Газета "Рыбак Сахалина"
14 сентября 2017 года

​Охота на рыбоводов

В Средние века в католических странах во всех бедах обвиняли ведьм – по их вине, дескать, появляются чума, холера, язва и прочие напасти. Поэтому самых красивых женщин, обзывая их ведьмами, отправляли на костёр, ибо красота по определению была греховной. Поиск виновных всегда нравился народу, выгоден он был и власти, которая таким образом могла направить удар в сторону оппонентов или снять вину в себя. Ясно, что в пришествии той же чумы никто – ни власть, ни люди – не были виновны: причиной служило абсолютное отсутствие в то время гигиены во всех слоях общества.

Подобное сравнение с охотой на ведьм возникло сейчас в связи с той истерией, которая, на мой взгляд, нагнетается у нас в области из-за слабых подходов горбуши. Удивительное дело, горбуша не всегда радовала нас и прежде. Раньше, как говорят знатоки, и вода была мокрее, и трава зеленее, но добыча горбуши в советские времена редко превышала 30 тысяч тонн, максимально было 50 тысяч, и это стало рекордом. Так что сказочки о том, что горбуша тогда в речках стояла стеной и было её там по пояс, можно отнести за счёт ну очень малого роста тех, кто сейчас об этом вспоминает, и за счёт возраста, когда всё, что больше трёх, было «много», а все деревья были большими. Для сведения: в японские времена к южному Сахалину лосось практически не подходил, что и заставило японцев строить рыбоводные лососёвые заводы (а те глубокие бетонные чаны, которые мы видим на побережье, предназначались для сельди, которой действительно тогда была тьма-тьмущая).

Профессиональные рыбаки-старожилы назовут немало проловных годов, в том числе и в недавние восьмидесятые и девяностые годы. Но никогда не было такой истерии, как сейчас.

Кому это выгодно? Не могу сразу ответить на этот вопрос, но кому-то, значит выгодно.

И не могу поверить в то, что девицы, которые вряд ли ходят на выборы, по своей собственной инициативе устраивали одиночные пикеты с плакатами, призывающими губернатора Кожемяку запретить РУЗы. Да и знают ли они, что такое РУЗ? Сомневаюсь. Как не знают этого и многие из тех, кто не устаёт, повинуясь сейчас инстинкту толпы, а ранее – вброшенному кем-то в своих интересах кличу обвинять во всём рыбоводные заводы и устанавливаемые на реках, где работают ЛРЗ, рыбоучётные заграждения, путая их с сотнями браконьерских сетей, перегораживающих наши нерестовые реки. Но всё это, считаю, со временем будет подано как массовое народное негодование по поводу РУЗов и якобы неэффективной работы рыбоводных заводов.

Недавно, например, прочитал на форуме Сах.кома, что в Охинском районе на каждой реке установлены РУЗы, с которых без меры черпают рыбу. Знающий человек посмеётся и скажет, что в Охинском районе нет ни одного рыбоводного завода и, соответственно, ни одного рыбоучётного заграждения, которые являются технологическим элементом лососеводства. А люди неграмотные, на восприятие которых, то есть на толпу, и рассчитан вбрасываемый негатив в отношении рыбоводных заводов, воспринимают всё за чистую монету. Вот и готова «ударная» сила то ли митинга, то ли ещё какого действа экономико-политического или политико-экономического толка (приоритеты можете расставить сами).

В общем, мне настойчиво предлагают думать, что японцы сплошь такие дурни, раз начали строить на острове лососёвые рыбоводные заводы. А на севере острова (для тех, кто не знает) построили такой завод на реке в нынешнем Тымовском районе аж в 1923 году, через несколько лет после оккупации северного Сахалина. И настолько они глупы, что имеют на своей территории свыше трёхсот рыбоводных заводов. И американцы также недалёкого ума, коль имеют на Аляске примерно 170 лососёвых заводов. Но, тем не менее, и там год на год не приходится, природа пока не очень подвластна человеку.

Действительно, к берегам Сахалина горбуши в этом году подошло меньше, чем планировалось. Но её практически не было по всей акватории Охотского моря – ни в Хабаровском крае, где её поймали в два-три раза меньше ожидаемого, ни в Приморском, ни в Магаданской области, ни на западном побережье Камчатки. В этом что, тоже виноваты сахалинские рыбоводы? Как это объяснят те несколько десятков человек, которые под разными никами, чтобы показать якобы протестную массовость, будоражат народ, обвиняя рыбоводные заводы во всех прегрешениях мира?

А ведь это всё – очередной каприз природы, которых уже было немало. И поэтому никто ни в Магадане, ни в Хабаровском крае и т.д. не устраивает истерик по этому поводу и не подталкивает мало что понимающих в рыбном промысле людей на какие-то пикеты. Но «скелет в шкафу» в виде деятельности рыбоводных заводов нашли только на Сахалине. И, как мне кажется, местные власти вдруг тоже начали поддерживать эту невесть откуда взявшуюся мысль. Из её структур уже стали раздаваться слова о том, что с рыбоводными заводами надо разобраться. Поэтому у многих создаётся мнение, что поднятый вокруг рыбоводных заводов шум выгоден также и власти, которая не в состоянии признать, что ничего не может сделать с массовым браконьерством в промышленных масштабах и остановить работу нелегальных перерабатывающих предприятий. А отсюда и попытки переложить всю вину за грабёж биоресурсов на тех, кто, наоборот, борется за их приумножение.

Одним из принципиальных противников лососёвых рыбоводных заводов считается и уважаемый В. В. Смирнов, руководитель ассоциации рыбопромышленников Смирныховского района. Не раз, выступая по телевидению и на различных мероприятиях, он говорил, что местные рыбаки добивается высоких выловов потому, что в районе нет ни одного рыбоводного завода, а значит не установлен ни один РУЗ. Главное – это не жалеть сил на охрану рек. С последним тезисом абсолютно согласен – надо охранять. Но что касается отсутствия рыбоводных заводов, то он, думаю, явно не прав, и нынешний год это хорошо показал – в Смирныховском районе, который несколько лет подряд брал хорошие уловы горбуши, они снизились многократно. А ведь охрана рек, надеюсь, в этом году тоже была на высоте. Но не случилось – с природой не поспоришь.

А где в этом году самые высокие уловы горбуши? А там, где самая высокая насыщенность рыбоводными заводами, деятельность которых позволяет замещать «недород природы» и поддерживать необходимый баланс. На Итурупе ежегодно выпускают в море 120 миллионов выращенных на заводах мальков горбуши. Хороший «урожай» на острове был в прошлом году. А в этом там по состоянию на утро вторника взяли свыше половины добытой в области горбуши – более 14 тысячи тонн. И это не предел.

Уже один этот факт в пух и прах разбивает доводы тех, кто борется с рыбоводными заводами и установленными на них рыбоучётными заграждениями, устраивая охоту на тех, работает на сохранение и увеличение запасов лосося.

А вот ещё один пример рачительного хозяйствования. По телевидению в последнее время принято стонать по поводу незаполненных нерестилищ, мифических РУЗов, не пропускающих якобы рыбу в реки. Но почему-то ни одна телекомпания, и Сах.ком тоже, не отважились приехать на реку Фирсовка, где стоит рыбоводный лососёвый завод и снять репортаж о том, сколько горбуши пришло не естественные нерестилища.

А искать врагов там, где их нет, это просто. Но нехорошо.

В. КАНТЕМИРОВ. «Рыбак Сахалина» № 36 от 14 сентября 2017 г.