

Через год учёбы началась морская романтика.

Началась она с должности кочегара на паровом буксире голландской постройки. Анатолий Михайлович до сих пор (хотя это был 1955 год) помнит все его «тактико-технические данные»: угольщик, мощность паровой машины 900 лошадиных сил, котёл на две топки, давление 8 атмосфер. 18-летний пацан переворачивал ежедневно до 10 тонн угля.

В общем, думаю, работа кочегара по вольному найму А. М. Кныша чем-то напоминала того кочегара из знаменитой песни, который признавался, что вахту «не в силах держать». Но удивительное дело: спрашиваю сейчас Анатолия Михайловича, насколько было тяжело – дескать, от усталости падать не приходилось? – отвечает: «Да нет, всё было нормально». Из другого материала, что ли, были сделаны тогдашние пацаны? Сомневаюсь, что нынешнее поколение выдержало бы.

Хотя кто знает. Если любить море так, как любил его тогда Кныш…

Три года работал Анатолий на вспомогательных судах Краснознамённого Тихоокеанского флота. После буксира перевели его матросом на танкер, который обслуживал боевые корабли. Стал боцманом. А в 21 год забрали его в армию.

В ноябре 1961 года заместитель командира взвода старший сержант Кныш, уволившись в запас, поехал на Сахалин поступать в мореходное училище. Армейская служба окончательно убедила в том, что его дело – море.

Напомним: шёл уже ноябрь, и все сроки приёма на учёбу были пропущены. Вины Кныша в этом не было – ему поздно дали «дембель». Но, тем не менее …

Но, тем не менее, его зачислили курсантом Невельского мореходного училища. Для настойчивого и целеустремлённого 24-летнего молодого человека, прибывшего в учебное заведение прямо в военной форме, место нашли.

Заканчивал училище Анатолий уже заочно. И не в статусе курсанта, а в должности … инструктора промышленно-транспортного отдела Невельского горкома КПСС. Произошла совершенно невероятная вещь. По крайней мере, нигде ни о чём подобном я не слышал и не читал. На профессиональную партийную должность всегда приглашали хорошо зарекомендовавшего себя специалиста-производственника или труженика другой сферы. Но чтобы позвать на работу в горком партии (не в горком комсомола, в конце концов) ещё не завершившего обучение курсанта?! Это ж каким курсантом надо было быть!

Таким курсантом Кныш, член КПСС с марта 1963 года, видимо, и был. Это сейчас сынков крупных руководителей автоматически ставят на очень высокие должности (дескать, он уже по рождению умнее всех), но тогда об этом и подумать было нельзя. Смотрели по делам.

Два года работал он в горкоме. В 1966 году окончил мореходное училище, получил диплом судоводителя и пошёл трудиться на флот – третьим помощником капитана СРТР «Лаг» Невельской базы (тогда ещё управления) тралового флота. Вначале – в минтаевую экспедицию, затем на промысел хека в районе острова Кадьяк, затем – к Магадану на селёдку...

Таким было начало. О том, каким оно было, мало кто знает, поэтому мы и решили поподробнее рассказать об этом периоде.

Самый большой этап деятельности Анатолия Михайловича Кныша связан с колхозной рыболовецкой системой, в которую он пришёл 50 лет назад, в конце 1967 года. С ней связаны все его достижения. Работая в колхозе, он получил орден «Знак Почёта», медаль «Ветеран труда». Ну а позже – медаль «300 лет Российскому флоту».

«Выписка из протокола № 1 собрания уполномоченных рыбаков-колхозников рыболовецкого колхоза «Заветы Ильича» от 18 февраля 1982 года

Всего уполномоченных – 215 чел.

Присутствуют на собрании – 200 чел.

Слушали:

О выборах председателя правления рыболовецкого колхоза «Заветы Ильича»

Постановили:

Избрать председателем правления колхоза тов. Кныш Анатолия Михайловича.

Голосовали единогласно».

Такой результат, думаю, был предсказуем. С 1971 года работал он заместителем председателя, был и секретарём парткома. Люди его хорошо знали и высказали на собрании уполномоченных своё отношение к нему.

А вот что сказал о нём несколько дней назад генеральный директор ООО «Простор» Владимир Иванович Супрун, работавший в своё время заместителем председателя Сахалинского облрыбакколхозсоюза: «Знаю Анатолия Михайловича с 1983 года. Он сразу подкупил ответственностью, честностью и высокой порядочностью в отношениях с людьми. У него не было деления на мелкие и крупные вопросы. Всё, что относилось к людям, считал крупными».

За долгие годы работы у Кныша появилось много добрых знакомых, друзей. Среди них и директор ООО «Атика» Василий Иванович Толошный. Он, 30-летний капитан дальнего плавания из Невельской базы тралового флота, в 1986 году был избран секретарём парткома рыболовецкого колхоза «Заветы Ильича», где председателем уже четыре года был Анатолий Михайлович.

«Разница в возрасте у нас двадцать лет, – вспоминает Толошный. – Я молодой, горячий, рьяный. Поэтому и разногласия у нас были по многим вопросам, до ругани доходило. Вот так поругаемся, я в свой кабинет ухожу, он– в свой. Посижу-посижу и думаю: человек же он намного меня старше, надо бы пойти извиниться. Иду, а он навстречу по коридору идёт извиняться передо мной… Сейчас всё это кажется смешным, а тогда ведь переживал. Но со временем я понял, что правда в большинстве случаев была на его стороне.

Анатолий Михайлович – сильная личность. Многое я у него перенял как у руководителя рыбодобывающего предприятия и как у человека. Эти навыки и сейчас мне помогают в работе.

С Анатолием Михайловичем я работал недолго, два с половиной года. Но связь с ним никогда не терял: и тогда, когда он работал в «Заветах Ильича», и когда перешёл на работу в совместное советско-австралийское предприятие «Каниф», созданное базой тралового флота и рыболовецким колхозом, и когда он, находясь уже на пенсии, стал работать на лососёвом рыбоводном заводе. Он очень надёжный человек, с ним хочется дружить».

10 лет возглавлял рыболовецкий колхоз Анатолий Михайлович Кныш – срок немалый. Колхоз, развивавшийся по заветам Ильича (название обязывало) был одним из лучших в системе рыбакколхозсоюза. В декабре 1992 года Анатолий Михайлович оставил свой председательский пост и перешёл на работу в «Каниф», где проработал пять лет. Потом целый год был на пенсии. Но отдыхать не получилось – не тот характер. Был директором Пугачёвского рыбоводного завода в Макаровском районе, а с марта 2008 года трудится заместителем директора Ясноморского ЛРЗ в родном Невельском районе. На этом посту и встречает он своё 80-летие.

…А через две недели после того, как А. М. Кныш ушёл с должности председателя, колхоз переименовали: не захотели, видимо, новые руководители работать по заветам Ильича и назвали его «Сахалин». Где теперь этот «Сахалин»?

Но не будем о грустном. Время поздравлять юбиляра.

Б. ВОЛОДИН. «Рыбак Сахалина» № 21 от 1 июня 2017 г.