Газета "Рыбак Сахалина"
20 августа 2009 года

Стиль компании: инициатива и деловитость

Второе десятилетие занимается добычей и переработкой водных биологических ресурсов общество с ограниченной ответственностью «Нептун».

У компании наработана хорошая история и практика рационального рыболовство лососей. Отличное сырье, строгое соблюдение технологий и высокая ответственность персонала подняли уровень производства до современных требований.

Продукция с брэндом ООО «Нептун» достойно конкурирует на внешнем и внутреннем рынках.

Промышленная база предприятия находится в селе Советское городского округа «Долинский». Здесь и зарегистрирована хорошо известная на Сахалине и даже в соседней Японии эта рыбная коммерческая компания. Генеральный директор «Нептуна» Александр Николаевич Шалининов гостеприимно знакомит с хозяйством и первым своим помощником – главным технологом и заместителем по производству Владимиром Анатольевичем Андрюхиным.

Вместе проходим в цех обработки. Здесь только что приняли очередную партию горбуши, и она непрерывным потоком подается с приемного плота на конвейер перерабатывающей линии. Тщательно потрошенные и промытые рыбины автоматически обезглавливаются. Ловко идет укладка тугих серебристых тушек в специальные формы, и уже в них свежевыловленная горбуша выдерживается несколько часов в низкотемпературных скороморозильных камерах. После такой интенсивной морозки и контроля технолога готовая продукция поступает в холодильник для временного хранения до отправки потребителям.

В цехе спокойная деловая атмосфера и, что немаловажно, необходимый порядок и чистота. Довольно удобно, по словам рыбообработчиков, смотнированы технологическая линия и сами рабочие места, что обеспечивает им высокопроизводительный и безопасный труд.

Кстати сказать, у рыбаков и рыбообработчиков ООО «Нептун» одна из самых высоких зарплат среди отраслевых предприятий Долинского района. И этот материальный фактор играет существенную роль в стабильной работе высокопрофессионального коллектива. Даже временные работники, а это жители Сахалина, работают в компании уже по нескольку рыбных сезонов подряд. Для них созданы добротные условия проживания. Предприятие позаботилось о полноценном и калорийном питании своих людей. А самое важное, благодаря неплохим уловам, обеспечивает их постоянную трудовую занятость.

В икорном цехе, конечно же, свой размеренный ритм, продиктованный тонкими технологиями самой деликатесной продукции. Нежное дорогостоящее сырье требует столь же аккуратного с ним обращения, поэтому все операции выполняются подготовленными в этой области специалистами. Икорный цех – это несколько довольно просторных, светлых, отделанных кафелем и стерильно обработанных помещений. В нем специальное оборудование с принадлежностями и какой-то особый почти лабораторный уклад. Труд преимущественно ручной. Потому что лишь в этом случае можно получить деликатес с заданными вкусовыми оттенками и привлекательным видом.

Знатный мастер икорного дела Юн Тайсиеку предлагает продегустировать свою эксклюзивную продукцию. Великолепно! В меру посол и совершенное отсутствие горечи. При том, что в икре «Нептуна» обязательно содержатся все необходимые ингредиенты. Не случайно же именно эта лососевая икра имела большой успех на Сахалинской международной выставке «Рыбная индустрия».

Выезжаем с береговой базы на рыбацкий стан. У шлагбаума машину руководителя тщательно досматривает охранник. Так же, как и при въезде. Несколько удивленно смотрю на Шалининова…

– Да, вот такой у нас заведен строгий порядок, – объясняет Александр Николаевич. – Поблажек – никому, даже генеральному директору.

– При такой ответственности и дисциплине, должно быть, нет никаких проблем?

– Почему же? Проблемы есть, и довольно серьезные. Энергообеспечение, например. Подача электроэнергии в нашу промзону не выдерживает никакой критики. Помимо регулярных внезапных отключений из-за низкого, не соответствующего нормам напряжения в сети время морозки рыбной продукции увеличивается. Иначе продукцию необходимой кондиции просто не получить. Соответственно, предприятие не может выйти на свою полную мощность, сбивается технологический ритм, и в результате – возможности переработки уменьшаются.

– Вопрос далеко не частный, – продолжает А.Н. Шалининов. – Он постоянно озвучивается с высоких трибун, ораторы дают обещание строго спросить с ОАО «Сахалинэнерго» и навести в этом деле порядок. Но на монополистов, как видим, управы нет. В таких условиях оказались также и другие рыбопромышленные предприятия нашего сектора. Как развиваться? Как выходить на более высокий уровень переработки сырья? Скажем, у нас есть возможность внедрить более современное технологическое оборудование, но оно в этих условиях работать не будет.

– Зато у нас на Сахалине, похоже, улучшилась ситуация с регулированием промысла, особенно в части заполнения лососем нерестовых рек?

– Да, рыбацким ассоциациям пришлось немало попотеть, чтобы отбить необоснованные претензии к шестикилометровой приустьевой зоне. Рыбаками пополнился состав областной комиссии по добыче анадромных видов рыб. И со сменой руководства Сахалино-Курильского теруправления в нашем рыболовстве стали приниматься по обстановке оперативные и взвешенные решения. Однако работы на правовом поле и в конкретных практических профессиональных вопросах еще достаточно.

Возьмем хотя бы нерестовую реку Береговая, которая находится в южной части нашего промыслового участка. Это наш сырьевой банк. И мы, конечно же, очень заинтересованы в полноценном и качественном воспроизводстве дикого лосося. Поэтому ООО «Нептун» активно участвует в пресечении фактов браконьерства и ведет законное регулирование захода рыбы на нерест.

Итог нашей работы по охране и регулированию таков. За 2005 – 2008 годы среднее заполнения реки, по актам ихтиологов, составило 241 особь на 100 квадратных метров. Показатель очень хороший, но в качественном отношении работа по регулированию еще требует определенной корректировки. Дело вот в чем. Регулировать надо с самого первого дня захода производителей в реку. График пропуска специалистами Сахалинрыбвода, в принципе, так и составлен. Однако официальное разрешение поступило гораздо позже. В этот промежуток времени по большой воде в Береговую бесконтрольно, как и каждый год, зашло огромное количество рыбы первого хода. Потом, после спада воды, масса зашедшей рыбы гибнет, что делает реку фактически непригодной к заходу производителей следующего подхода. Представляете ситуацию: рыбу надо запускать, а запускать некуда… Для нормального воспроизводства потомства в Береговую должно зайти 14 тысяч производителей. За весь нерестовый сезон – июль, августа, сентябрь. Вот все эти месяцы необходимо, регулируя, горбушу пропускать. А мы запаздываем.

По рекомендациям ихтиологов нам следует пропустить в свою реку только две тонны первого хода. Но не двести же тонн!

– Почему здравый смысл и тем более компетентный подход не возобладают?

– Дело в том, что три организации Росрыболовства: Сахрыбвод, СахНИРО и теруправление еще корректируют в этом отношении свою работу. По мнению опытных практиков-ихтиологов, очень целесообразно вести регулирование захода производителей малыми ставными неводами в море, в той самой запрещенной сейчас для промысла предустьевой двухкилометровой зоне. Только ставить невода следует

гребенкой и на удалении от устья по длине центрального крыла. Рационально. Никакого ущерба. Исключен соблазн превращать нерестовые реки в промучастки.

Вот так, оказывается, – просто, удобно и, согласитесь, полезно.

Много еще чего интересного и важного рассказал по дороге до рыбацкого стана Александр Николаевич Шалининов. В частности, об активной социальной и благотворительной деятельности долинского «Нептуна», о помощи в трудоустройстве военных ветеранов и моральном климате в коллективе, у которого в престиже здоровый образ жизни, любимая работа и спорт.

А сейчас я в гостях у бригадира рыбаков, замечательного специалиста и интересного человека Сергея Евгеньевича Шевченко. Немного поговорив с ним, ухожу на кунгасе в Охотское море к неводам, полным рыбы…